Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 12 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/39481/

Тарифы как стимул энергосбережения

рубрика: Экономика
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ.

Осень в нашем регионе – время испытания на надежность, на тщательность подготовки энергетики и жилищно-коммунального комплекса к холодам. Именно в этот период стало традицией проведение в Ярославле всероссийских научно-практических конференций по энерго- и ресурсосбережению. «Северный край» традиционно обеспечивает информационную поддержку конференций, рассказывая читателям о достижениях и проблемах в этой области.


Участников и организаторов предстоящей конференции – члена Совета Федерации Федерального собрания РФ, заместителя председателя комиссии по естественным монополиям, председателя экономического совета области Евгения Заяшникова, директора департамента жилищно-коммунального хозяйства области Виталия Балакина и первого заместителя директора департамента топлива и энергетики, заместителя председателя региональной энергетической комиссии Валерия Туманова – мы пригласили к разговору на тему, которая остро касается и каждого жителя области, и коллективов предприятий, обеспечивающих наши жилища теплом, газом, горячей и холодной водой, электричеством. – Можно понять недовольство жителей, особенно малообеспеченных, если очередной счет за квартиру извещает их о росте платы за услуги энергетиков и коммунальщиков. Они помнят: когда начиналась реформа ЖКХ, руководители всех рангов обнадеживали нас, что она будет проводиться не за счет семейного бюджета, а за счет энергосбережения. На деле этого пока не получается, тарифы растут. Евгений Николаевич, что об этом думают в Совете Федерации? – Мы в Совете Федерации проработали и весной Госдума приняла закон, где сказано, что тарифы можно пересматривать только раз в год. Теперь каждый регион точно знает, сколько средств надо планировать в бюджете на энергетику. В рамках промышленной политики Ярославской области экономический совет рассмотрел вопросы стабилизации тарифов. – А есть ли результаты? – Разумеется, благодаря совместным усилиям в нашем регионе темпы роста тарифов на 40 процентов ниже общероссийских. Тарифная политика связана с проблемами ценообразования на газ, нефть, электроэнергию, другие ресурсы, которые эксплуатирует главная энергоснабжающая организация – РАО «ЕЭС России». Если посмотреть на наш топливно-энергетический комплекс, то у нас энергоемкость продукции в 5 раз выше, чем в передовых странах. Мы мало занимаемся энергосбережением. Много лет занимаясь решением этой проблемы, я достаточно отчетливо вижу ее перспективы. Это и повышение качества, и снижение себестоимости продукции. Сегодня промышленность оплачивает часть энергозатрат населения. Но на промышленность нельзя все грузить постоянно. Предприятия и так никаких налоговых послаблений не чувствуют. – Евгений Николаевич, может, в этом и есть основная причина отсутствия средств у предприятий на развитие? – Согласен, кроме того, добавлю: топливо энергетикам достается слишком легко, и нет стимула его беречь, а газодобывающие предприятия терпят убытки. Мы детально будем обсуждать эту тему 1 октября на конференции. – Виталий Николаевич, как уже было сказано, тарифы растут, а уровень обслуживания в системе ЖКХ повышается далеко не такими же темпами. Может, если бы быстрее шла модернизация коммунального хозяйства, то и тарифы бы не опережали рост доходов населения? – Тарифы в основном растут на энергоносители и энергетические составляющие стоимости коммунальных услуг: на электричество, газ и, конечно, на воду, так как в основе ее цены тоже энергетическая составляющая. А вот тарифы на содержание и ремонт жилья растут не в такой степени – меньше, чем доходы населения. Когда пять лет назад была принята областная программа реформирования ЖКХ, губернатор Анатолий Лисицын в аннотации к ней написал, что тарифы будут расти, но в меру роста доходов. Этот принцип в части содержания и ремонта жилья мы выдерживаем. Но и на эти услуги тарифы пересматривать придется. Реформирование ЖКХ направлено на установление рыночных отношений в отрасли. Не случайно нас сейчас критикуют, что мы единственная отрасль, где мало перемен к рынку, до сих пор нет конкуренции. Спрос на услуги большой, а предложения все время только от коммунального предприятия – РЭУ. Но кто пойдет из частных предпринимателей к нам зарабатывать деньги, если население при федеральном стандарте 90 процентов оплаты услуг за свой счет оплачивает только 65? Остальные 35 процентов должен оплатить бюджет и, кроме того, выделить средства на льготы, на субсидии малоимущим. Так вот, ни первых 35 процентов доплат, ни вторых на льготы и субсидии мы от бюджета не получаем. Мы за первое полугодие недополучили на льготы 155 млн. рублей, значит, 300 миллионов за год ЖКХ области не получит. Вот и не идут частники к нам работать, и средств мало на модернизацию отопления, водопровода, на энергосбережение. – Каков же выход? – Недавно я был в Ангарске. Там нам показали передовой опыт, когда жилой фонд обслуживают частные управляющие компании. Такая компания собирает деньги за квартиры и нанимает