Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 16 мая 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/36933/

Без имени не пустят к вымени

рубрика: Экономика

Рыбинский голова Борис Степанов – человек слова. Скажет – как отрежет. Сказал, что будет в округе реформа жилищно-коммунального хозяйства, значит, так тому и быть. Да не простая, доморощенная, а крутого столичного замеса.


Аргумент главы прост – уми рающей отрасли ЖКХ срочно нужны крупные инвестиции. На тощий местный бюджет надежда – ноль. Ну а столица с ее федеральными программами, а пуще того иностранный инвестор не станут и в руки брать реформаторскую программу местного пошиба. Не тот уровень. Без имени не пустят к вымени, подумал глава и ровно год назад заключил договор с московским ЗАО НТЦ «ГЕОЭНЕРГОтехнологии» в лице ее генерального директора Николая Журавлева на создание комплексной системы управления ресурсосбережением РМО на 2001 – 2005 годы и на перспективу до 2010 года, ее нормативно-правовой базы, а также организационно-техниче-ское сопровождение разработанной системы, разработку и внедрение проектов по ресурсосберегающим технологиям. Договорная цена заказа на управление энергосбережением впечатляет – три с половиной миллиона бюджетных рублей, которые должны быть выплачены в три этапа. Аванс в 800 тысяч целковых – в течение пятнадцати дней со дня заключения договора, второй аванс в миллион семьсот тысяч рублей – в течение двух месяцев и послед-ний «лимон» – в течение пяти дней после подписания акта приемки-передачи заказанной научно-технической продукции. Причем засекретил глава свою реформу так, что о подписанном договоре ни сном ни духом не ведали не то что депутаты или журналисты, а и большие коммунальные спецы, которых глава тоже не счел нужным посвящать в единолично принятые решения. Реформаторские замыслы главы стали известны лишь в начале этого года, после того, как из бюджета уплыл первый платеж в четыреста тысяч рублей. Начфин проговорилась на депутатском «ковре», что финансирование «ГЕОЭНЕРГОтехнологии» приостановлено, так как представленный пред очи заказчика промежуточный продукт оказался сомнительного качества. Это был первый прокол в крутой реформе ЖКХ. Глава хранил спокойствие и молчал, продолжая свое дело в условиях жесточайшей конспирации. В феврале 2002 года он подписал постановление о создании департамента ЖКХ, призванного стать мозговым центром рождающейся в муках реформы. Директором департамента без всякого конкурса в нарушение требований местного законодательства был назначен еще один Журавлев – Валерий, бывший директор ОАО «Протэк», снискавший не шибко блестящий имидж растратчика бюджетных средств на разработке все той же «научно-техниче-ской продукции» для мусороперерабатывающего завода. Через два дня глава издает другое постановление, в котором поручает «Службе заказчика» выступить одним из трех учредителей ЗАО «Управляющая компания ЭРСИ ЖКХ округа». В полной профессиональной прострации директор «Службы заказчика» Анатолий Манжос под недвусмысленно настойчивым нажимом вынужден был подписать учредительный договор с двумя другими новоиспеченными коллегами – московской фирмой «МИЛ-ЭКО» и частным лицом Игорем Мартыновым. Лицу досталось 2 процента акций, «Службе заказчика» – 49 процентов, и столько же акций у москвичей. Глава повелел муниципальному учредителю оплатить свой пакет акций в 49 тысяч рублей общего номинала за счет предпринимательской деятельности. Когда главе разъяснили, что «Служба» не ведет и не может вести никакой предпринимательской деятельности, а работает исключительно как расчетно-кассовый центр, Борис Степанов присоветовал им хоть что-нибудь отремонтировать. На одном из депутатских заседаний Борис Степанов проговорился, что его дитя по имени ЭРСИ, зачатое московским папашей по имени «МИЛ-ЭКО» при теснейшем содействии еще двух отцов, кроме ресурсосбережения возьмет в свои руки