Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 03 апреля 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/35702/

Потомственный химик

рубрика: Экономика
Автор: Вячеслава ЮРАСОВА.

стал заслуженным


Указом Президента РФ за заслуги в области химической промышленности и многолетний добросовестный труд почетное звание «Заслуженный химик Российской Федерации» присвоено генеральному директору ОАО «Русские краски» Владимиру Александровичу Кутырину. Вчера свидетельство об этой награде и знак заслуженного химика РФ вручены ему губернатором области Анатолием Ивановичем Лисицыным. Владимир Кутырин – потомственный лакокрасочник. Ветераны предприятия хорошо помнят его родителей, много лет своей жизни отдавших заводу «Победа рабочих». Отец, Александр Дмитриевич, по окончании заводского лакокрасочного техникума прошел путь от мастера цеха до директора завода, которым он руководил с 1956 по 1962 год. Здесь же в лаборатории кронового цеха работала и его мать, Людмила Федоровна. Сын продолжил семейную традицию и в 1973 году, закончив факультет лаков и красок Ярославского технологического института, поступил инженером-технологом в лаковый цех. Умение руководить, то есть находить подход к людям, объединять их вокруг общего дела, пришло в практике комсомольской и партийной работы. Молодого инженера по мере его продвижения по ступенькам карьеры специалиста-химика выбирали и секретарем комсомольской организации завода, и инструктором обкома партии, и секретарем парткома предприятия. Владимир Александрович – один из немногих народно избранных директоров. В 1989 году трудовой коллектив абсолютным большинством голосов выбрал его из трех кандидатов на должность генерального директора предприятия, которое он и возглавляет уже тринадцатый год. О том, что сделано за эти годы на заводе, наш корреспондент попросил рассказать Владимира Александровича. – В недавние еще времена, принимая правительственные награды, люди говорили, что считают их заслугой всего коллектива. Это может показаться тривиальным, но, наверное, так и есть? – А как же! Если бы не было на предприятии реальных перемен к лучшему, о каких наградах могла бы идти речь? Мы пережили очень трудный период в долгой истории завода. И не только сохранили его, но и вышли из этих испытаний на новый уровень качества продукции и технологий. – Обычно от производственников приходится слышать самые неприятные воспоминания об этапе вхождения нашей промышленности в рынок, а на вашу долю как раз достался период ломки плановой экономики. – У меня не осталось тягост-ных ощущений от начала де-вяностых. Мне, пусть и недол-го, довелось поработать в условиях плановой экономики. И хотя 1989-й был пиковым в истории предприятия годом, когда добились самого высокого уровня выпуска и реализации продукции, мы видели, что старая система себя изжила. Нам все регламентировали сверху: какое и откуда брать сырье, удельный уровень рентабельности. И долго еще были на все фонды, наряды. Поэтому 1992 год, когда начались реальные реформы, мне запомнился, наоборот, как время долгожданных перемен. Мы вступили в реальный рынок, начали сами устанавливать цены, выбирать поставщиков сырья и материалов. Наша продукция была востребована. Почти на 100 процентов это были автоэмали для Горьков-ского, Ижевского, Ульяновско-го, Волжского автозаводов. И до 1995 года мы работали, в общем, неплохо, хотя и шло постепенное снижение выпуска продукции. Проблемы начались в 1995 – 1996 годах. У автозаводов не стало денег, чтобы рассчитываться с нами. Расплачивались автомашинами, мебелью, продуктами питания. Для реализации бартера нам пришлось создать торговый дом «Меркурий». Работники его получали деньги только на зарплату. Вся прибыль шла заводу, и мы как-то выкручивались. Выдумали даже что-то вроде своих внутренних денег. Каждому работнику выдавалась личная чековая книжка. Ее можно было отоваривать мебелью, посудой, продуктами, всем, что нам присылали в обмен на краску, и, конечно, деньгами. Благодаря этому самый тяжелый период, когда встали автозаводы, людям нигде не платили зарплату, мы прожили трудно, но достойно. В 1997 году завод работал на пределе самоокупаемости. Вместо 72 тысяч тонн товарной продукции, как в 1990-м, мы выпустили всего 17 тысяч тонн. Чтобы выйти из кризиса, завод «Победа рабочих» начал плотно сотрудничать с группой компаний «Спектр». Это сняло проблемы с поставкой сырья и реализацией готовой продукции. Такие плодотворные и взаимовыгодные связи привели к стабилизации производства. А потом начался планомерный подъем: в 99-м году 24 тысячи тонн, в 2000-м – 32 тысячи, в 2001-м – более 35,6 тысячи тонн, в этом году планируем выпустить 42 тысячи тонн лакокрасочной продукции. – Как это удалось? Ведь основной потребитель – автозаводы до сих пор не совсем оправились от спада. – Во-первых, они уже не основные потребители. За эти годы мы кроме автоэмалей и грунтов освоили массу эмалей, лаков и грунтовок для строительства, и они составляют у нас половину объема. Эта продукция реализуется через торговое объединение «Ярославские краски», созданное совместно с АО «Лакокраска». Для сети авторемонтных мастерских наладили выпуск целой линии материалов: автоэмалей, шпаклевок, грунтовок и других под брэндом «Вика». Мы не забываем о перспективе и ведем постоянное техническое перевооружение производства. Новые машины позволили нам поднять качество эмалей до европейского класса и улучшить условия труда. Бисерные мельницы – закрытое оборудование, от него нет испарений растворителей, нет опасности возгораний. По-другому стали подходить на заводе к проблемам изучения рынка, потребительского спроса на нашу продукцию. В коллектив пришли молодые, энергичные менеджеры, которые оптимизировали все процессы реализации. Центральная заводская лаборатория в эти годы пополнилась квалифицированными специалистами, и число сотрудников увеличилось с 40 до 70, многие из них кандидаты наук или учатся в аспирантуре. Это теперь настоящая научная организация, которая разрабатывает новые рецептуры, расцветки. У нас в ЦЗЛ созданы грунтовки, не содержащие вредного свинца, водоразбавляемые окуночные, электрофорезные грунты для совершенствования технологий и охраны среды на автозаводах. Разработаны грунты с пониженной температурой сушки, что позволяет потребителям экономить энергоресурсы. И наконец, если раньше мы делали в месяц 4 – 5 расцветок эмалей и вся страна ездила в унылых «бело-серых» «Жигулях», то теперь мы выпускаем 25 расцветок эмалей каждый месяц и в год – 80. И автомобили выглядят более нарядно. Система качества завода аттестована на международный сертификат качества ИСО-9001 (вторая в области после системы качества ОАО «Лакокраска») и сейчас будет проходить ресертификацию по версии 2000 года. Одновременно мы будем проводить сертификацию на экологический стандарт ИСО-14000. Скорее всего, мы не будем уже выпускать столько тонн материалов, сколько выпускали в 80-е годы, это сейчас и не нужно. Нам важнее повышать качество продукции и расширять ассортимент, что приносит заводу заслуженную славу и экономическую стабильность, а нашим работникам – достойный заработок. Беседовал Фото