Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 05 марта 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/34796/

В одной лодке на дизельной тяге

рубрика: Экономика
Автор: Валерий ПРОХОРОВ.

В последние годы, в отличие от прошлых – советских, такое понятие, как «обмен опытом» (читай – возможность, сочетая приятное


с полезным, прокатиться с ветерком хотя бы в соседнюю область), из расхожего перешло в разряд уникального. Но кое-где эту форму работы уже пытаются возродить. Недавно руководство ЯЗТА организовало для управленцев среднего звена поездку на Минский автозавод. С этим предприятием ярославские дизелестроители теснейшим образом связаны общими интересами. От Ярославля до Минска по шоссе около 1000 километров. В салоне комфортабельного «немца» группа итээровцев с ЯЗТА – начальники цехов, их замы, руководители отделов, представители профсоюза. Минут за пять до отправления автобуса от заводского КСК главный энергетик завода Анатолий Зеленин басовито осведомился: – А где у нас начальник транспортного цеха? Василий Пирожков сидел, кстати, рядом. Забегая вперед, скажем, что в ходе всей поездки начальник транспортного цеха ЯЗТА ни разу никуда не опоздал, всегда занимал одно и то же кресло в салоне, тем не менее этот ключевой вопрос, неизменно пропитанный отеческой заботой, звучал постоянно. Видимо, от избытка чувств где-то на 287-м километре от Ярославля кто-то из пассажиров не выдержал и затянул песню. Его охотно поддержал голосистый начальник производства Виктор Шевалдин. Деликатно вступили и женские голоса. На высокой ноте проскочили Москву. Один из хозяев придорожного бара, кивнув в сторону музыкального автобуса, всерьез поинтересовался, не хор ли это Пятницкого, и на всякий случай ополоснул с дюжину граненых стаканов. ...Под утро угомонились. Кемарит инструментальный цех, дремлет теплосиловой, прикорнул даже неугомонный главный энергетик. Не спит лишь наш полководец А. Суворов – председатель профкома ЯЗТА. Алексей Алексеевич готовился вручить белорусским смежникам буклеты, значки, календари, вымпелы, а также образцы продукции Ярослав-ского... ликеро-водочного завода. Все это надо, пока есть время, рассортировать по конвертам, папкам и пакетам. Лишь когда автобус зашелестел по платной дороге союзного государства, Суворов тоже смежил веки. А за окном мелькают таблички с названия-ми уже иностранных населенных пунктов: Шалашына, Суздiлавiчна, Селiщи. Мы на дальних подступах к Минску. Один знакомый, посетивший западного соседа в позапрошлом году, нажимал на «полное отсутствие криминала». Дескать, можно запросто бродить по городским закоулкам глухой ночью. Накануне нашего приезда ЧП случилось в военном городке Уручье под Минском. Группа караульных во главе с лейтенантом Александром Девяткиным, вооруженная двумя пистолетами, четырьмя автоматами и более чем тремя тысячами патронов различного калибра, покинула воинскую часть, прихватив в заложники водителя, дежурного по части, помощника начальника караула и 14 караульных. Так что проблемы в эту ночь у прохожих все же могли быть… Остановились в Минске в шикарном гостиничном комплексе МАЗа. Здание строилось как дом отдыха для ветеранов завода. Но комплекс теперь на самоокупаемости. 2,5 дня проживания обходятся примерно в 100 тысяч белорусских рублей. Разделите на 50 и получите счет в российских рублях. Окна номера глядят на сосновый бор. Уютно воркует местное радио. Оказывается, под Ригой появились лебеди. На реках начался ледоход. Идиллия в эфире длится до тех пор, пока не появляется Александр Лукашенко. В президентские клещи на этот раз была взята белорусская чугунка. Специально для бестолковых он напомнил, что Белоруссия – транзитная страна и потому должна «снимать сливки» за пропуск товаров. А между тем, возвысил голос президент, в 2001 году перевозки в сравнении с 1999 годом уменьшились на 14 процентов. Производительность же труда упала на 70, а рентабельность – с 20 до 10 процентов. Итог заседания коллегии был предрешен – министр путей сообщения в тот же день распрощался с должностью. Побродив по магазинам Минска, мы убедились, что цены на местные продукты и промтовары здесь даже