весьма заманчивые погремушки – коммунальные платежи от населения и прочих потребителей услуг ЖКХ – а это около 30 миллионов рублей в месяц, а также управление муниципальным жилым фондом. Отец-реформатор за-верил встревоженных депутатов и самого губернатора, что для него контроль за деятельностью частной дитяти и за коммунальными денежными потоками, которые окажутся в его руках, – дело элементарное. Подпольно раздобыв учредительные документы частной управляющей компании и прочие официальные «вехи» реформы, Совет депутатов решил провести слушания, дабы привлечь в дискуссию всех, кто имеет отношение к отрасли ЖКХ. 26 апреля в качестве основного шестидесятиминутного доклада глава округа Борис Степанов предложил участникам слушаний уже изрядно подпорченный и подержанный продукт – концепцию жилищно-коммунальной реформы как часть научно-технического продукта от «ГЕОЭНЕРГОтехнологии», из которой так никто ничего и не понял. Множество наводящих вопросов участников слушаний не исправили ситуацию: Борис Степанов крепко держался за папку, в которой лежала драгоценная концепция, но так ее и не рассекретил. В отличие от Бориса Степано ва Иван Мещеряков, президент московской ассоциации «МИЛ-ЭКО», владеющей 49 процентами акций управляющей компании «ЭРСИ», счел своим долгом просветить журналистов, для чего примчался из первопрестольной в Рыбинск и созвал пресс-конференцию. На эту встречу пригласили все СМИ, кроме «Северного края» и телеканала «Рыбинск-40» (видимо, потому, что слишком пристально следят за реформенными потугами и «копают» материал на недозволенной глубине). Но мы все же раздобыли аудиозапись пресс-конференции и обнаружили там массу интереснейшей информации. Но сначала о главном (цитирую г-на Мещерякова до-словно): «Что такое концепция? Вот я смотрю и вижу – мне надо туда. Но я еще не могу точно определить, в эту сторону «туда» или в ту сторону «туда». Я не хочу вам сейчас говорить, куда мы идем». Вот за эту драгоценную вещицу – концепцию, которая, как следует из доклада Бориса Степанова на депутатских слушаниях, явилась первым этапом разработки научно-технического продукта, округ уже выложил 800 тысяч рублей. Борис Степанов накануне пресс-конференции заявлял в своем докладе: «Мы претендуем на оригинальность программы – такого комплексного подхода нигде не ставится, есть особенности, которые нигде не применяются в России». На следующий день ему вторил Иван Мещеряков: «Мы даже несколько опередили Президента России, идеи нашей программы перекликаются с последними идеями Грефа». Впрочем, Греф к столичным разработкам для Рыбинска руки не прикладывал, а вот Российская академия наук, в частности ее Институт проблем управления, а также мощные умы из Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Сибири, Ярославля и Рыбинска, если верить Мещерякову, могут претендовать на соавторство. Цитирую автора научно-технического продукта, генерального директора «ГЕОЭНЕРГОтехнологии» Николая Журавлева (из содоклада на депутатских слушаниях): «Когда мы говорим о модернизации жилищно-коммунального комплекса, мы подразумеваем, что мы с вами должны реализовать то, что прогнозирует российское правительство – к 2010 году все должны жить в комфортных домах, отвечающих всем санитарным и техническим нормам, нормам по теплоизоляции и т. д. Чтобы мы имели те предприятия, которые оказывают услугу на уровне технически перевооруженных, и чтобы этот комплекс рационально и прекрасно существовал... Около трех с половиной миллиардов нужно на это, вложив такие деньги в течение двух-трех лет, мы бы могли реконструировать все жилищное хозяйство, поставить новое котельное оборудование, новый водоканал на уровне по крайней мере сегодняшних технических требований и развития российских и зарубежных технологий. Вот такие денежки нужны, и завтра мы окажемся в таком округе. Завтра я говорю условно. В течение года-двух, строительные организации по