Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 06 февраля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/40885/

Чистка на ЯМЗ затронет нарушителей дисциплины

рубрика: Экономика

В последние дни в Ярославле все активнее обсуждается вопрос грядущих сокращений на крупнейшем предприятии города – в ОАО «Автодизель». Сейчас здесь трудятся более 23 тысяч человек. Что же происходит сегодня на ЯМЗ,


стоит ли ждать массовых сокращений и какую политику будет проводить новый руководитель? На эти и другие вопросы нашей газете отвечал генеральный директор предприятия Алексей Петров. – Алексей Никитович, как планирует работать ЯМЗ в 2003 году? Что изменится по сравнению с прошлым годом? – Мы планируем выпустить по количеству меньше двигателей. В 2002 году мы где-то просчитались по рынку, и на складе оказалась невостребованная продукция. 30 рабочих дней завод простаивал. Это, естественно, потери, потому что все равно идут затраты на отопление (тем более что простой был в декабре), все равно надо платить 2/3 зарплаты. Все это – непроизводственные потери. Поэтому мы принимаем напряженный план, но с учетом того, что завод должен работать целый год без простоев. По объему производства в денежном выражении мы практически не теряем, потому что произошли изменения в структуре выпуска продукции – предприятие будет делать двигатели, соответствующие стандартам Евро-1 и Евро-2. Это более дорогая продукция, которая нам при меньшем объеме дает больше средств. С 1 января 2004 года планируется очередное решение Правительства России о запрете на выдачу типа двигателей стандарта Евро-1 для автомобилей. Это означает, что «Автодизель» должен будет перейти в первую очередь на выпуск новых двигателей стандарта Евро-2. – Потребуются ли для этого предприятию дополнительные инвестиции или структурные изменения? – Оборудование по российско-белорусской программе «Развитие дизельного автомобилестроения» мы уже получили. Сейчас предстоит его установить, наладить и запустить. Уже получены серьезные заявки от наших потребителей на эти двигатели: Уральский автомобильный завод запросил 6,5 тысячи моторов, МАЗ – 3 тысячи. В итоге в этом году мы сделаем около 10 тысяч таких двигателей, в следующем – уже 25 тысяч. У нас остается производство двигателей Евро-0 и Евро-1 для тракторов, спецтехники. Пока для этих машин новые стандарты не вводятся. Вероятно, это произойдет не раньше 2006 года. – Какая сумма инвестиций заложена в бизнес-плане предприятия на 2003 год? Откуда завод возьмет эти средства, на что они будут потрачены? – Бизнес-план предусматривает инвестиции в довольно приличном объеме – около 15 млн. долларов. Планируется их потратить на расчеты за лизинг полученного оборудования по российско-белорусской программе, на научно-исследовательские и конструкторские работы, поддержание зданий и сооружений, ремонт и модернизацию оборудования. Перед нами, как и перед любым другим предприятием, стоят и такие стратегические задачи, как сокращение издержек и увеличение прибыли. – Сейчас в городе активно обсуждается вопрос грядущих сокращений на ЯМЗ. Называется даже цифра – 2 тысячи человек будут уволены в 2003 году. Как вы можете прокомментировать эти прогнозы? – На чем основывается эта информация, я не знаю. Никаких приказов о сокращении двух тысяч человек не выпускалось. Некоторые СМИ пишут, что на ЯЗТА зарплата в прошлом году уменьшилась на одну треть. Это неправда. Вся информация есть в статистических отчетах – рост средней заработной платы на ЯЗТА составил в прошлом году 37 процентов. Увеличение зарплаты даже опережает рост производительности труда, хотя должно быть наоборот. Это признак стагнации промышленности. Мы уже подобное проходили в СССР, когда стали замедляться темпы роста производительности труда, что в итоге привело к дефициту, избыточной денежной массе и т. д. Законы экономики действуют вне зависимости от общественного строя. – И все-таки вы планируете сокращения работников на предприятии? Какую политику вы будете проводить по отношению к трудовому коллективу? – В прошлом году на ЯМЗ зафиксировано 8600 нарушений трудовой дисциплины, связанных с пьянством. Представьте, из 23 тысяч работающих в среднем каждый третий приходит на завод и трудится в таком состоянии с «удвоенной производительностью труда»! Поэтому перед нами стоит задача ужесточить требования к трудовой дисциплине. Мы хотим, чтобы у нас приходили на работу и работали, а завод в свою очередь берет на себя обязательство платить вовремя заработную плату и не ухудшать условия труда. Это означает, что тому, кто на заводе работает качественно и добросовестно, ничего не угрожает. А тем, кто делает свое дело спустя рукава, нарушает трудовую дисциплину, выпускает брак, ворует с завода, на предприятии не место. Мы и сегодня принимаем квалифицированных и дисциплинированных работников. За январь на ЯМЗ устроилось 150 человек. За это же время уволено по различным причинам около 300 работников, в том числе 69 – за нарушение трудовой дисциплины. – Получается, что конкретных планов – сократить за год несколько тысяч человек – у вас нет? – Никаких подобных задач нет. Мы ставим себе другую цель – на предприятии не должно быть нарушителей трудовой и производственной дисциплины. Нам надо в этом году сертифицировать производство и систему качества по стандарту ИСО 9001. Международные требования предусматривают добросовестное отношение к труду. Я не представляю, каким образом работники, которые в пьяном виде приходят на предприятие, будут выпускать качественную продукцию. У меня в голове не укладывается. – Наличие брака в производстве для ЯМЗ является острой проблемой? – Да, для завода это серьезный вопрос. Мы на рынке конкурируем с другими производителями двигателей и можем реализовать продукцию, которая соответствует определенным показателям «цена – качество». Если хотим получить хорошую цену, то должны иметь хорошее качество. – На Тутаевском моторном заводе руководство тоже не ставило перед собой задачу массовых сокращений. Между тем в течение последних лет с завода уволено около четырех тысяч работников. На ЯМЗ борьба за укрепление трудовой дисциплины не обернется такими результатами? – Получается, что мы не одиноки в вопросах наведения порядка с трудовой дисциплиной. Тутаевский моторный завод занялся этим вопросом раньше, мы даже где-то отстаем. – Не говорит ли проблема «излишней численности» работников о том, что машины вытесняют людей? – Это общая тенденция мировой экономики. В развитых странах Запада используются более производительное оборудование и наукоемкие технологии. Тем не менее люди переходят работать в другие сегменты рынка – сфера услуг, малый бизнес. В Ярославле предприятия уже сократили большое количество работников, которые также нашли себе место в других отраслях экономики. Городу необходимо развивать предпринимательство, туризм, сферу услуг. Сейчас возрождается строительный сектор, который также требует рабочих рук. В прошлом году количество вакансий на бирже труда превышало число безработных. – Запланировано ли в этом году повышение заработной платы на ЯМЗ? – В бизнес-плане завода утверждено повышение зарплаты трудовому коллективу в соответствии с уровнем инфляции. Это произойдет, несмотря на падение объемов выпуска двигателей. Но на это еще надо найти деньги, а их можно заработать только за счет роста производительности труда. Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.