Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 05 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/39373/

Хорошо забытое старое рождает принципиально новое

рубрика: Экономика
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ.

В августе на полях подсобного хозяйства Тутаевского моторного завода «Ваулово» успешно опробованы два кормоуборочных комбайна Я-210. Работавшие на них механизаторы отмечают надежность двигателя мощностью 200 сил и производительность жатки шириной 4,2 метра.


Замечательные машины, высвобождающие на заготовке кормов 4 трактора с прицепными косилками, пока существуют только в двух экземплярах, собранных на Ярославском судостроительном заводе. В дальнейшем серийное производство новинки планируется разместить на освободившихся площадях ТМЗ или рыбинского ОАО «Раскат». Решение о производстве комбайнов было принято администрацией Ярославской области совместно с ассоциацией экономического взаимодействия регионов «Центральная Россия». По заключенному тогда договору губернаторы этих областей выделяют средства на доработку проектной документации и создание первых образцов нового комбайна. В общей сложности в 2002 году было получено более трех миллионов рублей (из восьми оговоренных). Из них более 2 миллионов – вклад Ярославской области. Прежняя машина с ярославской маркой – кормоуборочный комбайн ЯСК-170, производство которого было начато в конце 80-х годов, хорошо зарекомендовал себя не только на уборке трав в Нечерноземье, но и кукурузы, подсолнечника в южных областях России и на Украине. Предприятиями области в тесной кооперации с головным производителем – «Автодизелем» – было выпущено 2,3 тысячи агрегатов. Однако кооперацией этой «рулил» обком КПСС, не очень учитывая экономические интересы и технологические возможности предприятий, и в 1991 году выпуск ЯСК стал сокращаться, а затем прекратился вовсе. Сегодня конструкторы предлагают новую машину, которая не уступит производимым в России аналогам. Стоимость комбайна в серийном производстве, по предварительным подсчетам, составит примерно 1,2 миллиона рублей: втрое ниже, чем у конкурента – немецкого комбайна «Марал». Его отверточная сборка организована под Петербургом. Весной этого года первый экземпляр Я-210 демонстрировался на Всероссийском семинаре в Ярославском РТП, и селянам понравился. У него, в отличие от ЯСК-170, улучшенная гидравлика, более современный и экономичный двигатель и герметичная комфортная кабина, которую поставляет Гомель. Для организации серийного производства не хватает одного – денег. В департаменте АПК и природопользования администрации области редакции сообщили, что министру финансов Алексею Кудрину направлено письмо с просьбой профинансировать запланированный на 2004 год выпуск установочной партии ярославского комбайна из 50 штук, выделив из федерального бюджета 40 млн. рублей. Сегодня только в России потребность в этом комбайне оценивается в 25 тысяч штук.