Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 27 марта 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/42517/

Ярполимермаш - мост между технологиями Запада и возможностями Востока

рубрика: Экономика

Более семидесяти лет лидером советского, а теперь российского рынка по разработке и производству оборудования и оснастки для шинной и резинотехнической промышленности является ярославское предприятие «Ярполимермаш-Татнефть». Для разговора о планах и проблемах завода, которые приходится решать коллективу, наш корреспондент встретился с генеральным директором закрытого акционерного общества Владимиром Симоновым.


– Владимир Иванович, потребителями вашей науко- и капиталоемкой продукции являются заводы шинной и нефтехимической промышленности, вам было нелегко в годы экономического спада, в перестроечное время. Как сегодня обстоят дела? – Для «Ярполимермаша» остались позади трудные годы перестройки экономики на рыночные отношения. В стране наметился экономический рост, наше предприятие освоилось с новыми условиями хозяйствования и, если образно выразиться, теперь крепко стоит на ногах. Для этого у нас есть все: и научный инженерный центр, и полный технологический цикл от литейного производства, механообрабатывающего до сборки. Мы сами выполняем монтаж, пусконаладочные работы и последующее сервисное обслуживание оборудования на местах у потребителей. На сегодняшний день заводом сформирован пакет заказов, решается задача по освоению утвержденного «Татнефтью» бизнес-плана развития предприятия. Мы не стоим на месте, постоянно технически перевооружаемся, обновляем станочный парк. – Что из новинок, приобретенных в последнее время, вы можете отметить? – Следуя стратегическим курсом на обеспечение высокого уровня качества выпускаемой продукции, мы создали и в октябре 2002 года успешно сертифицировали систему менеджмента качества, соответствующую международным стандартам ИСО 9002. Именно эта система жестких требований накладывает на нас серьезные обязательства по всему циклу производства, начиная от выбора поставщиков сырья и станков для наших цехов и кончая сбытом конечного продукта. Мы недавно приобрели измерительный комплекс фирмы «AZ», позволяющий делать до 1800 замеров в различных точках на пресс-форме для покрышки легкового автомобиля с точностью, на порядок опережающей существующие требования. В нашей отрасли ему нет аналогов. Также для повышения качества нами приобретены универсальные центры по обработке деталей пресс-форм и гравировке надписей. – Владимир Иванович, вы руководите машиностроительным предприятием широкого профиля, а что может выпускать ваш завод? – Коллектив акционерного общества в постоянном творческом поиске, но традиционным направлением нашей деятельности является выпуск оборудования и оснастки для шинной промышленности: станки и агрегаты для сборки покрышек любого типоразмера и назначения, пресс-формы широкого диапазона размеров и конструкций, оборудование для вулканизации покрышек и камер и другое технологическое оборудование. Отличительной чертой работы моих сотрудников является выполнение всех требований потребителей. Размещаемые на заводе заказы, как правило, с особыми техническими условиями, с привязкой к специфике конкретных производств, а это требует больших вложений в науку и в реализацию таких индивидуальных требований. Мы стали предприятием, выпускающим эксклюзив. Если в советское время нормой для серии пресс-форм мы считали 100 штук, то сейчас заказ на партию из шести штук – уже хорошо. – Почему происходят подобные процессы уменьшения общего количества изделий в сериях и вам приходится выпускать немного, но сложных в изготовлении и по предъявляемым требованиям, иначе говоря, вы штучный товар делаете? – Если раньше одна модель автопокрышки стояла годами на конвейере, то теперь для удовлетворения возросших требований потребителей предприятия шинной промышленности стремятся в короткие сроки и как можно в большей степени обновлять свой ассортимент. Вследствие этого происходит частая смена модельного ряда шин, увеличение их пробега, ужесточение требований по технологичности, по экологии и т. д. Например, при тестировании качества легковых автопокрышек снимается до 150 показателей (при проверке грузовой – до 80), а конкуренты не спят и стремятся их улучшить. В частности, рисунки протектора меняются очень быстро во времени, и дело не в моде, а в повышении требований по безопасности, износостойкости и экологии. В Европе законодательство движется в сторону ограничения пробега шин и срока эксплуатации всего до 1 – 2 лет. Европейские экологи и врачи-онкологи считают одной из главных причин увеличения случаев заболеваний раком мелкодисперсную резиновую крошку, образующуюся в результате износа