Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 20 июня 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/3680/

Во главе нефтегиганта

рубрика: Экономика
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Как мы уже сообщали, в связи с назначением бывшего главного исполнительного директора ОАО «Славнефть­ЯНОС» Виктора Зоткина вице­президентом компании «Славнефть», руководителем ярославского гиганта нефтехимии назначен Александр Князьков.


Он – коренной ярославец, потомственный химик. Его отец Лев Александрович много лет возглавлял институт «Резинопроект». Остальные члены семьи также связаны с химическим производством и наукой. В 1985 году Александр Львович окончил Ярославский технический университет по специальности «технология основного органического синтеза» и поступил работать оператором одной из установок Ново­Ярославского нефтеперерабатывающего завода. Затем, не пропустив ни одной ступеньки служебной лестницы, прошел весь путь от рядового инженера до руководителя предприятия: был начальником ряда установок, заместителем начальника цеха, начальником. В 1997 году возглавил каталитическое производство. Впоследствии стал главным технологом предприятия, три года отработал в должности главного инженера. В 2001 году вступил в силу контракт по строительству комплекса глубокой переработки нефти. А. Л. Князьков перешел на работу сначала главным инженером комплекса, а затем, с декабря 2004 года, став техническим директором ЯНОСа, возглавил всю работу по проектированию и строительству КГПН. В конце марта этого года был введен в строй последний объект комплекса глубокой переработки нефти – каталитический риформинг. Это стало знаменательным событием, позволившим предприятию занять лидирующие позиции в отечественной нефтепереработке. В мае Александр Князьков был назначен главным исполнительным директором ОАО «Славнефть­ЯНОС».

В связи с вступлением в должность Александр Львович провел свою первую пресс­конференцию, ответив на многочисленные вопросы журналистов.

Естественно, первыми стали вопросы о том, каковы результаты крупномасштабной реконструкции предприятия, а также какие задачи поставлены на ближайшее время и на перспективу по выпуску экологически чистых видов топлива, увеличению глубины переработки нефти. Это стратегически важное направление для экономики России.

– В состав только что введенного в эксплуатацию комплекса входят 25 объектов, – сообщил главный исполнительный директор. – Это сложные технологические установки, и необходимо время для того, чтобы научиться на них работать и получить результаты, которые предусмотрены проектным заданием. Поэтому первоочередная задача на этот год – чтобы все новые установки работали стабильно. В мае мы впервые в истории завода достигли глубины переработки нефти 70 процентов – это практически тот уровень, которого мы добивались, начиная модернизацию предприятия. Необходимо сохранить его до конца года.

Результаты освоения новых процессов уже очевидны. Выпуск светлых нефтепродуктов в январе – мае по сравнению с тем же периодом прош­лого года вырос на 6, 1 процента и составил 2,8 млн. тонн. Значительно увеличилось производство автомобильных бензинов (на 1,4 процента), в том числе высокооктановых (на 5,6 процента), авиационных керосинов – на 10 процентов, дизельного топлива – на 11,2 процента. Наивысшие показатели как раз пришлись на май, когда закончились капитальные ремонты основных технологических установок. По сравнению с маем 2005 года светлых нефтепродуктов выпущено больше на четверть. Автомобильных бензинов – на 37 процентов, в том числе высокооктановых более чем в полтора раза, керосинов – на 14, 3 процента, дизельного топлива – на 34, 2 процента.

– Мы – первое предприятие в России, – отметил Александр Львович, – которое с 1 января 2005 года смогло обеспечить выпуск бензина «Премиум Евро­95» и экологически чистого малосернистого дизельного топлива европейского качества по стандарту «Евро­4». Компанией поставлена задача не останавливаться на заданных темпах развития завода, в срок сдать объекты. На капитальное строительство в этом году мы планируем направить 140 млн. долларов. Сейчас возводится база для хранения 140 тысяч тонн сырой нефти, пуск которой намечен на октябрь этого года. Новые стальные резервуары позволят нам отказаться от использования подземных железобетонных, которым уже 45 лет, и они, конечно, не отвечают современным экологическим требованиям. Проведена реконструкция установки Л35/6, которая позволит очищать от бензола катализат с новой установки риформинга и получать дополнительное количество товарного бензола. Это важно, так как уменьшение содержания бензола в бензинах – одно из требований современных европейских стандартов. В настоящее время мы продолжаем также строительство вакуумного блока АВТ­3 мощностью 3 млн. тонн, который позволит увеличить выработку сырья для новой установки гидрокрекинга. В декабре мы планируем завершить реализацию этого проекта.

