Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 30 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/38698/

Завод имени Б.П.Бещева

рубрика: Экономика

30 июля Россия, крупнейшая мировая железнодорожная держава, отмечает 100-летие со дня рождения легендарного министра путей сообщения, уроженца земли Ярославской Бориса Павловича Бещева.


Он был министром почти три десятилетия, с 5 июня 1948-го по 14 января 1977 года – это почти четверть всего времени существования главного железнодорожного ведомства России. Его работа в качестве министра по восстановлению разрушенного войной транспорта и превращению железных дорог страны в самую мощную мировую транспортную систему получила высокую оценку: Б. П. Бещев награжден семью орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, в августе 1957 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он остался в истории страны как выдающийся государственный деятель и строитель. Для коллектива Ярославского электровозоре-монтного завода столетний юбилей знатного земляка имеет особое значение – с 1981 года завод носит имя Б. П. Бещева. Электровозоремонтный завод имени Б. П. Бещева – одно из крупнейших предприятий по ремонту подвижного состава в системе Министерства путей сообщения. Построен он был в самом начале XX столетия, в период с 1905 по 1912 год как Главные железнодорожные мастерские Ярославской железной дороги. Сегодня завод восстанавливает пассажирские электровозы чешского производства для Октябрьской, Московской, Куйбышев-ской, Южно-Уральской, Свердловской дорог... Первый паровоз вышел из ремонта 15 октября 1912 года, а в 1915-м была уже перекрыта проектная мощность и выпущен из ремонта 131 паровоз при расчетной мощности 119 машин. Главные мастерские проектировались специалистами Московско-Архангельской железной дороги, строились основательно, с перспективой значительного роста. И дальнейший ход событий полностью подтвердил первоначальный замысел: на обширной территории в 25 гектаров за минувшие девять десятилетий поднялись корпуса современных мощных цехов, созданы новые производства. Так, уже в середине 90-х годов, в разгар общероссийского промышленного кризиса, на ЯЭРЗ был построен «завод в заводе» – гигантский промышленный корпус для ремонта электрических машин и капитального ремонта электровозов. Но те первые красно-белые фасады Главных железнодорожных мастерских и сегодня являются великолепной визитной карточкой завода, особенно выразительны они со стороны Костромской магистрали. Во многом первые корпуса определили и облик новых зданий, которые с годами выстраивались рядом. В 1929 году Мастерские реорганизованы в Ярославский паровозоремонтный завод, а с 1970-го он перестроился на ремонт электровозов. На протяжении без малого ста лет завод сохранял основной производственный профиль – восстановление локомотивов, их капитальный ремонт. Но параллельно с этим шло освоение новых видов продукции, такой, какая была необходима для железнодорожного транспорта. Так, с 1957 года освоен на ЯЭРЗ выпуск электрической аппаратуры для подвижного состава железных дорог. Расширение и совершенствование этого производства привело к тому, что с 80-х годов предприятие утвердили главным поставщиком электрической аппаратуры для ремонтных заводов и локомотивных депо всей сети железных дорог страны. Номенклатура выпускаемой электрической аппаратуры составляет около полутора тысяч наименований. В конце 60-х на ЯЭРЗ начали освоение и выпуск машиностроительной продукции. В частности, вагонный замедлитель КВ-72 ярославского производства долго оставался одним из самых мощных замедлителей, выпускаемых в стране. Их изготовлено более двух тысяч, поставки шли в Венгрию, Румынию, Корею, на Кубу... Изначально в Ярославских железнодорожных мастерских заложили мощное литейное и кузнечное производства. Сегодня литейный и кузнечный цехи модернизированы и оснащены современным оборудованием и технологиями. Ни на одном заводе в системе Министерства путей сообщения России нет такой широкой номенклатуры изделий по литейному производству, как на ЯЭРЗ. В частности, завод выпускает чугунные тормозные колодки для всей сети железных дорог России. Только июньский план предусматривал выпуск 100 тысяч колодок трех типов. Цветное литье также поставляется на многие ремонтные заводы МПС. О качестве этой продукции и профессионализме заводских специалистов можно судить хотя бы по тому факту, что бюст М. В. Фрунзе, установленный на перекрестке Московского и Фрунзенского проспектов, отливали мастера на ЯЭРЗ. В последнее десятилетие уходящего века на ЯЭРЗ завершили реконструкцию производства, увеличив производственные мощности в 2,5 раза. Завод на переломе эпох усилил свой потенциал, выстоял в условиях глубочайшего кризиса экономики, более того, он был утвержден базовым предприятием Министерства путей сообщения России по ремонту пассажирских электровозов чешской фирмы «Шкода» (серий ЧС2, ЧС2Т, ЧС6, ЧС7, ЧС200). Принимая во внимание, что в последнее десятилетие поставки электровозов из Чехии почти прекратились, на ЯЭРЗ взялись освоить капитально-восстановительный ремонт серии ЧС2 с продлением срока службы еще на 20 лет. Этот ремонт идет под кодовым названием КРП. КРП – это новые конструктивные решения, замена почти всей электроаппаратуры, новые блоки аппаратов, это повышенная сменяемость основных узлов и оборудования, модернизация корпуса электровоза с заменой кабины машиниста. Это созданные на заводе новые колесные пары, так что уже нет необходимости в их импортных закупках. Таким образом, из ремонта выходит по сути новый локомотив, с улучшенными техническими характеристиками. ЯЭРЗ получил право ставить на таких электровозах свою эмблему. В локомотивные депо страны завод передал одиннадцать локомотивов серии ЧС2 с продленным на 20 лет сроком службы, еще два электровоза подготовлены к отправке. Планируется, что к концу 2003 года завод будет ежемесячно выпускать из ремонта 12 – 14 электровозов, из них 6 – с продлением срока службы на 20 лет. Сегодня на Ярославском электровозоремонтном работает две с половиной тысячи человек, и завод продолжает набирать кадры. Средняя зарплата на предприятии несколько выше, чем по городу и области: в апреле, например, она составила 6773 рубля, в мае – 6641, в июне – 6708 рублей. Пути к дальнейшему росту заработной платы, убежден директор завода А. В. Антропов, известны – это повышение производительности и качества труда, рост объемов производства и качественных характеристик продукции. Наряду с производством на ЯЭРЗ продолжают уделять большое внимание решению социальных проблем. Жилье, питание, лечение, отдых людей – все это не снимается с повестки дня, хотя и обходится предприятию дорого. Совсем недавно, 7 июля, мэр Ярославля В. В. Волончунас подписал решение о заселении 80-квартирного дома, генеральным застройщиком которого выступил ЯЭРЗ при долевом участии других инвесторов. Тридцать две квартиры в этом доме получат работники ЯЭРЗ в соответствии со списком очередности на жилье. Очередь на жилье находится под контролем администрации, профсоюзного комитета, заводской общественности; списки очередности ежегодно пересматриваются и обновляются с учетом продвижения очереди. Сохранил за собой ЯЭРЗ и заводской Дворец культуры, один из самых известных в городе по размаху и содержанию культурно-массовой работы. С июля сего года ДК вводится в состав завода в качестве его структурной единицы – цеха культуры. Реорганизуется деятельность столовой и кондитерского цеха – столовая также вводится в структуру завода как цех питания. С каждым годом все более значительные суммы руководство ЯЭРЗ выделяет на медицинское обслуживание работников завода и ветеранов труда. В 2003 году только основной договор о медицинском обслуживании с больницей Северной железной дороги обошелся заводу в 2 млн. 200 тыс. рублей. Этот договор обеспечивает заводчанам бесплатное лечение в стационаре и поликлинике. Бесплатно проводится ежегодный медицинский профосмотр на заводе, не приходится платить за медицинское освидетельствование при приеме на работу. С 1 июля увеличились ежемесячные выплаты неработающим ветеранам труда ЯЭРЗ – со 100 до 150 рублей каждому, проработавшему на заводе не менее 20 лет. По традиции дети работников ЯЭРЗ по льготным путевкам отдыхают в летнем лагере в Сахареже – нынешним летом по 30 человек в каждую из четырех смен. ...К середине июля щедро зацвели старые липы по всей заводской территории – на главных аллеях-магистралях, в зонах отдыха, на центральных площадях перед проходной и заводоуправлением. Спустились тяжелые золотистые соцветия и над красно-белым транспарантом с призывом встретить 100-летие со дня рождения Б. П. Бещева ударным трудом. Этот ставший привычным за несколько месяцев лозунг – ежедневное напоминание о единстве прошлого и настоящего, о долге человека перед этим прошлым, да и будущим тоже. 30 июля, в день 100-летия Б. П. Бещева, на его родине, в селе Великом, состоится торжественное открытие памятника-бюста, который по заказу руководства ЯЭРЗ выполнен скульп-тором Виктором Федоровым. В торжестве принимает участие заводская делегация. А копию того же бюста, но уже выполненную в бронзе, жители Ярославля и пассажиры дальних и местных поездов увидят в центральном зале реконструированного Московского вокзала. На заводе имени Б. П. Бещева тоже останется памятка о его 100-летии – бронзовая доска на центральной проходной с профилем-барельефом и текстом указа от 1981 года о присвоении ЯЭРЗ его имени. Сергей ВАЛЕНТИНОВ.