покрышек при эксплуатации автомобиля. А чем старше резина, тем быстрее она разрушается и больше образуется канцерогенов. Именно благодаря жесткой конкуренции между шинными заводами за потребителя и за соответствие требованиям законодательства нам приходится постоянно разрабатывать и выпускать новое оборудование и оснастку, но в небольших количествах. – Владимир Иванович, возглавляемый вами коллектив продвигает свою продукцию не только внутри России и СНГ, но и в дальнее зарубежье. – Да, мы поддерживаем отношения со своими старыми партнерами и ищем для сотрудничества новых заказчиков как внутри страны, так и за рубежом. За короткий промежуток времени, с начала 2003 года, делегация завода побывала во Вьетнаме и Иране. Хочу отметить, что страны азиатско-тихоокеанского региона – совсем иной рынок, нежели экономическое пространство бывшего Советского Союза. Это, прежде всего, динамично развивающиеся государства, научившиеся, кроме эксплуатации своих природных ресурсов, реально делать деньги. За это их уважают и стремятся проникнуть на их рынки такие экономические монстры, как Япония, Сингапур, Индонезия и даже, казалось бы, такая далекая от них Австралия. Последний визит во Вьетнам показал, что вьетнамцы хорошо относятся к нам и ждут русских для развития своей промышленности. Индокитайский полуостров занимает центральное положение в этой части земного шара, все торговые пути проходят через Вьетнам. Для «Ярполимермаша» это государство является стратегическим партнером. Мы выиграли три тендера на поставку оборудования, объявленных Вьетнамской нефтехимической компанией, на сумму 2 млн. долларов. По итогам поездки в Иран скажу, что иранцы идут по пути строительства цивилизованного общества. Страна стремится жить по более высоким жизненным стандартам, для этого у нее есть большой потенциал природных и энергетических ресурсов. Там последнее время большое внимание уделяется самообеспечению всеми видами продовольствия и экономической самостоятельности. К россиянам отношение положительное, и при слове «русский» они в знак уважения к нам поднимают большой палец вверх. Иранцы хотят развивать свою экономику и, в частности, шинную промышленность, у них большие амбиции и желание обеспечить своей продукцией всю Азию и даже Африку. Акционерное общество «Ярполимермаш-Татнефть» участвует в тендерах на поставку оборудования для шинных заводов. Наше преимущество здесь в том, что мы можем выполнить уникальные заказы с учетом их климатических требований, на самое нестандартное оснащение и оснастку и в любом количестве. – А как у вашего предприятия складываются отношения с Западом? – Ведущие западноевропейские концерны по производству шин и оборудования для шинной промышленности для нас одновременно являются и конкурентами, и партнерами. С Pirelli ведем переговоры о сертификации производства по стандартам качества этого концерна. Имеем контакты со многими гигантами этой отрасли: Nokian, Сontinental, Herbert, Matador и другими. Если образно сказать, то мы будем выполнять роль своебразного моста между технологиями Запада и возможностями Востока. – Сейчас очень много внимания уделяется защите окружающей среды, какие шаги в этом направлении делает ваше акционерное общество? – Наши специалисты сконструировали, и завод может выпускать станочную линию по переработке изношенных и бракованных шин. Экономичная и перспективная технология переработки, разработанная преподавателями ярославского технического университета, заключается в механическом измельчении отработанных автопокрышек без глубоких термических процессов и их превращении в суспензию. Полученный резиновый порошок можно добавлять как в строительные материалы, так и в сырье для шинной и резинотехнической промышленности. Мы поставили подобную линию для переработки старых покрышек карьерных самосвалов в Норильск, подписан договор с Кузбассом. Потенциально мы готовы выпускать оборудование для утилизации отслуживших свой срок автомобильных шин, все дело в финансировании и ужесточении требований законодательства по охране природы. – Посмотрев на Волжскую набережную, полюбовавшись литыми фонарями у театра Федора Волкова и фонтанами на площадях областного центра, можно сказать, что ваш завод формирует лицо города. – Да, литейные цехи предприятия не только обеспечивают заготовками собственное производство, но и располагают мощностями для выпуска товарного литья из стали, чугуна, алюминия и бронзы. Умельцы завода освоили и высокохудожественное литье. В чугунолитейном цехе была отлита скульптура «Родина-мать» для монумента «Слава героям». Я вместе со своими земляками любуюсь мастерски выполненными ажурными решетками и ограждениями на площадях и в скверах нашего древнего города. Беседовал Сергей ЯКОВЛЕВ.