Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 30 мая 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/43972/

Притяжение «вертикали»

рубрика: Экономика
Автор: Инна КОПЫЛОВА.
Фотографии: Дмитрий ШИМАНСКИЙ.

Лет пятнадцать назад наш дом на площади Юности еще считался новостройкой, но досадные недоделки, строительный брак уже давали о себе знать. Однажды после работы я поднималась на лифте к своему седьмому этажу. Вдруг над головой что-то щелкнуло, кабина замерла. Кнопка вызова молчала – очевидно, лифтер куда-то отлучился. Висеть в застрявшей кабине – одно из самых неприятных ощущений: беспомощность, страх, особенно для тех, кто страдает клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства), зависть к шаркающим по ступенькам соседям.


Потом лифтер вернулся, с помощью какой-то железяки раздвинул дверцы. Мне удалось выйти на свободу. После этого лифт ремонтировали неделю. А у меня выработался стойкий комплекс: чтобы уменьшить риск, до сих пор спускаюсь со своего «седьмого неба» пешком. В том, что «лифт – устройство повышенной опасности», я убедилась на собственной шкуре. Мои личные опасения подтверждает информация Госгортехнадзора России. В прошлом году в стране при эксплуатации лифтов произошло 16 случаев со смертельным исходом. Причины – неправильные действия обслуживающего персонала, проникновение подростков в шахту, неисправность подъемных устройств, нарушение правил их эксплуатации. А результаты комплексных проверок, расследований несчастных случаев показывают устойчивую тенденцию к ухудшению технического состояния «вертикального транспорта». За анализом причин аварий – целая программа для каждого руководителя лифтового хозяйства. В Ярославле таких подъемников 1906, самые высокие (длинные?) в 17-этажных домах. 380 единиц уже выработали свою норму – 25 лет. В общем, как во всех российских городах. Однако есть в нашем областном центре одна особенность функционирования этой отрасли, издавна считавшейся мужской. Во главе МУП «Ярославльлифт» стоит Таисия Николаевна Ермолина. Она, конечно, не на лифте в это кресло поднялась – после техникума работала в институте «Ярославльгражданпроект», потом в управлении жилищного хозяйства, в ООО «Лифтовик», а с конца 2002 года возглавила муниципальное унитарное предприятие «Ярославльлифт». Но прежде получила диплом о высшем образовании – без досконального знания экономики уже не обойтись. Однако и накопленный опыт по организации работы в отрасли лишним не стал. На планерках у заместителя мэра ее регулярно спрашивают: сколько лифтов в простое? Совсем еще недавно каждый день простаивало по 30 – 40 подъемников. Сейчас выходит из строя не более 1 – 2 машин. Между этими цифрами месяцы трудной работы. Предприятие «Ярославльлифт» было создано по постановлению мэра. До того времени за состоянием «вертикального транспорта» следили три ООО, шесть ДЕЗов, 26 РЭУ – границы ответственности были размыты. Созданное МУП вовсе не стало новым монополистом. Предприятию передавались лифты муниципального жилищного фонда. Тем самым определялся конкретный представитель собственника, который и должен был координировать всю работу по развитию и обновлению оборудования, разрабатывать ценовую и техническую политику, повышать безопасность эксплуатации подъемников. История «Ярославльлифта» началась с заключения договоров: с департаментом городского хозяйства на организацию работ по предоставлению услуг населению, с подрядными организациями на ремонт и обслуживание лифтов, с ДЕЗами – о сборе денег, со страховыми организациями. МУП получило в свое распоряжение собираемый с населения тариф и право на целевые траты доходов. Замена изношенных лифтов – проблема всей страны. Приобретение и установка одного подъемника обходится в 600 – 700 тысяч рублей. В прошлом году удалось заменить всего 13 лифтов. Но теперь, когда эта техника стала самостоятельным инвентарным объектом, к ней стали применять общепринятые экономические нормативы, исчислять амортизацию. Появился четкий источник финансирования замены и модернизации оборудования. На 2003 год, например, запланировано