Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/33319/

Цена воды

рубрика: Экономика

Обращение к губернатору Ярославской области А. И. Лисицыну и мэру Ярославля В. В. Волончунасу


В последние годы «водный» вопрос в Ярославле становится все острее. Ситуация напоминает борьбу бедуинских племен за единственный на всю пустыню колодец. В области сложилась «революционная ситуация»: верхи (областная администрация) не могут, низы (мэрия Ярославля) не хотят. Не хотят и не могут пойти на компромисс. Страсти разгорелись вокруг кредита для реконструкции муниципального предприятия «Ярославльводоканал». В прессе уже неоднократно освещалась эта непростая проблема. Поэтому имеет смысл лишь вкратце напомнить предысторию вопроса. Хозяйство «Водоканала», его сети имеют возраст не один десяток лет. Износ составляет более 60 процентов. Понятно, что подобная ситуация грозит самыми непредсказуемыми последствиями. Ситуация осложнилась еще и тем, что в период с 1997 по 2000 год на баланс муниципального предприятия, коим является «Водоканал», были переданы водопроводные сети промышленных предприятий. И необходимость реконструкции этого жизненно важного объекта споров не вызывает. Копья ломаются при решении вопросов, на какие средства и как это осуществлять. Мэрия города Ярославля и МП «Ярославльводоканал» пошли по пути привлечения ресурсов Европейского банка реконструкции и развития, который согласился предоставить кредит в размере 16,5 миллиона долларов США при определенных политических, социальных и финансовых гарантиях. Любой банк, в том числе и ЕБРР, не является благотворительной организацией: максимальное извлечение прибыли при гарантированном возврате кредита – закон банковского рынка. Достаточно сказать, что, кроме возврата вышеуказанной суммы, за пользование кредитными ресурсами местный бюджет должен в течение 10 лет отдать еще 35 миллионов долларов США в виде процентов по кредиту. Гарантами возврата кредита по договору должны были выступить мэрия Ярославля и областная администрация. Городские власти, которые явились по сути инициаторами займа, пытаются продавить именно этот вариант. Для разработки обоснования привлечения кредитных средств была «приглашена» американская компания CH2M HILL International Services. В результате деятельности этой компании было разработано «Технико-экономическое обоснование программы совершенствования системы муниципального водоснабжения Ярославля» (далее – программа) – двухтомный документ, в полной мере отражающий современные требования к разработке технико-экономических обоснований, представляемых в любой крупный банк, но с определенной степенью допущений в своих прогнозах развития событий. Именно из-за этих допущений областные власти и не спешат подписывать сомнительный с их точки зрения документ. И с этой позицией согласны многие разбирающиеся в ситуации экономисты, хозяйственники, промышленники. Почему? Во-первых, данный договор подразумевает привлечение собственных средств в размере 30 процентов от суммы кредита. А взять такие деньги по сути неоткуда. Областной и городские бюджеты и так до предела напряженные. Отсюда закономерный вывод: деньги на реконструкцию и возвращение кредита будут взяты из карманов все тех же многострадальных граждан. Цитируем программу: «Способность МП «Ярославльводоканал» вернуть заем ЕБРР и делать другие капиталовложения будет зависеть от дальнейшего увеличения тарифов» (стр. 3, т. 1). Здесь же на стр.76 приведена таблица ежегодного увеличения тарифов в процентах до 2005 года включительно: водоснабжение – коммунальное – на 45 процентов (пессимистический прогноз на 89 процентов); муниципальные и государственные учреждения – на 50 процентов (96); промышленные предприятия – на 9 процентов (26); канализация – коммунальное – на 53 процента (93); муниципальные и государственные предприятия – на 59 процентов (100); промышленные предприятия – на 7 процентов (34). Пессимистический прогноз сделан разработчиками программы, видимо, небезосновательно. Каков же вывод? «С точки зрения финансовой целесообразности существует опасность, что МП «Ярославльводоканал» не сможет создать необходимые финансовые условия для возврата займа. Хотя для формирования адекватного тарифа и финансовой структуры может быть применено политическое решение, неясно, примет ли широкая общественность установление значительно более высоких тарифов. Важным выводом исследования по изучению платежеспособности населения стал тот факт, что широкие слои населения не обладают