Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 07 февраля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/41135/

Газовая атака

рубрика: Экономика
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

Одна из причин резкого ухудшения экологической ситуации и даже разрушения памятников архитектуры в центре Ярославля – усилившийся в несколько раз за последние десять лет поток автомобильного транспорта. Из-за его выхлопов эпицентром загазованности в городе стала Красная площадь, где содержание углекислого газа и окислов азота в воздухе выше, чем в заводских районах. Пробки в часы пик, рост дорожно-транспортных происшествий – все эти проблемы стали темой серии публикаций в «Северном крае» в конце минувшего года («Явление резонанса» – 12 сентября, «Где азотом дышит человек» – 27 ноября, «Эпицентр загрязнения – Красная площадь» – 16 декабря). Были высказаны предложения, ставшие предметом обсуждения на заседании


муниципалитета Ярославля, где рассматривались расширение пешеходных зон в историческом центре, разгрузка центральных улиц и развитие объездных дорог, более равномерное рассредоточение по всем районам города предприятий торговли и сферы обслуживания, создание для этого экономических стимулов, перевод на газовое топливо автотранспорта, обслуживающего центр. Откликнувшаяся на наши публикации начальник областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Лариса Задворнова посоветовала обратить внимание на то, что наивысшую загазованность приборы отмечают у светофорных объектов. Она предлагает восстановить на главных улицах Ярославля движение по принципу «зеленой волны». Адрес «малой родины» ярославской «зеленой волны» вот уже 25 лет – улица Комсомольская, 4. В доме идет капитальный ремонт. Вычинивают треснувшие стены, меняют полы, поэтому вход со двора. У входа вывеска: «МВД РФ. ГУП «Ярославльгостранссигнал». Участок эксплуатации дорожных объектов. Автоматизированная система управления дорожным движением». Памятник архитектуры позапрошлого века по иронии судьбы вплотную примыкал к рухнувшему от интенсивного движения транспорта и людского небрежения зданию кафе «Европа» и чуть было не разделил его судьбу. По лестницам, перепачканным штукатурным раствором, начальник АСУДД Владимир Лактионов вводит меня в зал, где всю стену от пола до потолка занимает мнемосхема транспортных коммуникаций Ярославля. На столах четыре стареньких компьютера, один из мониторов – вниз экраном: ремонтируется. – Вот это и есть центральный управляющий пункт (ЦУП), – объясняет Владимир Прокофьевич. – Отсюда ведется управление системными светофорными объектами, установленными на основных магистралях города. Каждый из нас, даже тех, кто завел четырехколесного друга, все равно остается пешеходом. И кто не чертыхался и не материл водителей, выстреливших из выхлопной трубы на перекрестке удушливую, иногда с копотью, смесь слезоточивых газов! Это зажегся зеленый свет. И чтобы набрать обороты и тронуться с места, водитель жмет на акселератор. Даже хорошо отрегулированный двигатель, успешно прошедший тест на содержание окислов углерода в выхлопных газах, при движении с места выделяет продукты неполного сгорания. Кроме ядовитых СО и СО2, диоксида азота, угнетающих легкие и центральную нервную систему, выбрасывает в воздух канцерогены: бензопирен, фенолы, сажу, ядовитые углеводороды. Работники ГИБДД знают массу ситуаций, когда, вдохнув выхлопные газы полной грудью, пешеход терял ориентацию, у него замедлялась реакция, и только по этой причине случались тяжкие дорожно-транспортные происшествия. «Зеленая волна» в идеале может избавить и от загазованности на перекрестках, и от этих досадных инцидентов, устранить пробки, увеличить пропускную способность улиц. Машины, трогаясь на зеленый свет по магистрали, оборудованной системными светофорными объектами, и двигаясь с рекомендованной на данном участке скоростью, не должны нигде встретить красный свет. А размеренное, безостановочное движение – уже основа для нормальной работы двигателя с полным сгоранием топлива. – В начале восьмидесятых годов, – вспоминает Владимир Лактионов, – в Ярославле начала действовать первая очередь «зеленой волны» на магистрали с самым интенсивным движением транспорта – Московском проспекте. Здесь были построены первые светофорные объекты, электронное управление которыми – контроллеры были скоординированы и регулировались компьютерами с ЦУПа. В компьютер закладываются данные об интенсивности транспортного потока, расстояниях между перекрестками, а он определяет тот фазовый сдвиг, который позволяет транспорту двигаться через все перекрестки практически без остановок. После Московского проспекта «зеленая волна» была смонтирована и на ряде других наиболее оживленных улиц города. Был подготовлен проект объединения в систему светофорных объектов на еще одну протяженную магистраль – с Красной площади по проспекту Октября на Ленинградский проспект почти через все Брагино. Но грянули девяностые годы, и прекратилось централизованное финансирование. Почти десять лет главк МВД выделял «Ярославльгостранссигналу» средства только на эксплуатационные расходы, а по сути – лишь на зарплату сотрудникам. С установкой новых светофоров отлаженные было системные объекты рассогласовывались, стали работать невпопад. Устаревали и изнашивались аппаратура, кабели связи. На ряде улиц сейчас впору говорить не о «зеленой волне», а о красной. – Стартуешь под зеленый свет, – жалуются водители, – но, как ни старайся, на следующем перекрестке попадаешь под красный. В 2001 году, правда, наметились перемены к лучшему. Федеральный бюджет выделил миллион рублей на реконструкцию светофорных объектов по Московскому проспекту, в прошлом году мэрия профинансировала работы на 220 тыс. рублей. Около миллиона из разных источников поступит на проекты этого года. – На эти средства, – сообщил начальник ГУП «Ярославльгостранссигнал» Александр Зеленков, – восстанавливается «зеленая волна» по Московскому проспекту. Пока только до пересечения с Фрунзенским проспектом. В нынешнем году работы продолжатся и будет скоординировано движение через все светофоры до выезда из города. При восстановлении системы и линий связи проектом предусмотрено обеспечить на перекрестках автоматический мониторинг экологической ситуации с передачей данных на ЦУП. Это новая задача, которую раньше наша система не решала. Выделены средства на реконструкцию здания ЦУПа и приобретение новых компьютеров. Сдвиги есть, и это нас обнадеживает. Однако на модернизацию дорожной сигнализации требуются еще более серьезные вливания. Сейчас, помимо Московского проспекта, в центре Ярославля скоординированы светофорные объекты только на части улицы Свободы, не полностью – по проспекту Толбухина, улице Угличской и Городскому валу. Сквозной «зеленой волны» практически нигде в городе нет. Кроме того, надо бы вернуться к проекту восьмидесятых годов – координации светофоров по проспекту Октября и через Брагино, требует «волновой» организации движения возросший транспортный поток через Октябрьский мост в Заволжье. Ситуация в Ярославле может стать намного «здоровее», если областная Дума и муниципалитет проникнутся остротой проблемы и увеличат финансирование существующих и разрабатываемых проектов введения на магистралях города «зеленой волны». Специалисты, как уверяют в «Ярославльгостранссигнале», для этого имеются. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.