Александр Львович рассказал также журналистам, что завод приступил к реализации новой программы развития, рассчитанной до 2011 года. Стоимость этой программы примерно равна предыдущей (строительство комплекса глубокой переработки неф­ти) и составляет около 700 млн. долларов. В этом году идет проектирование новых установок, в конце года планируется приступить к заказу оборудования. Главная задача новой программы развития завода – увеличить глубину переработки нефти на ЯНОСе до 88 процентов. Качество продукции будет соответствовать требованиям «Евро­4» и «Евро­5». Увеличится выпуск высокооктановых бензинов АИ­98, 95 и 92 за счет снижения выпуска низкооктановых. Возрастет выпуск малосернистого дизельного топлива и авиационных керосинов. Производство мазута уменьшится, одновременно уменьшится и содержание серы в нем до 1 процента.

В рамках новой программы планируется построить четыре крупных объекта. Это новая установка гидроочистки дизельного топлива производительностью 3 млн. тонн в год по лицензии французской фирмы «Axens».

Второй крупный объект программы – установка изомеризации, ее продукт позволит поднять октановое число бензинов. Третий крупный объект – гидрокрекинг гудрона. Установка будет выпускать светлые нефтепродукты из самых низких фракций первичной переработки нефти. Начало ее проектирования – 2007 год. Четвертый объект модернизации – замена установок первичной переработки нефти АВТ 1­2, которым исполнилось 45 лет, на новую установку мощностью 4 млн. тонн в год.

Каков на сегодняшний день уровень заработной платы на предприятии? Произойдут ли изменения в социальной политике?

– Средняя зарплата за 2005 год, – ответил на этот вопрос Александр Львович, – составила более 17 тыс. рублей. Среди крупных предприятий области с численностью больше тысячи работающих – этот уровень дохода практически самый высокий. Коллективным договором предусматривается ежегодная индексация зарплаты, причем с опережением официального уровня инфляции. В плане социальных гарантий наш коллективный договор признан лучшим в области. В нем предусмотрено большое количество льгот для работников предприятия. Коллективный договор выполняется администрацией ЯНОСа в полном объеме. Так что особых изменений в социальной политике не предвидится.

Не был на пресс­конференции обойден молчанием и немаловажный для ярославцев вопрос о влиянии выбросов нефтеперерабатывающего завода на состояние окружающей среды в областном центре. Насколько модернизация предприятия позволяет уменьшить негативное влияние на экологическую ситуацию в Ярославле?

– Если заглянуть в историю, то на момент пуска завода его проектом предусматривался ежегодный выброс в атмосферу 150 тысяч тонн вредных веществ, – отметил А. Князьков, – в 1982 году выбросы составляли 117 тысяч тонн, в 1992м – 82, в 2001м – 42, в 2005м – 35 тысяч тонн. В 2008 году мы планируем снизить выбросы до 22 тысяч тонн. Эти цифры наглядно показывают, что, несмотря на ввод новых объектов, предприятие ведет постоянную планомерную работу по сокращению выбросов, на это направлены основные мероприятия по охране окружающей среды, это – один из аспектов реконструкции завода. В прошлом году построена установка утилизации одного из самых вредных отходов производства – сероводорода, внедрен закрытый сбор стоков товарно­сырьевой базы, введена в эксплуатацию установка герметичного налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, что позволяет утилизировать пары углеводородов при отгрузке продукции. В этом году приступили к сооружению установки герметичного налива ароматических углеводородов, чтобы исключить выбросы бензола и толуола. Ведется работа по утилизации старых нефтешламов из прудов­накопителей, их количество ежегодно сокращается на 8 тыс. тонн.

К вопросу о вкладе ОАО «НГК «Славнефть» в бюджеты области и города Александр Львович сообщил, что компания, представленная в области тремя предприятиями: «Славнефть­ЯНОС», «Славнефть­Ярославнефтепродукт» и «Славнефть­ЯНП им. Менделеева», остается основным налогоплательщиком региона. В 2005 году холдинг перечислил в консолидированный бюджет области 2 миллиарда 237 млн. рублей, хотя по соглашению с администрацией области предусматривалась цифра в 1 миллиард 670 тысяч рублей. В мае подписано соглашение на этот год, в соответствии с которым компания взяла на себя обязательство перечислить в региональный бюджет не менее 2 миллиардов рублей.