Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 15 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/38444/

Крупный бизнес заинтересован в поддержании социальной стабильности

рубрика: Экономика

Председатель экономического совета Ярославской области Евгений Заяшников сейчас представляет интересы нашего региона в Совете Федерации. А недавно руководители промышленных предприятий и крупного бизнеса области решили поддержать его кандидатуру на предстоящих выборах в Госдуму России по 189 избирательному округу. В интервью газете Евгений Заяшников высказал свое мнение о развитии промышленности и предпринимательства в регионе.


– Евгений Николаевич, большинство ярославцев помнят вас как руководителя Ярославского НПЗ – крупнейшего налогоплательщика области. Как, с вашей точки зрения, складываются сейчас взаимоотношения между нефтяниками и региональными властями? – Когда завод работал самостоятельно, мы знали, сколько будет уплачено налогов, в том числе и в местный бюджет. Затем ситуация в стране сложилась так, что нефтеперерабатывающие предприятия были вынуждены работать на давальческом сырье, – мы перестали заниматься реализацией продукции, а передавали ее владельцам сырья, получая деньги только за переработку. Соответственно сократился и объем налоговых платежей. Естественно, это вызвало беспокойство региональных властей, и вместе с ними мы нашли схемы, по которым налоговая база постепенно вернулась к уровню тех лет, когда завод работал самостоятельно. Между администрацией области и руководством компании «Славнефть» заключены соглашения, в которых прописаны обязательства сторон, в том числе и объем налогов, которые компания платит в региональный бюджет. Эти обязательства выполняются, порядка миллиарда рублей в этом году бюджет области уже получил. Таким образом, схемы, разработка которых велась в мою бытность руководителем ЯНОСа, продолжают нормально работать. – А как, на ваш взгляд, складываются взаимоотношения между бизнесом и властью по всей России? – Сейчас многие компании, в том числе и нефтяные, имеют колоссальный опыт минимизации налогов, поскольку в нашем законодательстве всегда была масса белых пятен. Одна из наших задач в Совете Федерации – совершенствовать законодательную базу. И работы здесь немало. Ликвидация белых пятен была целью налоговой реформы. Но по сути я не назвал бы ее реформой. Скорее, комплексом мероприятий по совершенствованию налогового законодательства. При этом зачастую декларировалась отмена одного налога, но вводился другой, а результат получается очень неоднозначный. С одной стороны, повысилась дисциплина: все поняли, что налоги надо платить. Но, с другой, настораживает, что правительство отменяет уже налаженные схемы и вводит совершенно непродуманные. С этим мы и боремся в Совете Федерации. Возьмите, например, всем известный налог с продаж. Я, как депутат областной Думы и председатель экономического совета, был категорически против его введения, поскольку это неминуемо влекло к повышению розничных цен и требовало соответствующего повышения заработной платы, что было нереально для многих отраслей и бюджетной сферы. Но в конце концов налог с продаж ввели, и со временем он стал одним из важных источников поступления живых денег в бюджеты. Теперь на федеральном уровне решено с 2004 года отменить этот налог, ставший уже стабильным. Мы настаивали на том, чтобы сохранить его еще на год, проработать схему компенсации выпадающих доходов из других источников. Ведь в целом по России речь идет о потере 60 миллиардов рублей, а по Ярославской области – о 400 миллионах. Чем эту дыру закрывать? Правительство предложило совершенно нереальную вещь – акциз на бензин, налоги на малый бизнес и увеличение налога на имущество на 0,6 процента. Речь шла о том, чтобы вновь обострить отношения с предприятиями, увеличив для них налоговое бремя. При этом ясно, что и розничные цены для потребителей не снизятся, зато человеку придется больше платить за бензин, квартиру, дачу, гараж... На трехсторонней комиссии, где представлены Правительство РФ, Госдума и Совет Федерации, мы заявили, что сенаторы такое предложение принимать ни в коем случае не будут. В итоге правительство предложило другие источники компенсации: отдать регионам один процент налога на прибыль и часть акцизов на алкогольную продукцию, которые поступают в федеральный бюджет. И это нормально – федерация делится с регионами своей доходной частью. Третий источник – налогообложение малого бизнеса – тоже абсолютно логичен, поскольку малый бизнес работает и получает доход на конкретной территории. Ему нужно находить общий язык с местной властью, которая также должна быть заинтересована в его развитии, поскольку это обеспечивает увеличение налогооблагаемой базы. Когда просчитали все эти предложения, получилось, что они полностью компенсируют все выпадающие доходы по налогу с продаж. – Вы не первый год руководите экономическим советом области. Как, по вашему мнению, развивается ярославская промышленность? – В первом полугодии 2003-го промышленность ожила. Прошлый год был очень настораживающим – падали физические объемы производства, резко ухудшилась ситуация с инвестициями, их рост составил всего 2,5 процента (в 2001 году было 17). Почему начался спад? Из-за введения злополучного налога на прибыль и отмены инвестиционных льгот. Эти «революционные» шаги привели к тому, что предприятия начали скрывать прибыль. Потребовалось немало времени, чтобы за счет снижения налогового бремени по другим статьям ситуация несколько выровнялась. И в первом квартале этого года рост инвестиций составил уже около 11 процентов, хотя мы в регионе еще не ощутили положительной динамики. Только по Ярославлю недополучение налога на прибыль составляет около полумиллиарда рублей. Моя задача, цель работы экономического совета и всего промышленного комплекса – постараться во втором полугодии компенсировать эти потери за счет роста производительности труда, промышленного роста. Главная проблема нашей экономики сегодня – низкая производительность труда. А налоговое законодательство не стимулирует повышение эффективности и развитие производительных сил. В стране нет промышленной политики. Ярославская область выгодно отличается – в свое время экономический совет через своих представителей в областной Думе добился принятия региональной концепции промышленной политики. Благодаря ее реализации мы можем говорить, что у нас в области промышленная политика существует. Был принят областной закон о стимулировании роста производства, по которому снижались налоги на имущество для успешно развивающихся предприятий. Конечно, любые льготы всегда вызывают вопросы у оппонентов. Но в целом это правильная политика, не случайно на последнем заседании облдумы прозвучала информация об ожидаемых дополнительных доходах в объеме 900 млн. рублей. Разумное сочетание интересов бюджета и предприятий – это и есть промышленная политика. Первые шаги сделаны и на федеральном уровне. Мы приняли закон об отмене таможенных пошлин на ввоз оборудования, приобретенного по связанным кредитам и необходимого нашим товаропроизводителям для реконструкции и модернизации предприятий. Так что на уровне Правительства РФ начали понимать, что промышленность – это основа России, особенно таких развитых ее регионов, как Ярославская область. Именно благодаря промышленности мы и являемся регионом-донором. – Какие задачи в нашем регионе требуется решить в первую очередь? – Необходимо повышать производительность труда. При этом сокращение избыточных рабочих мест нужно компенсировать развитием малого и среднего бизнеса. Они вберут в себя высвободившихся работников. Но для этого нужно находить точки соприкосновения местной власти и бизнеса, создавать предпринимателям нормальный кредитно-финансовый и налоговый климат, идти на какие-то издержки. Да, бизнес – это риск, а у предпринимателя не всегда может быть нормальное залоговое обеспечение кредита. Но, возможно, и местный бюджет должен поучаствовать в развитии бизнеса своими гарантиями. – Не исключено, что в общественном сознании малый бизнес до сих пор ассоциируется с ларьками и рыночной торговлей... – Это издержки старого мышления, как и уверенность, что «если предприниматель, значит, вор». Да, так бывает. Но давайте зададимся вопросом: почему? Если налоговая политика душит, то выживает тот, кто ведет двойную-тройную бухгалтерию и всем видам расчетов предпочитает «черный нал». Если невозможно взять кредит на развитие нормального производства, то люди промышляют нехитрой коммерцией, в которой деньги оборачиваются быстро. У нас есть и другие примеры, когда предприниматели занимаются производством электронных систем, комплектующих для конвейеров крупнейших предприятий страны, – одним словом, высокотехнологичным бизнесом. Некоторые из них входят в экономический совет. Их не так уж много именно потому, что нужно быть очень сильной личностью, чтобы каждодневно работать «не благодаря, а вопреки». Если же создать для малого бизнеса приемлемые условия, то таких производств станет намного больше. И действовать здесь нужно совместно – и исполнительной власти, и законодательной, и бизнес-среде. Могу сказать, что и крупный бизнес понимает необходимость такой работы, он заинтересован в поддержании социальной стабильности, а значит, в создании новых рабочих мест. Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса является непременным условием модернизации крупных промышленных предприятий. И я знаю, что мои коллеги по экономическому совету готовы передать малому бизнесу целый ряд функций, связанных с обслуживанием их производств: это озеленение и уборка территорий, несложный ремонт (понятно, что есть такое оборудование, к которому никакого чужака на выстрел не подпустят, поскольку оно стоит миллионы, а приносит миллиарды), транспортные услуги. Но все эти действия должны быть хорошо подготовлены и согласованы. – Сколько времени у нашей области для того, чтобы успеть все это? – Я думаю, что в течение двух лет нужно сделать хороший прорыв. Законодательная база для этого в принципе есть. К тому же налоги от малого бизнеса остаются в регионе. Власть это понимает, губернатор готов действовать в данном направлении, помогать предпринимателям и местным властям. Медлить уже нельзя, поскольку через пару лет ситуация действительно может обостриться: промышленники в конкурентной борьбе будут вынуждены сокращать издержки и модернизировать производство, что неизбежно вызовет сокращение рабочих мест на крупных промышленных предприятиях. И мы должны подготовиться заранее. Не пугаться, не прятать голову в песок, а действовать планомерно, грамотно и уверенно. Беседовал Виктор ФЕДОРОВ.