России и проектные, слава Богу, еще остались, то есть городу можно подойти объемно, комплексными подходом... Такая система предложена через управляющую компанию... Но было бы это все просто, если бы наше правительство, объявив, что нужно 550 миллиардов вложить в коммунальное хозяйство, чтобы позволить городу и территории развиваться, оно ставит еще самый сложный вопрос – третий: денег-то не дадут... Поэтому мы как разработчики пытаемся создать такую систему и такую программу, в которой при помощи государственной поддержки вышестоящих структур и области мы должны найти внутренние ресурсы... Первый этап программы мы пишем – департамент, управляющая компания, подрядчики...» Произнеся этот монолог, г-н Журавлев не сумел достойно ответить ни на один из заданных вопросов участников депутатских слушаний и поспешил сбежать из зала вместе с директором управляющей компании Игорем Мартыновым. Из всего сказанного участни ки слушаний поняли, что расчеты Бориса Степанова на федеральные и пуще того иностранные инвестиции – не более чем блеф, ибо его столичные коллеги свидетельствуют: денег-то не дадут! Иван Мещеряков на своей пресс-конференции это подтвердил – никакой дядя Буш или Шредер Рыбинску не поможет. А дальше – уже конкретика от Мещерякова: « Моя задача – найти внутренние инвестиции, о чем попросил мэр. Сформировать за счет экономии ресурсов, энергосбережения фонды, которые должны быть накопительными... Негативных результатов быть не может, так как мы, ярые противники повышения тарифов, категорически против, в ближайшие год-два вряд ли тарифы изменятся». Видимо, не знает москвич о том, что Борис Степанов последние полгода са-мосильно проталкивает через сов-деп свое предложение о повы-шении тарифов на услуги «Водоканала» аж вдвое! Но предлагаю вам, читатель, еще одну цитату московского гостя на пресс-конференции, проливающую свет на происхождение тех самых внутренних инвестиций, изыскать которые так просил глава округа: «Если мы обнаружим, что тарифы завышены, то мы их снижать не будем. Будем ли мы уведомлять об этом жителей? Скорей всего, нет, но все эти деньги будут брошены в фонд развития города». Словом, в фонд реформы ЖКХ должны пойти средства муниципальных предприятий отрасли, предназначенные для капитального ремонта оборудования и сетей, а также инвестиционная составляющая, на которую будет увеличен тариф на каждую услугу. Так или иначе, нет сомнений: деньги на реформу, на которой решили подзаработать столичные проектировщики, должно дать население. Процитирую еще раз главу ок руга, который в своем до-кладе нарисовал картину умирающей отрасли: «Затраты, необходимые на поддержание ЖКХ, которое обеспечивает условия жизни в РМО, очень значительны. В последние годы сумма расходов на ЖКХ составляет примерно 200 миллионов рублей в год. Долги за услуги, которые не оплачены в течение финансового года, уже не учитываются при планировании бюджета на следующий год. То есть общая сумма все время снижается на сумму долгов, следовательно, создается финансовая неизбежность увеличения затрат на ЖКХ. Поэтому поставщики услуг все поставлены перед вопросом: либо работать в долг, либо снижать объем и качество услуг. В заложниках – население. В итоге при том, что отрасль ежегодно требует не менее 700 миллионов рублей инвестиций, из них 200 миллионов покрывает бюджет, еще 300 – население, мы ежегодно образуем до 300 тысяч долгов». Впрочем, долги в сотни миллионов, похоже, не особо печалят главу. В совете депутатов г-н Н. Журавлев заявил, что они проведут аудит и докажут, что претензии муниципалов слишком завышены. А значит, глава не должен их признавать и возвращать. Замечу, аудитом еще и не пахло, а вывод уже готов. Ну а поскольку судиться с главой по поводу возврата долгов отважится лишь редкий муниципал, их просто спишут. Среди редких отважных муниципалов мы бы назвали Евгения Магера, директора предприятия «Теплоэнергетика», который