Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 13 мая 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/43548/

Василий Билоха: Три года без отпусков и выходных

рубрика: Экономика

В сентябре прошлого года на представлении нового начальника Северной железной дороги Василия Билохи министр путей сообщения Геннадий Фадеев назвал СЖД одной из самых проблемных среди всех российских железных дорог. Многочисленные аварии и сходы поездов летом, низкие показатели по погрузке, производительности труда и многое другое - такое наследство принял новый начальник СЖД полгода назад. В Ярославль Василий Билоха приехал из Воронежа, где работал заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги по экономическим и финансовым вопросам.


Через полгода после своего назначения новый руководитель предприятия рассказал нашей газете о проблемах и достижениях СЖД, о планах на будущее, о себе и своей семье. - Василий Александрович, что удалось сделать за эти несколько месяцев? Как предприятие отработало в первом квартале? - Наша дорога сегодня, как и вся сеть железных дорог, набирает обороты по погрузке и показывает хорошие результаты по сравнению с первым кварталом прошлого года. Мы неплохо грузим нефтепродукты, металлы, минудобрения. Есть проблемы с погрузкой угля, бумаги, но и эта ситуация уже начала выправляться. По грузообороту в первом квартале СЖД выполнила задание на 107,9 процента, по обороту вагона - на 102,8. По итогам работы СЖД получила доходов от перевозок на 699 миллионов рублей больше запланированных. Балансовая прибыль предприятия составила 643 миллиона при планируемом убытке в 222. Поэтому если в прошлом году СЖД была на 17-м месте в отрасли по показателям работы, то теперь она уже поднялась на восьмое. - На СЖД рост заработной платы составил в прошлом году 40 процентов. В этом году снова запланировано значительное повышение. Такие темпы роста доходов работников многим отраслям промышленности, не говоря уже о бюджетниках, и не снились... - Железнодорожники находятся на 8 - 9-м месте по уровню оплаты труда среди ведущих отраслей народного хозяйства. В этом и следующем году поставлена задача перейти на пятое место. Это хороший уровень. Поэтому мы регулярно повышаем зарплату, например, с 1 мая - на 5,4 процента. К концу года она должна увеличиться в целом на 30 процентов. У нас есть план по объемам перевозок и производительности труда. Если дорога будет работать лучше плановых заданий, возможно еще одно повышение. Деньги, я считаю, мы платим еще не по заслугам, доходы железнодорожников должны быть больше. Кроме того, 300 млн. рублей предприятие выделяет на строительство жилья для работников. - У вас, должно быть, очереди в отделе кадров? - Очередей больших нет, но люди начали закрепляться. У нас непростой режим работ, поэтому не так много желающих. На железной дороге колесо крутится 24 часа, люди работают в зной и стужу, в метель и дождь. Это труд с большой ответственностью: если не вовремя или не так что-то сделать, будут тяжелые последствия - человеческие жертвы, материальные затраты. Безусловно, люди это чувствуют. Не каждый способен выдержать такой ритм. С другой стороны, это опасная работа - как в физическом, так и в моральном плане. Многие работают буквально под колесами - составители поездов, монтеры пути, СЦБ, централизации и блокировки, машинисты. К тому же у нас непростая техника - путевое оборудование компьютеризировано, проводится волоконно-оптическая связь. Специалисты должны быть технически грамотны. У нас сейчас не хватает инженерно-технических работников. Мы должны решить эту проблему. - Вам много пришлось ломать и перестраивать в системе управления СЖД? - Пока ничего не сломано. Здорово перестраивать тоже не приходится. Есть изменения в кадровой политике, но это естественно. Наверное, я чуть пожестче подхожу к некоторым вопросам. Например, люблю, чтобы люди приходили с расчетами, иногда сам калькулятор в руки беру. Многим это не нравится, но ничего, научатся считать. - Вы экономист по образованию? - Нет, учился на железнодорожника, но уже руководителем заканчивал Академию народного хозяйства при правительстве России. По воле судьбы прошел все круги на железной дороге: начинал с локомотивщика, потом стал движенцем, затем 2,5 года проработал замначальника дороги по экономике и финансам. Знаю, как ездить на локомотиве, работать дежурным по станции, быть диспетчером. - Каковы ваши ощущения от работы предприятия? Какие проблемы требуют срочных решений? - Я пришел на новую должность, но всю жизнь проработал в железнодорожном транспорте. Все изъяны дороги для меня - не новость. Я знаю, что надо делать, и вижу конечную цель. Конечно, СЖД отличается от других дорог по протяженности, климатическим условиям и технической развитости. Большая часть путей находится на Севере, за полярным кругом. Но дорога не очень развита в техническом плане в отличие от соседних Октябрьской и Московской ЖД. Соревноваться с ними без внедрения новых технологий бессмысленно. У дороги достаточно большой процент старения основных фондов - около 76 процентов. Уже приняты необходимые решения, которые