заменить 20 лифтов, восемь уже появились, два в монтаже. При этом стоимость услуги для населения практически не изменилась. С 1 января 2003 года полный тариф составляет 47 рублей 65 копеек с человека в месяц. В него входят затраты на электроэнергию, зарплата лифтеров, работы по контролю, техническому освидетельствованию, диагностике отработавших срок лифтов, расходы на капитальный ремонт, замену, страхование. Население платит 30 рублей с человека, разницу финансирует мэрия. Жителям вторых этажей – скидка, инвалиды, прикованные к постели, при предоставлении соответствующих документов, и жители первых этажей – совсем освобождены от платы. Новый подход к управлению лифтовым хозяйством, введение производственного контроля за подрядными организациями – едва ли не первый пример в России – привел к снижению простоев в пять раз. Появление истинного владельца лифта по-другому заставило работать все специализированные предприятия. Простои стали особенно невыгодны, грозили штрафные санкции. Планируемая установка электросчетчиков в лифтах позволит снизить затраты на электричество. Современные системы диспетчеризации дают дополнительные средства на развитие хозяйства. Активно ведется перевод на управление системой «Обь» – уже 700 лифтов работают по-новому. Например, в Дзержинском районе переведено на «Обь» около трехсот подъемников. Вместо десятков лифтеров за эксплуатацией техники с помощью компьютеров с двух пультов управления следят всего 8 диспетчеров и столько же механиков. Диспетчерский пункт принимает до 16 сигналов, контролируя все цепи безопасности. При сбое не нужно звонить в аварийную службу, механики устраняют неполадки сами. По условиям договора человек не более чем через полчаса должен быть освобожден «из плена». В 2003 году планируется внедрение системы «Обь» для 200 лифтов в Кировском и Ленинском районах, деньги выделяет городской бюджет. Кроме управленческих функций МУП обслуживает треть лифтов в городе, еще 1300 обслуживаются другими организациями, работающими по субподряду. Появилась полезная конкуренция за качество работы «вертикального транспорта». Но там, где система «Обь» еще не внедрена, лифт без человеческих рук и глаз – сирота. МУП начало с лифтеров Кировского района. Взяло их в свой штат, провело учебу, аттестацию, повысило зарплату, выдало спецодежду, первые годовые вознаграждения. Когда-то в РЭУ лифтеров приравнивали к дворникам, забывая, что обслуживаемая ими техника – сложное инженерное сооружение. Электромеханик – это современная профессия, требующая знания электроники. Чтобы стать хорошим специалистом, требуется минимум трехгодичная практика, выпускники политеха лишь через полгода стажировки получают допуск к работе на лифте. Работа в лифтовом хозяйстве загадочным образом притягивает к себе людей, многие служат десятилетиями, как главный инженер «Ярославльлифта» Владимир Рыков, пропагандист «Оби». Сплоченный коллектив ярославских лифтовиков глубоко проникся ответственностью за свою важную и трудную работу. И успехи налицо. МУП «Ярославльлифт» заняло третье место по России среди аналогичных предприятий, а в областном соревновании среди коммунальных структур завоевало второе место. Но сделаны только первые шаги, лифт – это всегда движение, всегда борьба за безопасность людей, за комфорт для них. А сколько впереди еще дел! Предстоит заменить почти 400 старых лифтов, внедрить систему «Обь» с радиоканалами для контроля за разрозненными лифтами, установить электросчетчики для сбережения энергии, возможно, внедрить экономичные «чипы» для жильцов на включение лифтов, как в Астане... И нет обиднее для лифтовиков, чем украденный кусок кабеля, сожженная кабина, испорченные кнопки вызова и приказа. У себя крадем. Сегодняшний день «Ярославльлифта» – предоставление более совершенных услуг населению. Для этого налажен придирчивый выбор поставщиков оборудования – они уже считают за честь иметь дело с нашим МУП, проведение конкурсов на монтаж подъемников и замещение вакансий, ужесточение контроля за выполнением работ подрядчиков. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.