на депутатских слушаниях открыто заявил, что намерен привлечь администрацию к субсидиарной, а фактически полной материальной ответственности по своей «кредиторке». Впрочем, не случайно вышло из-под пера Бориса Степанова совершенно незаконное распоряжение о запрете на судебные разборки муниципальных предприятий с должниками. Если за три года администрации не предъявят исполнительный лист от судебных приставов, ее долг муниципальным предприятиям будет просто списан. А вот долги самим муниципалам по налогам, по оплате энергоресурсов и прочих нужд власть и монополисты не простят, а накрутят на них пени и штрафы и вежливо подведут к краю, за которым – банкротство. Мы не против частных конкурентов в отрасли, говорит Магер, пусть будет конкуренция. Только наперво федеральная программа требует совсем другого – проведения инвентаризации задолженности и убытков ЖКХ. признанная задолженность перед предприятиями ЖКХ долж-на быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации. Поэтому главе необходимо обеспечить переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальной отрасли и их выполнение. Ну а традиционное «кидалово» как излюбленный прием Рыбинской администрации частник уж тем более не потерпит. Видимо, поэтому в част-ные руки глава передал лишь управление и распоряжение коммунальными деньгами. Напомним: годовая сумма коммунальных платежей рыбинских потребителей услуг ЖКХ примерно 300 миллионов. Какие гарантии ответственно сти реальны для «ЭРСИ», уставный капитал которой всего сто тысяч рублей, да и те не полностью оплачены? На этот во-прос Евгений Магер ответа не получил. Но рассказал еще одну забавную историю из реформаторской рыбинской серии. Когда разработчики представили на суд заказчика тот самый первый предварительный продукт, главный рыбинский истопник ушам своим не поверил – в разработках московских авторов один к одному, почти слово в слово, цифра в цифру повторены аналитические данные, над которыми специалисты «Теплоэнергетика» сидели три недели. Даже случайные опечатки рыбинцев попали в московский продукт. А уж предложения москвичей по энергоресурсосбережению Магер посчитал сущим плагиатом – их изначально предложили сами муниципалы, причем совершенно бесплатно. Ну а теперь о том, кто какие роли исполняет и дублирует. Ассоциация конверсионных предприятий «МИЛ-ЭКО» – совершенно некоммерческая организация, которая не ставит своей задачей извлечение прибыли. Однако коммерческий интерес у нее, точнее, у ее членов, все же есть. Задача ассоциации (цитирую Мещерякова) – «организация, обеспечение группе предприятий удачного бизнеса, удобного развития, влияния, лоббирования... Выполнив свою задачу по разработке и запуску реформы, компания покинет город и даже через год – максимум через два передаст свой пакет акций в управляющей компании «ЭРСИ» одному из рыбинских предприятий. Кому – решать будет сама компания». Искренность московского гостя оценить по достоинству можно лишь тогда, когда перед глазами лежат учредительные документы ассоциации. Из них мы и узнали, что одним из трех учредителей «МИЛ-ЭКО» является рыбинское КБ «Луч». Назначенный директором управляющей компании Игорь Мартынов – зять директора «Луча» г-на Алексеева. Мартынов – не последний человек в нескольких частных фирмах, базирующихся на территории «Луча». Тесно сотрудничал с ними и Валерий Журавлев, ныне директор департамента ЖКХ. О рыбинском КБ «Луч» как учредителе ассоциации ее президент на пресс-конференции, предусмотрительно не упомянул, но можно с большой долей уверенности предположить, чьи интересы столь настойчиво лоббируют местные и столичные реформаторы, кому будут переданы через пару лет «милэковские» 49 процентов акций управляющей компании «ЭРСИ» и кто станет распоряжаться коммунальными денежными потоками и управлять муниципальным жильем. Марина Морозова. Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ.