Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 31 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/38720/

Где деньги лежат

рубрика: Экономика

Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын подписал постановление об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики региона на 2004 год.


В констатирующей части документа отмечается значительный рост налоговых доходов консолидированного бюджета области в 2002 году – в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Неплохо собирались налоги с крупных предприятий и акцизы. Но особенно заметным был рост налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса – в 6 раз больше, чем в 2001 году! Это «благодаря изменениям в региональном законодательстве о налогообложении малого бизнеса, способствовавшим упрощению учета хозяйственной деятельности и снижению налогового бремени» для них, сказано в постановлении. Вот как, с каждой конкретной фирмы стали драть меньше, а в итоге собрали больше! И все же доля налогов с малого бизнеса в доходной части бюджета невелика, не превышает 10 процентов. Поэтому налоговые «новации» федерального центра, предпринятые в 2003 году, осложнят наполнение региональной казны. Москва решила забирать себе большую часть акцизов, упразднила ряд местных платежей, а компенсации бюджетам не предоставила. Областная власть озаботилась проблемами: как и впредь остаться независимым от прихотей центра регионом-донором, обеспечить устойчивый рост местной экономики, повышать благосостояние населения, не допускать сбоев в функ-ционировании бюджетной сферы (ЖКХ, здравоохранение, образование)? Основные вехи пути к достижению поставленных целей определяет подписанное губернатором постановление. Продекларированы традиционные направления: избавление от необоснованных бюджетных трат, оптимизация функционирования властных структур, расширение конкурсных принципов при осуществлении закупок для государственных нужд. Выражена надежда на мобилизацию налоговых резервов крупных предприятий, что может увеличить доходы бюджета. Но особое внимание уделено поиску нетрадиционных решений проблемы наполнения областной казны. Несколько таких решений найдено и будет использовано при разработке проекта бюджета на 2004 год. Во-первых, это совершенствование и активная реализация областных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Ярославской области. Уже сейчас это законодательство одно из лучших в стране, и необходимо расширять слой предпринимателей, подпадающих под его действие. Пусть налоги уменьшаются, но собранные с большего числа плательщиков, они дадут больший доход. Про один конкретный законодательный акт сказано особо. Это уже принятый облдумой в первом чтении закон о стимулировании повышения предприятиями заработной платы работникам. Если средняя зарплата будет выше некоторой суммы, часть подоходного налога возвратится работодателю. «Думцы» думают сейчас о том, какой должна быть эта сумма, чтобы и народу приятно, и предприятию посильно, и бюджету полезно. Чиновники администрации надеются на скорое решение задачи, чтобы закон стал действовать в 2004 году. Очень важной представляется губернатору и целевая поддержка малого бизнеса. Он готов увеличивать суммы, предусмотренные в направленных на это специальных статьях расходной части бюджета. Подобные расходы быстро окупятся и принесут казне многократно большие доходы, убеждает опыт последних лет. Однако тот же опыт показывает и нечто другое. Предпринимаемые областными властями усилия часто встречают непонимание на уровне муниципальных образований и просто глохнут там. Известно, что частное предпринимательство и малый бизнес достаточно развиты в областном центре, большое внимание уделяется ему в Переславском МО (фермерам в первую очередь), а также в Тутаеве. В большинстве же муниципальных округов области даже не очень высокий потенциал экономического роста не используется в полной мере. Это показали недавно проведенные исследования специалистов московского рейтингового агентства «Эксперт РА» (см. материал «Миллионы и регионы» в «Северном крае» за 15 июля). Почему так происходит? Департамент экономического развития областной администрации провел собственное расследование. Результаты его были представлены в виде специального доклада директором департамента Ириной Абросимовой губернатору. Главное положение таково. Основой развития большинства МО является малый бизнес. Хотя бы потому, что большого там нет. Значит, надо стараться всячески помогать его становлению и укреплению. (За «дойной коровой» надо ухаживать и хорошо «кормить» ее.) Однако власти многих округов самоустранились от участия в направленных на это областных программах и уповают лишь на субсидии из областного бюджета. Создано 14 центров развития муниципальных округов. Но активно работают от силы пять из них. Те, с кем плотно контактируют главы либо их заместители. В других округах предприниматели часто даже не знают о существовании подобных структур, сказано в докладе. Находящееся в распоряжении муниципальных властей имущество могло бы работать, находясь в пользовании местных бизнесменов, и приносить доход в бюджет. Однако в подавляющем большинстве МО не знают даже стоимости своих владений. Ставка арендной платы муниципальной недвижимости для предпринимателей в районах порой в несколько раз выше (в Переславле, Угличе, Данилове), чем в областном центре. Районные власти сразу «режут овцу» вместо того, чтобы многократно «остричь ее». В результате предприниматели не спешат идти в глубинку, а местные бюджеты не получают доходов. Бывает и так, что арендная плата, наоборот, занижена, но получившие помещение по льготным ценам фирмы сдают его в субаренду уже по рыночным, в 10 – 15 раз более высоким ценам, опять-таки лишая доходов бюджет. Есть вопросы и с продажей земли под предприятиями. Вместо того чтобы стимулировать ее и получать прямые доходы, местные власти всячески противятся этому. «В целях создания долгосрочных стимулов для органов местного самоуправления по развитию малого и среднего бизнеса планируется в 2004 году передать местным бюджетам» всю уходившую прежде в областной бюджет долю налога на прибыль предприятий (кроме собираемого с нескольких крупных) и областную долю единого налога на вмененный доход. Таково решение губернатора. При этом помощь из областной казны будет сокращаться, и она станет узкоцелевой. По мысли разработчиков основных направлений бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2004 год, это должно заставить муниципальные власти не выбивать деньги у областной администрации, а учиться зарабатывать их в свой, местный бюджет. Николай БИКУЛОВ.