достаточной информацией о тарифах за воду и канализацию и о деятельности МП «Ярославльводоканал». В связи с этим трудно оценить, последует ли крайне негативная реакция на появление новых тарифов» (стр. 6, т. 1). CH2M HILL International Services достаточно объективно оценивает перспективу развития событий, но чиновники от мэрии видят в данной программе только то, что хотят видеть, рассчитывая не на экономические механизмы, а на волюнтаристские политические решения. Во-вторых, на малопонятные «консультационные услуги» необходимо будет отдать ни много ни мало 700 тысяч долларов. А это, как верно заметил один из депутатов областной Думы и муниципалитета Александр Цветков, – «разбазаривание кредитного ресурса». В-третьих, представители банка требуют от областных властей гарантий, что если город не справится с выплатами, то их должна взять на себя область. Заместитель губернатора Артур Сазонов, курирующий этот вопрос, резонно сомневается: российское фискальное законодательство меняется как осенняя погода. В любой момент центр может отобрать у местных бюджетов еще какие-нибудь статьи доходов, и тогда область рухнет в долговую яму. В-четвертых, все юридические аспекты должны идти в рамках английского права, существенно отличающегося от российских правовых норм. Однако ЕБРР категорически возражает против переноса документа в российское правовое поле. В-пятых, еще один отрицательный аспект еврокредита: он по своей сути является связанным, то есть поставщиками оборудования будут зарубежные фирмы. Не зря авторы программы констатируют, что «размер суммы кредита рассчитан на основе существующих мировых расходов на водопроводные и канализационные сооружения». Спросите любого крупного российского производителя оборудования водоподготовки и обработки стоков – и он ответит, что капиталовложения на 1 кубический метр воды будут в 3 раза ниже, чем у зарубежного аналога. По сути дела, мы берем кредит, чтобы возвратом процентов приумножить капитал ЕБРР (опять цитируем: «При завершении деятельности, необходимой для получения займа ЕБРР, администрация берет огромное обязательство, гораздо большее, чем сам заем»), а самим кредитом поддерживаем американских производителей – не случайно программа утверждалась агентством по торговле и развитию США. И последнее, но, пожалуй, самое главное: данная программа не меняет сложившуюся централизованную систему жизнеобеспечения, представляя собой лишь латание дыр. В программе нет структурирования технологического процесса водообеспечения через локализацию систем жизнеобеспечения, по которому живет весь мир и который реально приводит к снижению тарифов, а не увеличению. Странным является тот факт, что ЕБРР, созданный для поддержки структурных изменений в странах с переходной экономикой, не обратил на это внимания. Видимо, экономические цели ЕБРР как банка, за что его нельзя осуждать, важнее всех других. Какая же альтернатива существует в данной ситуации? Мы видим ее в решении двуединой задачи: акционирование МП «Ярославльводоканал» и структурное реформирование через локализацию систем жизнеобеспечения по зональному принципу. Это можно провести через создание управляющей холдинговой компании с контрольным пакетом акций, принадлежащим городу. При выпуске акций вполне реально продать 49 процентов их на сумму приблизительно в 15 миллионов долларов США, что соответствует размеру кредита ЕБРР (имущество МП «Ярославльводоканал» стоит приблизительно чуть больше 30 миллионов долларов США). Структурная же реформа приведет к тому, что ведущие промышленные предприятия охотно скупят крупные пакеты акций и займутся пообъектным целевым инвестированием. К примеру, ОАО «ЯМЗ» зависит от деятельности Северной водопроводной станции и будет вкладывать деньги в ее развитие, а ОАО «Ярпиво» займется Южной водопроводной станцией. Управляющая холдинговая компания должна будет координировать общие процессы развития и тарифообразования. При данном развитии событий не только не поднимутся тарифы на водопользование, но и со временем возможно даже их снижение. За счет чего это произойдет? Прежде всего это произойдет за счет того, что сейчас МП «Ярославльводоканал» значительно завышает нормы водоснабжения. Ярославль относится к так называемой второй климатической зоне, и согласно общероссийским «Методическим рекомендациям по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства» расход воды на одного человека должен составлять 155 литров в сутки. Однако МП «Ярославльводоканал» утверждает, что