частных предпринимателей – управляющих домами, которые в свою очередь нанимают сантехника, дворника, уборщицу подъездов, бригады для ремонта домов, домовых сетей. Оказалось, что эта форма прогрессивная. Она уже год успешно действует, и управляющие компании боятся потерять своих клиентов в закрепленных за ними домах, стараются обслуживать недорого и качественно. – Что нам мешает применить этот опыт? – Надо создавать вместо РЭУ частные предприятия, а вместо ДЕЗов управляющие компании. Но для этого надо, чтобы оплата услуг была хотя бы по федеральному стандарту. Иначе частник к нам не пойдет. – Может быть, недостаток средств в ЖКХ можно объяснить еще и тем, что ему досталась в наследство излишне централизованная советская система жизнеобеспечения? Переход на индивидуальные котельные, на локальные системы водоснабжения и водоочистки могли бы сэкономить большие средства, которые сейчас тратятся на латание прогнивших теплотрасс большой протяженности. – Мы ведем работу по децентрализации теплоснабжения. Ежегодно несколько сот квартир отключаем от нерентабельных котельных, которые работают на устаревшем оборудовании или используют слишком дорогое топливо, и переводим на индивидуальные котлы. – Тарифы на основные виды энергоносителей регулируют Федеральная энергетическая комиссия и ее региональные подразделения. Валерий Николаевич, какие сейчас направления в ценообразовании отстаивает ваша комиссия, как областной департамент топлива и энергетики контролирует выполнение программы энергосбережения? – Каждый из нас заинтересован как можно меньше платить по счету и получать при этом максимум услуг. Но мы должны понимать, что надежность обеспечения нас теплом, водой, электроэнергией требует средств. Эту сторону тарифной политики отстаивают энергетики, и мы как государственный орган тоже отвечаем за эту надежность. Поэтому увязка тарифов – очень сложная проблема. Функция департамента топлива и энергетики заключается в том, чтобы обеспечить топливом котельные жилищно-коммунального хозяйства, но, с другой стороны, и поддержать производителей тепла и энергии, дать им возможность надежно отработать отопительный сезон. При этом нельзя допустить, чтобы естественные монополии, пользуясь своим положением, неоправданно высоко задирали цены, но чтобы имели средства на развитие, внедрение ресурсосберегающих технологий. Поэтому в тарифной политике надо придерживаться золотой середины. Задача РЭК и департамента в том и заключается, чтобы все экономически просчитать и уложиться в нормативы, которые отныне устанавливают правительство и Федеральная энергетическая комиссия. В этом году впервые постановлением правительства от 22 августа и постановлением ФЭК утверждены предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год. В частности, для ОАО «Ярэнерго» утвержден предельный максимальный среднеотпускной тариф на тепловую энергию на 16 процентов выше действующего сейчас, на электроэнергию – на 12 процентов. Согласно прогнозу ФЭК, оптовая цена на газ возрастет на 20 процентов, а средний рост тарифов газораспределительных организаций – на 25 – 30. Тем не менее тарифы на электрическую и тепловую энергию не должны превысить установленный уровень. Хочу заметить, что я назвал максимальную планку роста тарифов. Какими они будут, мы решим по отработанной в области схеме подписания тройственного соглашения между администрацией, работодателями и профсоюзами. В ходе обсуждения с ними мы и должны выявить ту золотую середину в тарифах, которая позволит и энергосбережение стимулировать, и будет по карману населению. – Кроме тарифов департамент контролирует и баланс топлива. Покупая более дешевое, можно сдерживать рост цен в услугах ЖКХ и энергетики? – Такое направление предусмотрено в программе энерго- и ресурсосбережения. За пять лет, в течение которых действовала предыдущая областная программа, выведено из эксплуатации или переведено на более дешевые виды топлива свыше половины самых разорительных дизельных котельных. А вновь принятая программа предусматривает свести их до минимума. Одновременно, как уже говорил Виталий Николаевич, устанавливаются более экономичные индивидуальные котлы в домах. Есть еще проблема в том, что у нас много муниципальных котельных, которые работают на мазуте, и число их сокращается медленно. В топливном балансе области газ составляет 89 процентов, мазут – 8, остальное незначительное количество – каменный уголь и торф. Кроме того, мазут это резервное топливо, без которого не могут обойтись и газовые котельные, они должны иметь его на случай перерыва в газоснабжении. Цена на нефтяное топливо не регулируется государством. Евгений Николаевич говорил о ценах на газ. Я согласен с ним, что при нынешних доходах населения государственный контроль над ними необходим. – И все же, завершая нашу беседу, хочется пожелать, чтобы медленно, но верно в энергетике и топливе мы подходили к рыночным отношениям, чтобы энергию, как товар на рынке, все покупали на равных условиях, только тогда в полной мере заработают экономические стимулы сбережения энергии и ресурсов. Обсуждать эти и другие проблемы и будут 1 и 2 октября на конференции по энергосбережению ее участники из 54 регионов страны.