Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 28 октября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/422/

Настоящий директор

рубрика: Экономика
Автор: Валерий ПРОХОРОВ

Наиль Галиакберов из шестидесяти прожитых лет более половины из них возглавляет в Ярославле пассажирское автотранспортное предприятие № 1. В наш город он приехал после окончания в 1969 году Челябинского политехнического института. События последних десятилетий, связанные с развитием пассажирского автотранспорта, без преувеличения показали: Ярославлю сильно повезло, что именно сюда попал в самом начале своей служебной карьеры этот человек.


В незнакомом городе Галиакберов освоился довольно быстро. Всего три года понадобилось молодому, способному инженеру, чтобы вырасти до руководителя ПАТП-1, где предварительно поработал на должностях старшего инженера отдела эксплуатации, затем начальника этого отдела, заместителя директора предприятия.

Нынешний председатель профкома Владимир Домнин, много лет работающий рядом с Галиакберовым, отмечает в Наиле Вакифовиче очень важную черту руководителя:

– Он обладает даром в гуще проблем выделить самую больную и как можно скорее ее благополучно разрешить.

Общеизвестно, насколько велика текучесть кадров среди водителей пассажирских автобусов, чему способствует жесткий график работы – фактически без праздников, выходных, большая ответственность. Так вот, став директором и держа в голове цель сохранить коллектив, Галиакберов затеял нешуточное жилищное строительство, отлично понимая, что реальная перспектива получения квартиры может не только сильно притормозить уход водителей, ремонтников с предприятия, но и обеспечить стабильный приток новых кадров. Чуть ли не ежедневно молодой директор начинал свой рабочий день с посещения ранним утром стройки. Жилье возводили в то время хозспособом. Из числа претендентов на квартирные ордера были созданы бригады в помощь профессиональным строителям. Никто, естественно, не считал для себя в тягость поработать и после смены, и в выходной день. Жилые многоквартирные дома росли как грибы, очередь быстро таяла.

Параллельно и на территории предприятия, перебазировавшегося на Московский проспект, происходили большие перемены. Была оборудована теплая стоянка на 75 автобусов, появилась новая механическая мойка, вступили в строй станция диагностики, АЗС, шиномонтажный цех. Потом дошла очередь и до спортзала, сауны...

Особую проверку на прочность Галиакберову и его команде пришлось пройти в 90-е годы, когда в силу известных обстоятельств для многих пассажирских предприятий наступили черные дни. Как и повсюду, в Ярославле уже не на что было покупать новые автобусы. Парк машин быстро старел, снижались объемы пассажирских перевозок и их качество. В соседних областях – Ивановской, Костромской, Владимирской – пассажирские АТП разваливались буквально на глазах. В Ярославле такого не случилось, хотя нехватка машин ощущалась все острее. Любопытная в связи с этим деталь. Галиакберову предоставили квартиру на Суздалке как раз возле автобусной остановки. Жил он с семьей на первом этаже. Так вот, время от времени к окнам его квартиры подходили заждавшиеся транспорта пассажиры, каким-то образом узнавшие, где живет директор, и легонько постукивали в окошко кухни, как бы намекая... Разумеется, и без намеков Галиакберов понимал, что надо искать выход из создавшегося положения.

Посоветовавшись со специалистами из ближайшего своего окружения, директор принял решение срочно налаживать капитальный ремонт машин своими силами. В той обстановке это был вынужденный, но очень важный шаг на пути к выживанию.

– С промышленных предприятий из-за задержек зарплаты стали в массовом порядке увольняться высококвалифицированные рабочие, и просто грех был упустить такой благоприятный момент, – говорит Наиль Вакифович. – Стали мы приглашать к себе классных мастеров-ремонтников, постарались обеспечить их хорошими заработками. Обучали и свои собственные кадры.

Руководство ПАТП-1, где только возможно, стало закупать по дешевке старые, списанные автобусы, ездили даже за проамортизированными машинами в Германию, Польшу... По 12 часов, если требовалось, трудились слесаря, сварщики, механики, возрождая буквально из «пепла» кузова, двигатели, коробки передач.

Расширялась и соответственно оборудовалась ремонтная зона, по сути дела в ПАТП появился своего рода ремонтный завод. И теперь уже не надо было отправлять дышащие на ладан машины за тридевять земель и платить бешеные деньги за капитальный ремонт. Расходы предприятия на эти цели значительно сократились. В год до 60 «с иголочки» машин удавалось выпускать на линию. Таким образом тяжелые времена удалось благополучно пережить.

– Конечно, нам в меру сил помогал город, – говорит Галиакберов.

Слава о «ремзаводе» на ПАТП-1 быстро распространилась. И теперь здесь успешно чинят машины не только собственного парка, но и принимают заказы на капремонт со стороны. Очередь клиентов не иссякает. На многих предприятиях, в организациях имеется свой транспорт, а вот тщательно налаженная система его «реанимации», как правило, отсутствует.