позволят вывести дорогу на более высокий уровень, чтобы СЖД обеспечивала перевозки так, как сегодня работают другие дороги, с более высокими техническими скоростями, безопасностью движения поездов. В этом году нам выделено 6,2 млрд. рублей инвестиций. Это немалые деньги - двойная норма против прошлого года. Будем вкладывать средства в замену и ремонт пути, замену энергетического оборудования. Я думаю, что в течение двух лет технические вопросы могут быть решены. У нас сегодня из-за неустойчивой работы технических средств есть большие сбои в движении, которые, конечно, выбивают из графика пассажирские поезда. - Я сам попадал в ситуации, когда поезд из Москвы стоял несколько часов и приходил с большим опозданием... - Да, на это есть не только субъективные, но и объективные причины. Например, плохо работают рельсовые цепи, а при их сбое горит красный сигнал. На красный все останавливаются, в том числе и поезда. Начинаем разбираться, а время уходит. Мы должны улучшить движение между Москвой и Ярославлем, надо поднять скорости, чтобы можно было доехать до столицы намного быстрее. Дорога должна опередить конкурента - автомобильный транспорт. - Главной причиной смещения прежнего начальника СЖД Владимира Петрова назывались участившиеся аварии. После вашего назначения также произошло несколько сходов вагонов. Есть ли у этой проблемы объективные причины, не связанные с личностью руководителя? - Мы приняли несколько решений, которые должны способствовать увеличению безопасности перевозок. Первое - это серьезная ответственность наших работников за действия, которые наносят материальный ущерб СЖД. Сегодня те промашки, которые работники допускают из-за неграмотности, будут бить по их карману. Провинившиеся уже платят нам компенсации за убытки из своего среднемесячного заработка. Теперь это закон на дороге: нарушил правила, отнесся халатно - заплати за свои ошибки. Это уже начинает работать. Второе - сказывается низкий технический уровень подготовки кадров. Есть просто неграмотные работники, и это очень бьет по престижу нашего транспорта. Такая неграмотность приводит к тем нарушениям в работе дороги, которые заканчиваются авариями, сходами, крушениями. Мы начали предметную учебу людей, опрашиваем, как в школе, - тебе прочитали, будь добр, уясни. И третье - сейчас после повышения зарплаты у нас нет большого дефицита в рабочей силе. Люди понимают, что уйти легко, а вернуться на железную дорогу не так-то просто. Потеря стажа очень серьезно "рвет" заработную плату - разница между заработком тех, кто работает с выслугой, и новичков очень солидная - на уровне 30 процентов. Но плюс ко всему, конечно, должна быть гарантия в работе техники. Мы очень много вкладываем средств в модернизацию пути, другие участки - надо дать техническую гарантию безопасности перевозок. Если это осилим, то СЖД уйдет от аварий и крушений. - Люди принимают ужесточение дисциплинарных требований? - А как же. Каждый понимает, когда начинается тотальная мобилизация. Это не разовый подход, а так теперь будет всегда, честно и по закону. Я говорю: если днем хорошо поработаешь, то ночью тебя не поднимут. Это срабатывает. Но бывает, что поднимаем людей и ночью для ремонта пути и так далее. Это, конечно, неправильно, но никуда не денешься, пока есть такая необходимость. - Говорят, с вашим приходом люди в управлении СЖД работают без выходных. Каков у вас распорядок дня? - Каждый день на работе с 7 утра до 7 вечера, часто прихватываю еще. Я на железной дороге с 1971 года и всегда в таком режиме. Может быть, не совсем правильно, но пока для меня это необходимо. По-другому не могу. - А как же подчиненные? - Соответственно, многие также работают со мной без выходных. Вот когда наведем порядок, тогда отдохнем. - Эти перегрузки людям компенсируются материально? - Конечно. Даем отпуска, хорошую заработную плату. Исходя из средней зарплаты на СЖД командиры и ИТР деньгами не обижены. - Вы живете в Ярославле в служебной квартире? - Нет, как приехал, поселился в железнодорожном профилактории. И еще не один месяц буду там жить. Потом мне МПС предоставит служебную квартиру, и тогда буду оседать, как все цивильные люди. - Вам комфортно в профилактории? - Не скажу, что очень уютно жить полгода не в своем доме. Но я уже привык. Я много раз переезжал - жил в казармах, в неблагоустроенном жилье и в маленьких, и в больших квартирах. Все зависит не от размеров жилья, а от уюта. - Семья у вас уже в Ярославле? - Жена приехала, а дети пока нет. Но без них скучно, поэтому, я думаю, и они будут здесь. - А когда дети росли, они чувствовали участие отца в воспитании? - Скажем так. Бабушка дочку отвела в школу и забрала. Я иногда дневники смотрел - вроде бы все в порядке. А большое участие в воспитании некогда было принимать. - Не жалеете? - Конечно, жалею. Но так живет подавляющее большинство людей. - Вы столько времени в жизни посвятили железной дороге. Что она для вас значит? - Это профессия. Для летчика - небо, для железнодорожника - рельсы, для шахтера - забой. Моя жена тоже железнодорожник. На старом месте она не отдыхала ни дня, все время в работе. Я думаю, что и