Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 16 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/39532/

Мировой опыт - право на конкуренцию

рубрика: Экономика
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ.

Три дня в конференц-зале


ОАО "ТИИР" звучала иностранная речь. Открытое акционерное общество "Термостойкие изделия и инженерные разработки" принимало участников пятого международного симпозиума ЯРОФРИ-2003 по фрикционным изделиям и материалам. Чтобы быстро ездить, надо быть уверенным в тормозах и сцеплении. Надежность применяемых для этого материалов и изделий, так же как и способы преодоления трения и износа деталей и узлов, изучает область науки, именуемая триботехникой. Именно хорошие знания мировых достижений в этой области позволяют ОАО "ТИИР" быть в числе российских лидеров по производству тормозных накладок и колец сцепления, а также ряда уплотнительных и прокладочных изделий и материалов для автомобилей, рельсового транспорта и различного оборудования, быть поставщиком изделий на сборочные конвейеры крупнейших автомобильных и моторных заводов России и стран СНГ, таких как "АвтоВАЗ", ГАЗ, "Ижмашавто", ЗМА, "УралАЗ", ЛиАЗ, УАЗ, ЗМЗ, КамАЗ, БелАЗ, "Автодизель", МТЗ , "Гомсельмаш". И вот на минувшей неделе ОАО "ТИИР" в пятый раз принимало у себя ведущих ученых академической и прикладной науки, специалистов крупнейших фирм, производителей компонентов для автомобилей и другой техники из России, Украины, Германии, Австрии, Японии, Чехии, Нидерландов, Великобритании. - Актуальность тематики симпозиума очевидна, - прокомментировал это событие генеральный директор ОАО " ТИИР" Михаил Захарович Левит. - Растут скорости, интенсивность движения, экологические требования к транспортным средствам и технологии производства наших изделий. Без совершенствования фрикционных материалов невозможен прогресс всюду, где нужно применять торможение и сцепление, снижать расход энергии, преодолевать износ деталей, повышать их надежность в условиях высоких температур и давления. Сфера их применения не только тормозные накладки и муфты сцепления, которые мы в основном выпускаем, но и практически все машиностроение, авиация. Речь на симпозиуме идет не только о фрикционных материалах. Ведь трибология - это наука не только о трении, но и об износе, смазке, скольжении. Почему эти симпозиумы вот уже 13 лет собираются у нас? В 1991 году, когда состоялся первый международный симпозиум по трибологии, мы были Всесоюзным научно-исследовательским институтом асбестовых технических изделий. Это был единственный в Союзе институт, который разрабатывал большой перечень материалов как фрикционных, так и антифрикционных. Поэтому вопросы теории трения, износа и смазки были приоритетом нашего института, хотя он был не академическим, а прикладным, и потребителями наших разработок были все предприятия подотрасли асбестово-технических изделий. Решение о проведении первого симпозиума было принято 15 лет назад. Три года ушло на подготовку к нему. И с тех пор каждые три года здесь в Ярославле собираются ученые и специалисты из разных стран напитаться идеями, которые есть в мире. И еще один важный момент. Когда мы организовывали первый научный форум по триботехнике, такая инициатива, связанная еще и с большими затратами на прием участ-ников, была нам присуща, как научной организации. Сегодня мы чисто производственное подразделение - завод, но традиции, научная школа сохранились. Они во многом наш козырь в конкуренции с родственными предприятиями. И мы поддерживаем связь с самыми различными научными организациями и фирмами в области трибологии. Разумеется, эти контакты, обмен опытом дают и практический эффект. Здесь, например, присутствуют и выступают с докладами специалисты крупнейшей транснациональной корпорации "Федерал Могул". Она на симпозиуме представлена достаточно хорошо. Это и руководители чешского завода, выпускающего продукцию под маркой "Феродо", инженеры и исследователи с английских, немецких предприятий. Представлена фирма "TRW". Она выпускает изделия под известной маркой "Лукас". Это тоже крупная компания, которая поставляет изделия для компаний "Форд", "Фольксваген" и "Дженерал моторс" То есть здесь кроме представителей академической и отраслевой науки разных стран присутствуют фирмы с миллиардными оборотами. Со всеми этими фирмами мы контактируем, и это позволяет нам держать удар в конкурентной борьбе, быть в курсе самых лучших мировых достижений. Я, например, посещал чешские, немецкие, английские предприятия и видел их производство, отличия от нашей технологии. На симпозиуме представлены доклады ряда наших партнеров, которые поставляют нам сырье. Это и немецкие, и голландские фирмы. Поскольку асбест экологами запрещен, как канцероген, мы ищем его заменители, безасбестовые материалы. В частности, фирма "Тейдзин Тварон" поставляет нам полиамидное волокно. Конечно, они здесь встречаются и с нашими конкурентами. Все производители фрикционных изделий присутствуют, и они тоже что-то для себя приобретут здесь, и мы приобретем. Ведь