Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 24 мая 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/43855/

И вечная слава воде!

рубрика: Экономика
Автор: Виктор ХРАПЧЕНКОВ.

Все достоинства водопровода мы оцениваем, только когда из крана перестает вдруг бежать вода. Понятно, каким чудом для жителей Ярославля XIX века был водопровод, который пришел в их дома.


Строительство его началось в мае 1882 года. Первую очередь пустили в феврале следующего. "Ярославские губернские ведомости" сообщали в статье "Открытие водопровода в Ярославле": "Праздновалось в Ярославле открытие водопровода. Во вновь устроенном на берегу р. Волги, в местности, носящей название "Таборов", здании, где помещена паровая машина, в час пополудни совершено было молебствие при большом стечении публики. При окончании его паровая машина спокойно, без малейшего шума пришла в движение и работа началась". Однако у этого празднования была богатая предыстория. Еще в 1862 - 1873 годах городская дума рассматривала вопрос о строительстве водопровода. Тогда свои предложения выдвигали частные предприниматели. Наиболее выгодным им представлялось получать воду не из Волги или Которосли, а из подземных пластов в районах сел Лучинское и Крест. Проект забора воды из Волги был представлен еще в 1875 году. Если первый вариант был отвергнут, то теперь дело вроде бы пошло. Ярославская дума решила ходатайствовать перед правительством о ввозе из-за границы машин и чугунных труб, причем беспошлинно. Правительство пошло и на это, разрешение было дано в начале 1877 года. Был составлен проект создания городского водопроводного хозяйства. Но технический вариант его был утвержден думцами лишь весной 1882 года. Он предусматривал подачу каждый час 5000 ведер воды, которая поступала из водоподъемного колодца на берегу Волги. Водоприемник находился на высоте 15 метров над уровнем реки. Три осадочных резервуара имели емкость по 600 кубометров, вода из одной емкости поступала в другую. Насосы и приводившая их в действие паровая машина мощностью 30 лошадиных сил установили на насосной станции. Водонапорный бак на 200 кубометров находился на Знаменской башне. Трубы были уложены на протяжении 5 километров, только в центральных кварталах города. Остальное население брало воду из водоемов, устроенных на пяти городских площадях. Позднее появились водоразборные будки. Чтобы пользоваться ими, надо было приобрести жетоны "достоинством" в 1, 2, 5 и 10 ведер. Существовала норма потребления: 3 ведра на человека в сутки. Устанавливалась норма для лошадей и коров. Поначалу было немало неполадок. В предновогоднем номере 1900 года "Северный край" писал: "Сильные морозы за последнее время в значительной степени затруднили пользование водой из городского водопровода, который и без морозов работал вовсе слабо. Хотя и прежде вода с трудом поднималась на третьи этажи, но теперь не поднимается вовсе. В губернской земской больнице вследствие этого ощущается большой недостаток в воде. К счастью, можно надеяться, что эти крайние неудобства в скором времени будут устранены благодаря тем усиленным работам, которые в настоящее время ведутся в главной башне по улучшению городского водопровода". Тем не менее до 1915 года очистки и обезвреживания питьевой воды не производилось, а санитарного контроля поначалу вовсе не существовало. Имевшиеся три открытых отстойника-бассейна пришлось выключить из системы: эффективность оказалась явно недостаточной. Очистная станция появилась в 1915 году, тогда же начались систематические анализы подаваемой воды (в частных лабораториях). Хлорирование не производилось. А коагулянт - сернокислый глинозем - был слишком дорог, поскольку его выписывали из Англии. Имелось его совершенно недостаточно, потому пришлось ввести крайнюю экономию. В дальнейшем для городского водопровода настали далеко не лучшие времена. Приведем одну лишь цифру: в 1923 году утечка воды из пришедшей в негодность системы составляла 63 процента. Однако работники водопровода делали все, чтобы сохранять систему для снабжения населения. Достаточно сказать, что после грозовых событий лета 1918 года вода была подана уже на четвертые сутки после прекращения боевых действий. Пока не наладили основные мощности, подавали воду насосами винного склада и одной из уцелевших водокачек. Обеззараживание воды хлорной известью стали применять в очистных сооружениях с 1922 года, а жидкий хлор - с 1934-го. Наконец, в 1929 году приводившие в движение насосы паровые двигатели заменили электромоторами. Дальнейшее развитие этой отрасли городской инфраструктуры - новая глава истории города. Она связана с тем, что в Ярославле не только развивалась водопроводная сеть, но и создавалась канализационная. В конце концов в 1931 году пришлось для пользы дела передать в ведение управления водопроводом также и становившиеся все более обширными и мощными канализационные сети. Так появилась совершенно новая для нашего города организация - "Водоканал".