Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 19 декабря 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/33742/

Без изменений «Автодизелю» осталось жить 5 – 6 лет

рубрика: Экономика

Во вторник нам удалось получить комментарий министра промышленности, науки и технологий РФ Ильи Клебанова по поводу ситуации вокруг ОАО «Автодизель».


После совещания у премьер-министра России генеральный директор «Автодизеля» Владимир Савельев раскритиковал планы собственника предприятия – холдинга «Руспромавто» – организовать в Ярославле производство итальянских двигателей фирмы «Ивеко». Решение вопроса о том, какой малый двигатель «литр на цилиндр» будет производиться в Ярославле, во многом зависит от позиции Правительства РФ. Вот как прокомментировал ситуацию ответственный за решение этого вопроса Илья Клебанов: – По итогам совещания мне поручено до 1 марта положить на стол премьера концепцию развития российского двигателестроения. Это связано не только с кустом ярославских предприятий. Важность вопроса зависит от того, что к 2006 году Россия должна перейти на европейские экологические нормы Евро-3, а к 2008-му – Евро-4. Поэтому мы должны четко понимать, сможем ли к этому сроку сделать такой двигатель. Очевидно, что «Автодизель» не сделает двигатель стандарта Евро-4. А если сделает, то это будет абсолютно другой завод, потому что с теми технологиями, которыми сегодня обладает «Автодизель», можно производить только двигатель, похожий на Евро-3, да и то с очень большим трудом. После этого надо три четверти оборудования выметать, а лучше еще и новое здание построить, потому что старые, честно говоря, для современного производства уже не очень можно приспособить. На совещании я сказал – смотрите, что мы сегодня имеем: во-первых, старый «Автодизель» в Ярославле и двигательный завод КамАЗа с абсолютно современным японским оборудованием на порядок совершеннее, чем «Автодизель». И то мы понимаем, что нам на КамАЗе не выпустить двигатель Евро-4. Есть еще желание «Северстали» делать новый мотор на Заволжском моторном заводе. Отсюда два варианта решения вопроса. Первый – мы объединяем усилия всех заинтересованных сторон. Это очень цивилизованный процесс, который во многом прекратит в том числе и непромышленные споры. Второй вариант – все компании идут к западным партнерам и предлагают себя. Это и переговоры «Руспромавто» с «Ивеко», и контакты с иностранными партнерами «Северстали» и КамАЗа. Мы сегодня начали внимательно анализировать, что выбирать. Правительство не может навязывать свои решения частным компаниям. Мы можем предлагать помощь лишь в том случае, если они будут объединять свои усилия. До 1 марта мы должны совместной мозговой атакой определиться, какой вариант предпочтительнее и дешевле. Потому что в общем все говорят примерно об одних и тех же двигателях, но о производимых разными компаниями. В России рынок для них не слишком большой, чтобы можно было закупать 3 – 5 лицензий. В ближайшее время, я думаю, наши уважаемые коллеги из автопрома просто убедятся в этом, и, хочется надеяться, начнется интенсивный процесс создания совместной компании по производству двигателей. Что касается будущего самого «Автодизеля», то я хочу, чтобы мы в этом вопросе были предельно честными. Предприятию, если оно не сделает серьезной реструктуризации производства, фактически остается жить 5 – 6 лет. И никто не хочет терять профессиональную промышленную зону и кадры, собранные в Ярославле. Это очень дорогое удовольствие. Здесь решения надо принимать абсолютно честные, а не бить себя все время в грудь – мы, мол, самые умные и наш двигатель лучший в мире. Когда-то надо останавливаться. Почему-то незазорно великим компаниям мира комплектовать свои автомобили двигателями не своей разработки. Сейчас, помогая нашему автопрому и в том числе повышая пошлины на иномарки, мы объясняем автопроизводителям, что государство в последний раз будет пытаться что-то для них сделать. Поэтому объединяйте усилия с вашими зарубежными партнерами, делайте это быстрее, хватит, невозможно уже ждать. Потом-то ситуация может стать бесконтрольной, в страну будет завозиться все, что угодно. С 1 января 2006 года в Европе меняются правила утилизации, компании-производители будут обязаны на свои средства утилизировать старые машины. Все это будет выкинуто к нам, в Россию. И если мы не сделаем свои качественные автомобили, то 1 января 2006 года однозначно станет последним днем всего существующего в России автопрома. И что мы будем делать в Тольятти, Набережных Челнах, Ульяновске, Ярославле? В автопроме и связанных с ним отраслях занято 8 – 10 миллионов человек. Это все надо прекрасно понимать. Записал Евгений СОЛОВЬЕВ.