рынок предполагает совершенствование в конкурентной борьбе. Поэтому мы проводим симпозиум не только для себя и приобретаем имидж единственной на всем бывшем пространстве СССР фирмы, которая собирает у себя такой представительный в области триботехники научный форум. Мы предоставляем также возможность совершенствования этой науки в России и применения лучших мировых технологий в нашей промышленности. Откровенный интерес к симпозиуму исследователей и специалистов разных стран подчеркивала не только напряженная тишина в зале, где, кстати, не оказалось свободных мест, но и оживленный обмен мнениями в перерывах между докладами. - Здесь собрались специалисты, которые работают в узкой области фрикционных материалов, - говорит генеральный директор чешского завода "Федерал Могул" Павел Дусил. - Такие события происходят редко. Мы трудимся в разных частях мира и нечасто видим друг друга. Во время симпозиума мы слушаем доклады и о новом, и о давно известном, но повторение - это мать учения. Ну и, конечно, ничем не заменить неофициальное общение. Принять участие в такой конференции для нас, представителей фирмы "Федерал Могул", - большая честь. Мы приехали впятером, а шестой, один из авторов доклада, как бы незримо присутствует здесь. Основная цель нашего приезда - это обмен опытом, мнениями, и такая конференция в пятый раз здесь собирается не случайно. Нас интересуют доклады не только изготовителей фрикционных материалов, но и представителей фирм - поставщиков сырья, оборудования. Рихард Мадер - глава немецкой фирмы "Рихард Антон KG" - на симпозиуме впервые. - Для меня это большая радость, - говорит он. - Это очень важно, потому что автомобильная промышленность стала глобальной, международной отраслью, и мы просто обязаны делиться знаниями в нашей области. Наша фирма непосредственно сотрудничает с "ТИИР" очень давно, с тех времен, когда здесь был ВНИИАТИ. Фирма "ТИИР" - это важнейший разработчик фрикционных материалов в России, а Россия - огромная часть мирового рынка. Поэтому мы очень рады доброму сотрудничеству с фирмой "ТИИР", а я - личному знакомству с ее руководителем Михаилом Левитом. - Конечно, можно опыт коллег почерпнуть из научных журналов, Интернета, общаться по электронной почте, - добавляет представитель немецкой фирмы "Тейдзин Тварон" Михаэль Шмитт. - Но ничто не заменит непосредственного общения друг с другом, глаза в глаза. При этом можно, заслушав доклад, задать вопросы, выяснить что-то непонятное. Для специалиста какие-то мелочи, подробности, детали чрезвычайно важны. Они могут помочь решить крупную проблему. Мы узнаем на симпозиуме (а я принимаю в нем участие второй раз), как в разных частях мира и регионах России идет развитие науки о трении. Поставщикам сырья важно знать, каковы перспективы спроса на него в разных странах. Я сам выступаю здесь с докладом о новых методах исследования фрикционных материалов и надеюсь узнать много нового. В числе российских участников форума много представителей автомобильных и автомоторных предприятий. В частности, большая группа специалистов АО "АвтоВАЗ". Заместитель начальника отдела трансмиссий автогиганта в Тольятти Михаил Гладкий - постоянный участник симпозиумов в Ярославле. - Все познается в сравнении, - отметил он. - 15 лет назад, когда затевался первый симпозиум, производителем фрикционных изделий для нас был только Егорьевский завод АТИ, и наукой как таковой занимался один ВНИИАТИ, а заводы работали как бы автономно. Теперь здесь наука и производство представлены в тесном единении. Мы совместно с "ТИИР", во многом благодаря применению опыта, почерпнутого на таких симпозиумах, значительно улучшили качество нашей продукции. Раньше ресурс сцепления у передне-приводных вазовских автомобилей был 20, потом 40 тысяч километров. Теперь о проблеме надежности сцепления на нашем заводе забыли. Изделия "ТИИР" выдерживают более 100 тысяч километров пробега. Сейчас на первое место вышли другие задачи: обеспечить плавность движения с места, комфорт, устранить вибрации при включении сцепления. И мы их решаем за счет достижений науки. Результат есть. Если посмотреть наши будущие модели - автомобиль "Калина", то уже у них накладки сцепления обеспечивают и эти параметры, плавность хода, комфорт. Раньше мы, чего греха таить, молились на западные фирмы - производители фрикционных изделий с торговой маркой "Валео", "Текстар", "Феродо", а сейчас за основу в автомобилестроении берем разработки "ТИИР". В 2002 году "АвтоВАЗ" провел сравнительные ресурсные испытания серийных образцов продукции "ТИИР" и зарубежных изделий. И оказалось, что фрикционные изделия иностранного производства, предназначенные для наших автомобилей, зачастую не могут конкурировать с продукцией ОАО "ТИИР" при условии, что это честная конкуренция, потому как существуют и факты подделки под ярославскую продукцию. Оценка потребителей - это, пожалуй, самый объективный показатель достижений "ТИИР". Наверное, и поэтому стремятся сюда за новой информацией и опытом российские и зарубежные специалисты и ученые в области триботехники.