здесь то же самое будет. Вся семья в труде, иначе быть не может. - Не устали? В отпуск не собираетесь? - Усталость - дело приходящее и уходящее. В отпуск я третий год не хожу. Думаю, что и в этом году не удастся. На железной дороге не зря существуют своя медицина, профессиональный отбор. Сюда слабаки не ходят, тут должны быть сильные люди. - У вас, наверное, крепкое здоровье. Вы спортсмен? - Я занимался многими видами спорта - лыжами, борьбой. Неплохо играю в волейбол. Будучи студентом, ни одного выходного не пропускал, чтобы не покататься на коньках. Вот клюшку надо научиться брать в руки, потренироваться. - Собираетесь играть в хоккей? - Наведем порядок на дороге, тогда возьмемся за клюшку. - А сейчас занимаетесь спортом? - Каждый день делаю гимнастику. - МПС и СЖД участвуют в финансировании хоккейного клуба "Локомотив", строили и содержат Ледовый дворец спорта "Арена-2000". Что вы думаете о развитии хоккея в Ярославле? Насколько эти расходы весомы для дороги? - Все должны понять, что "Арена-2000 Локомотив" дает важный социальный эффект. Сегодня государство должно сделать ставку на спорт. - Что это значит? - Мы до сих пор относимся с большим нигилизмом к своему здоровью и спорту, многие занялись совсем другими делами - пьянством, наркоманией. А спорт - это национальные достижения, гордость. И от того, что в Ярославле есть "Арена-2000", вряд ли город и область что-то потеряли, наоборот, они только выиграли. Губернатор и мэр понимают, что сегодня людям надо что-то предложить, например здоровый образ жизни, в том числе и хорошие зрелища. Я со спортом связан давно - восстанавливал волейбольную команду в Белгороде. Но ярославский подход к поддержке спорта мало с чем можно сравнить. Когда 9000 человек ходят постоянно на любой матч, это здорово. Что касается экономики, то это очень затратное хозяйство, большого бизнеса там нет. И не думаю, что спорт, если он честный и в пределах закона, способен давать большие прибыли. СЖД и МПС выделяют около 247 миллионов рублей в год на содержание хоккейного клуба "Локомотив" и "Арены-2000". Это немаленькие деньги, но я скажу, что расходы на хоккейную команду в Ярославле намного меньше, чем в других клубах. И тем не менее "Локомотив" два года подряд - чемпион России. Мы сейчас хотим своим примером привлечь других промышленников для участия в содержании "Арены-2000", развитии спорта в Ярославской области, потому что нам одним становится тяжело. - Что вы имеете в виду? Речь идет о продаже акций Ледового дворца? - Пока до конца не произведено оформление долга ОАО "Арена-2000" перед дорогой. Мы вложили в строительство более 2 млрд. рублей. Эти затраты надо превратить в акции, а потом будем рассматривать все остальные вопросы. - Войдет ли "Арена-2000" в единый имущественный комплекс РАО "Российские железные дороги"? - Пока вопрос не решен, в этом направлении ведется работа. Я за то, чтобы Дворец спорта вошел в состав имущества РЖД. - Вы часто бываете на матчах "Локомотива"? - По мере возможности. - Какие у вас есть увлечения, кроме железной дороги, которая, очевидно, вне конкуренции? - Железная дорога - это самое первое увлечение и, наверное, уже до конца. Но я также занимаюсь всем, что не чуждо человеку. Люблю охотиться, быть за рулем, люблю театр. В Волковском был один раз, мне понравилось. По возможности я стараюсь бывать на спектаклях в Москве. - Когда вы последний раз ходили на охоту? - В прошлом году, когда был на старой должности. Здесь пока не получается. Ружье еще не привез. - Вы участвуете в ведомственной охоте? - Нет, я не любитель ехать на охоту, когда там собирается человек триста. Охота должна быть по душе - с друзьями, любителями природы. - А собака у вас есть? - Нет. Она бы, бедолага, наверное, не выдержала моей занятости на работе. - На прежней должности вы также были депутатом Воронежской областной думы... - Почему был, я и остаюсь депутатом, полномочия пока не сложил. И если потребуется мое слово по решению проблем в Воронежской области, поеду и проголосую. Но пока не ездил. - Вы пошли в Воронежскую областную думу по собственному желанию или по заданию ведомства? - Есть три момента. Первый - отраслевой подход: сегодня железнодорожники должны быть представлены во всех органах власти. Второй - в России необходимо проводить линию умеренных реформ и принимать разумные законы. Железнодорожники на это способны. И третий - железнодорожный транспорт является большим сектором в экономике регионов и в стране в целом. И не представлять свои интересы в законодательных органах власти, я считаю, неправильно. - Вы честолюбивый человек? - Я уже наруководился вдоволь, это непростое дело. Считаю, что предприятие, которым руковожу, должно быть преуспевающим и хорошо развиваться. И для этого я сделаю все. У СЖД есть все предпосылки занять достойное место среди всех российских железных дорог. Вот моя цель. А карьерных желаний и стремлений у меня нет, я не карьерист. Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ. P.S. Вчера у Василия Билохи был день рождения. "Северный край" поздравляет Василия Александровича, желает здоровья и успехов в его нелегкой работе.