ярославцы потребляют 220 литров на душу населения. А в программе в качестве базы для подготовки прогнозов используется цифра в 246 литров (стр. 90, т. 2), хотя сами же авторы программы утверждают, что объемы и в 200 – 220 литров являются более высокими, чем принято во всем мире. Возникает вопрос: или наши сограждане – отчаянные чистюли и не вылезают из-под душа, или сутки напролет гоняют чаи. Вовсе нет, ярославцы в этом смысле мало чем отличаются от костромича или ивановца. Все дело в том, что до 30 процентов поставляемой «Водоканалом» воды уходит на утечки. То есть горожане, оплачивая услуги МП «Ярославльводоканал», уже сейчас основательно переплачивают, недополучая приблизительно 65 литров воды на человека в сутки. Кстати, заложив в программу базовый показатель в 246 литров на душу населения, годовой бюджет программы реально недополучит: (246 (л) – 155 (л)) х 0,001 м3 х 365 (дней) х 8 (руб.) х 624000 (чел.) /32 (руб.) = 5 млн. 181 тыс. 540 долларов при условии, что объем водопотребления равен объему водоотведения и взяты ныне действующие тарифы. Так что делайте вывод: насколько реален возврат кредита без помощи бюджета (и городского, и областного). При акционировании же грамотный хозяйственник – акционер и потребитель воды – в первую очередь займется тем, чтобы устранить ту ситуацию, при которой то, чем он владеет, почти на треть уходит в землю. И при устранении утечек снизятся нормы неестественно завышенного водопотребления, а предприятие станет более рентабельным. Отсюда и отпадает необходимость в повышении тарифов. Если же у кого-то возникают опасения, что все-таки некий держатель крупного пакета акций захочет «порешать» какие-то свои финансовые проблемы за счет необоснованного повышения тарифов, то ему просто не дадут этого сделать ни совет директоров управляющей компании, ни антимонопольный комитет, ни энергетическая комиссия. При акционировании для развития предприятия не исключается возможность и привлечения кредитных ресурсов, но это будет не связанный кредит, а средства, привлеченные с использованием нормальных экономических механизмов, а не политических решений, расплачиваться за которые будут не городской и областной бюджеты. Акционирование даст в конечном итоге возможность в дальнейшем перейти на эволюционно новую ступень обеспечения населения кондиционной питьевой водой и качественной очистки сточных вод через локализацию систем жизнеобеспечения, представляющих из себя малогабаритные безреагентные установки блочного типа, которые можно установить непосредственно на водоисточнике и обслуживать территории размером от городского района до отдельно стоящего дома. Современные технологии позволяют значительно повысить качество обработки воды, при этом они недороги в сооружении и эксплуатации. То есть при улучшении качества можно реально рассчитывать на снижение затрат и, соответственно, тарифов. Тема эта далеко не исчерпывается приведенными выше аргументами. Однако нам они кажутся наиболее весомыми. И ничего, кроме недоумения, не вызывает непреклонная позиция чиновников из Ярославской мэрии. Вот что сказал недавно в интервью один из них: «Мы категорически против передачи в частные руки «Водоканала», горэлектросети и вообще наших муниципальных предприятий. Потому что мы сразу можем получить повышение тарифов на воду! Сегодня у нас есть возможность управлять, влиять на ситуацию, а акционерам (если они появятся) будет, грубо говоря, наплевать на нужды города, им прежде всего нужно набить свои карманы». Что это? Непонимание сегодняшних экономических реалий или боязнь ударить в грязь лицом перед ЕБРР – слишком далеко зашло дело. Уверены, если город найдет собственное решение проблемы без привлечения иностранных кредитов, то международный финансовый рейтинг кредитоспособности города и области в целом только вырастет, так как продемонстрирует всему миру умение властей изыскивать внутренние ресурсы для решения наболевших проблем региона, к коим относится проблема водоснабжения в Ярославле. И все же мы надеемся, что здравый смысл и реальная, а не декларируемая забота о нуждах города и горожан будут приняты за основополагающий принцип и оптимальное решение будет найдено. В. В. НОВИКОВ, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, доктор психологических наук, профессор; О. А. ЖАРОВ, доктор экономических наук, профессор; И. М. МАЙОРОВ, доктор экономических наук, профессор; В. В. ПЕФТИЕВ, доктор экономических наук, профессор; С. В. СМИРНОВ, кандидат экономических наук.