В последнее время появилась возможность приобретать и новые автобусы. В ПАТП-1 сейчас 290 автобусов, 130 из них имеют возраст до 5 лет. Парк стал заметно обновляться. В «пассажирке», что на Московском проспекте, трудятся около полутора тысяч человек. На сегодняшний день здесь 600 водителей,400 ремонтных рабочих, примерно 300 кондукторов. Средняя зарплата водителя более десяти тысяч. Вроде бы, и неплохие деньги, но Галиакберов недоволен:

– Мы, к сожалению, пока не дотягиваем до уровня зарплаты тех, кто трудится в машиностроении, на стройках. Транспортники заслуживают более высокой материальной оценки своего тяжелейшего труда.

Почти десятипроцентная текучесть кадров – еще одна головная боль директора. Ведь водителей приходится привозить из Углича, Ростова, Данилова, даже из соседних областей. Трудятся иногородние вахтовым методом, живут в общежитиях.

– И нехватка кондукторов нас беспокоит, поскольку это отражается на выручке, – вникает и в эту «мелкую» проблему директор. – Ведь торговать билетами нередко приходится самим водителям, «производительность» которых на этой операции вчетверо ниже: кондуктор за час способен реализовать билетов примерно на 200 рублей, а водитель и 50 рублей может не наскрести.

К числу приятных моментов Галиакберов относит то, что время от времени возвращаются на предприятие «блудные сыновья». Поискав теплых местечек и хлебных мест, прослышав о добрых переменах в ПАТП, водители потянулись к родной проходной.

– Ведь сейчас водителю пассажирского автобуса не надо приходить на работу за полтора – два часа до начала смены, чтобы залить воду, прогреть двигатель, – говорит председатель профкома Домнин. – Автобусы в автопарке снабжены водо- или электрообогревом. Утром водитель пришел к началу смены, а кабина теплая, машина готова к выезду. И поломки теперь не страшны – знаменитая наша «скорая помощь» быстро устранит неисправность, так что понятие «простой» для наших водителей весьма условное.

Походив по предприятию, поговорив с людьми, убедился, что здесь максимально сокращена дистанция между простым рабочим и руководством. В кабинет директора можно приходить за­просто, без особых церемоний, не надо, как в иных местах, подолгу париться в предбаннике. Любой вопрос – от чисто производственного до личного – решается напрямую, без посредников.

Не удержался, спросил Наиля Вакифовича, каким, на его взгляд, должно быть кредо руководителя, или попросту говоря, что он должен и что не должен делать?

– Он должен предварительно крепко подумать, прежде чем принять то или иное важное решение. И если уж принял, то никаких колебаний быть не должно. Подчиненные не должны созерцать на лице начальника отпечатков сомнений или неуверенности, а иначе потом сложно будет вести за собой людей. Но, еще раз повторяю, до принятия решения нужно очень крепко подумать. И самое главное – руководитель обязан видеть перспективу развития своего коллектива. Без этого трудно управлять. И непродуктивно.

По мнению моих собеседников, их уважаемому директору, безусловно, присущи высочайшая профессиональная компетентность, стремление к новшествам, неустанная забота о прес­тиже коллектива.

– Вы знаете, ведь наш директор в свое время был участником Олимпийских игр, – удивил меня один из его коллег. – Так и запишите в блокнот.

Еще бы! И действительно, Наиль Вакифович участвовал в Олимпиаде 1980 года в Москве. Тогда он возглавлял... автоколонну из 35 автобусов, направленных из Ярославля в столицу по разнарядке. В итоге – почетная грамота, полученная Галиакберовым от Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог за безупречную организацию пассажирских перевозок.

Как руководителю Галиакберову положена служебная машина. Но любит он посидеть и за баранкой собственного автомобиля. Как автомобилист, начинал со старенькой «Волги», которую с удовольствием ремонтировал своими руками. А еще обожает зимнюю рыбалку. Иногда выезжает на Рыбинское море, но в основном рыбачит на льду Волги невдалеке от своего дачного дома. Юбиляра уже поздравили жена, дочь, внучка, прислала весточку и родная мать из далекого поселка Халилово, где родился и вырос Наиль, закончил там среднюю школу.

Свой 60-летний юбилей Галиакберов встречает мудро и спокойно, а вот в коллективе волнуются и очень надеются, что их уважаемый директор – заслуженный работник автомобильного транспорта, останется на своем рабочем месте и после того, как минуют юбилейные торжества. Ведь не секрет, что целые делегации приходили накануне в профком, интересовались, продлят ли контракт с шефом. Очень всем этого хотелось бы.

Комментарии