Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 09 декабря 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/41044/

Сотрудничество взаимовыгодно

рубрика: Экономика

Сегодня в ЦНТИ открывается выставка «Товары и услуги малого и среднего предпринимательства – крупному бизнесу России». Мы попросили начальника управления государственной поддержки и развития предпринимательской деятельности администрации Ярославской области Александра Рябухина рассказать об опыте взаимодействия малого и крупного бизнеса в нашем регионе.


– Александр Васильевич, чем малое предприятие (МП) может помочь большому заводу? – Основой успешной экономики любого государства являются конкурентоспособные компании, которые могут наиболее эффективно и с лучшим качеством делать продукцию и предоставлять услуги при оптимальной цене. Один из элементов повышения конкурентоспособности – снижение издержек. Поэтому во всем мире крупные компании все более концентрируются на главных направлениях, делегируя производство промежуточных продуктов и оказание сервисных услуг другим фирмам, в частности малым предприятиям. Просто крупным компаниям становится невыгодно заниматься всем этим. Исторически сложилось, что большинство российских предприятий имеют полный цикл производства, это повышает устойчивость работы в условиях мобилизационной экономики, во время войны. Но в рыночных условиях компания должна сосредоточить свое внимание на совершенствовании технологии, быстром обновлении ассортимента, внедрении новых методов управления. Поэтому и в нашей стране все активнее используется аутсорсинг – передача непрофильных функций тем, кто будет выполнять их наиболее эффективно. А это как раз и есть малые предприятия. По данным Госкомстата, на малых предприятиях в промышленности производительность труда на 20 – 50 процентов выше, чем на крупных. В России пока мировые тенденции больше проявляются в нефтяной отрасли. По тому же пути идут такие компании, как РАО «ЕЭС России», Российские железные дороги. Но и на крупных промышленных предприятиях Ярославской области также начался процесс реструктуризации. – Какие еще существуют способы взаимодействия малого и крупного бизнеса? – Работает такой механизм, как франчайзинг: крупная компания продает небольшим фирмам лицензию на выпуск или реализацию продукции под своей маркой. Использует эту схему и ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт», продающее свой бензин на АЗС, принадлежащих частным предпринимателям. Такой механизм помогает избежать сложностей, связанных с существованием независимого МП. Но их руководители должны иметь высокое качество стратегического мышления, чтобы определить оптимальный уровень интеграции предприятия в общую систему, сохранив определенную долю самостоятельности. Все больше в нашей стране используется и система субконтрактации. Крупное предприятие на основе договора размещает заказ на производство изделий в небольших компаниях, предоставляя им сырье и полуфабрикаты. Обе стороны заинтересованы друг в друге. Небольшим фирмам необходим долгосрочный заказ, чтобы обеспечить высокий уровень загрузки. Крупное предприятие избавляется от затрат на содержание непрофильных или недозагруженных производств, сохранив стабильность поставок и качество исполнения работ. Чтобы обеспечить его, контрактер часто берет на себя обязательства по внедрению систем управления качеством на МП. – Почему эта система в России развивается не столь стремительно, как могла бы? – С одной стороны, малый бизнес испытывает сомнения, что будут четко выполнены условия договора по срокам и объемам оплаты за поставленную продукцию, а с другой – крупные компании не уверены, что они получат продукцию нужного качества в требуемые сроки. МП находятся в неравноправном положении, ибо заказчики диктуют чрезвычайно жесткие условия. Например, руководители компании «Автотор» предложили ярославским МП поставлять комплектующие для производства автомобиля «КИА Спортэйдж» в Калининграде. Но договориться не удалось, так как были установлены нереальные сроки, не предоставлены чертежи и спецификации, предложены несопоставимые для объема партий цены на комплектующие. Возможно, что из-за отсутствия налаженной системы субконтрактации в последнее время намечается тенденция ухода малого бизнеса из производственной сферы в торговлю. По данным журнала «Эксперт», доля малого бизнеса в общем промышленном производстве снижается и составляет сейчас лишь 4 процента, тогда как в обороте розничной торговли доля малых фирм – 26 процентов, в оптовой торговле – 51 процент. – Как переломить эту негативную тенденцию? – Нужно не просто расширять господдержку промышленно ориентированного малого бизнеса, но и оказывать содействие в формировании целостных производственных систем – промышленных кластеров. Это группа взаимосвязанных предприятий, расположенных на территории определенного региона. Наиболее известные примеры – калифорнийская Силиконовая долина (компьютерная техника), Хельсинки (связь и телекоммуникации), Московская область (аэрокосмическая промышленность). Система кластера опирается на ведущие отрасли региона, а конкурентные преимущества предприятий реализуются за счет их четкой кооперации. Кластер нацелен на то, чтобы выдавать продукцию в законченном виде, которую можно использовать на конвейере. В Ярославле неплохо развито производство фрикционных изделий, но тормозные колодки, диски сцепления – это отдельные элементы, на сборку же нужна вся тормозная система. Если бы ярославские предприятия смогли в кооперации изготовить весь тормозной блок, то, вероятно, удалось бы и договориться о его поставках в «Автотор». Создание кластерных систем позволит эффективно реструктуризовать наши промышленные гиганты, повысить их конкурентоспособность. Кластерный подход способствует бурному развитию малого и среднего предпринимательства, что дает возможность увеличить занятость, зарплату работников, а также дополнительные доходы в бюджет. Но для этого потребуется взаимопонимание и сотрудничество между крупным и малым бизнесом, властью, наукой, вузами. – Вы можете назвать примеры успешного взаимодействия крупного и малого бизнеса в Ярославской области? – Недавно в Ярославле проходила конференция клининговых компаний, профессионально занимающихся уборкой офисных, производственных, бытовых помещений. Оказывается, в нашем регионе таких фирм около десяти. Среднее предприятие «Маркон» уже привлекло одну из них для уборки своих цехов. Оказалось, что это не так затратно, как все думают, но намного более эффективно. Активно развиваются фирмы, производящие упаковку для крупных заводов, занимающиеся поставкой и налаживанием компьютерных сетей и программных продуктов, озеленением территорий крупных предприятий, оказывающих консалтинговые услуги. А среди МП, предоставляющих заводам транспортные услуги, уже чувствуется серьезная конкуренция. – Сегодня открываются уже ставшие доброй традицией дни предпринимателя. Что вы приготовили на этот раз? – Губернатор и администрация области считают производственную кооперацию малого и крупного бизнеса одним из перспективных путей развития предпринимательства в регионе. Поэтому мероприятия нынешних дней предпринимателя носят целевой характер. Выставка товаров и услуг малого бизнеса нужна, чтобы показать возможности, которые реально существуют для налаживания партнерства с крупными предприятиями. А после открытия выставки мы проводим «круглый стол» с участием руководителей крупных и малых компаний. Директоров заводов мы попросили провести анализ, какие подразделения предприятиям невыгодно содержать, чтобы они смогли сделать представителям малого бизнеса конкретные деловые предложения. А руководители МП расскажут о своих возможностях и условиях взаимовыгодного сотрудничества с крупными предприятиями. Беседовал Сергей КУЛАКОВ.