выше, чем в России. Теперь с колбасой, салом, творогом и «смятанкой» на восток сябры не ездят. Так что «снижение пассажиропотока», о чем упоминал на коллегии МПС президент, вполне объяснимо. Что и говорить, недавние вояжи белорусских «купцов» в российские города были не от хорошей жизни. Даже у работников относительно благополучного Минского автозавода зарплата 100 – 110 долларов в месяц. Знаменитый столичный тракторный завод вообще переживает кризис – предприятие затарилось невостребованными машинами. Зарплата у тракторостроителей втрое меньше, чем на МАЗе. Директор МТЗ арестован за злоупотребления еще в декабре прошлого года. В отличие от него генеральный директор МАЗа В. Гуринович был на своем рабочем месте – принимал в дни нашего визита правительственную делегацию из России. А ярославцы встретились с заместителем гендиректора МАЗа по экономике М. М. Савченко. Михаил Митрофанович особо подчеркнул, что более 90 процентов выпускаемых на МАЗе автомобилей собирается с двигателями ЯМЗ. А ярославцы отправляют в Минск до 30 процентов своих дизелей. Так что мы сидим «в одной лодке» и кровно заинтересованы в стабильности и ритмичности работы наших производств. Конечно, на высоком руководящем уровне эти проблемы обсуждаются постоянно. А в этой поездке начальники цехов ЯЗТА смогли по-свойски побеседовать в «закутке» с рабочими МАЗа. Говорили русские и белорусы на одном, абсолютно им понятном языке – производственном. Что бросилось в глаза во время посещения МАЗа, так это четкость во всех звеньях производства, высокая дисциплина труда. Бесцельно «мотающихся» по цехам – ни одного! Все 8 часов – заботы только о работе. Гегемонов, забивающих «козла», мы что-то не приметили. И еще – ни один цеховик не поддержал разговор на политическую тему, о власти автозаводцы отзывались сдержанно. После президентских выборов 2001 года оппозиция, судя по беседам с минчанами, стала терять политический вес. По плану у нас автобусная экскурсия по Минску. Центральная улица столицы – бывшая Ленина – ныне носит имя белорусского первопечатника Франциска Скорины. Ярославцам особо понравился проспект Машерова. Мы прибыли в столицу во время Олимпиады, что, безусловно, вызвало дополнительный интерес к спортивной жизни. Минск – город спортивный. Здесь около 2000 спортсооружений. Шесть лет назад Александр Лукашенко громогласно заявил о государственной поддержке спорта. Но по количеству спортсооружений страна отстает от развитых стран. До недавних пор в Белоруссии было всего четыре ледовых дворца. Сейчас добавилось еще пять крытых кортов. По данным Минспорта Белоруссии, физкультурой занимается около 30 процентов населения. В России же, по официальной статистике, всего 8. Во время автобусной экскурсии в Хатынь мы проезжали мимо знаменитой спортбазы «Раубичи». 80 тысяч лет назад именно в этом месте остановился пришедший из Скандинавии ледник. Образовалась на ровном месте гигантская гора. Теперь на ней проходят тренировки по слалому и фристайлу, построены три трамплина –15, 40 и 60 метров. Ну а трасса для биатлонистов существует здесь еще с советских времен. Ежегодно в районе этой уникальной спортбазы в феврале проводятся массовые соревнования «Минская лыжня». Нынче старты были намечены на 16 февраля, но впервые за много лет они не состоялись – окрестные поля уже зеленеют… Хатынь потрясла ощущением безысходной скорби. Надпись на гранитной стене «в годы войны погиб каждый четвертый белорус», как утверждает седовласая женщина–гид, скоро будет дополнена: новейшие исследования показывают, что не дожил до победы каждый третий житель республики... Утром перед отъездом в Ярославль на прощание включил местное радио. Интересно, какой погодой проводит нас Минск? – Относительная влаготность 90 процентов, атмосферный тиск – 736 миллиметров, – любезно сообщила дикторша. Вечером к нашему автобусу пришли проститься знакомые заводчане с МАЗа. Вот уж был «тиск»! Все мы, включая и начальника транспортного цеха, благополучно прибыли в Ярославль, предварительно огласив окрестности нескольких областей дополнительно поставленными в союзном государстве «пятницкими» голосами. Ярославль – Минск – Ярославль.