Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 30 июня 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/44550/

Философия с производственным акцентом

рубрика: Экономика
Автор: Валерий ПРОХОРОВ.

Автобус с впечатляющей надписью на борту «Спортивный клуб «Импульс», отчаливший из Ярославля в шесть часов утра, на крейсерской скорости пересек границу с Ивановской областью. В салоне относительно ценный груз – группа ярославских журналистов, направляющихся в Нижний Новгород. На ОАО «ГАЗ» предстоит своего рода производственная летучка непосредственно на рабочем конвейере, которую должен провести генеральный директор ОАО «ГАЗ» Алексей Баранцев.


Тема летучки – «Новая производственная система ОАО «ГАЗ» в действии». Некоторое представление о сути этой системы журналисты получили по ходу рейса Ярославль – Нижний Новгород благодаря пресс-службе ярославского дивизиона «Топливоподающие системы». Открытое акционерное общество «ГАЗ» – первое российское предприятие, на котором внедряется эффективная система организации производства с использованием передового опыта крупнейших автомобильных компаний мира. А если быть уж совсем точным, то новое руководство ГАЗа – предприятия, работающего в тесном контакте с ярославцами, за основу взяло опыт японских специалистов компании Toyota Production System. Кстати, группой американских исследователей эта система была тщательно изучена, на основе чего даже написана книга «Бережливое произ-водство». Если коротко, смысл системы в том, что предприятия, внедряющие ее, полностью пересматривают организацию производственного процесса. Последний разбивается на этапы, действия и операции. Они скрупулезно изучаются и измеряются, по ходу выявляются лишние затраты, усилия, холостые приемы и операции, которые затем удаляются из процесса, как ненужный мусор. Цель удаления такой не приносящей плодов деятельности – сокращение времени выпуска конечного продукта, чтобы удовлетворить требования заказчика. А именно: поставка определенного количества продукции в строго обозначенный срок с заранее оговоренной же периодичностью. Главное, что надо уяснить: новая система – не очередная показушная инициатива, взятая на вооружение «для галочки». Это целая философия, в которую поверили в Нижнем Новгороде и Ярославле. Ведь не случайно (скажем, забегая вперед) непо-средственно на ГАЗе встретились два руководителя-производственника: уже вышеупомянутый нижегородский гендиректор ОАО «ГАЗ» Алексей Баранцев и его тезка из Ярославля – директор дивизиона «ТПС» Алексей Коромыслов. Уже сама организация пресс-конференции была необычной. Никаких тихих залов, трибун, привычных бутылок с газировкой и тягомотных докладов о пользе внедряемого «передового опыта». Нас провели непосредственно на конвейер, где собирались кабины «Газелей». На участках вдоль медленно движущихся рам, к которым крепятся кабины, расставлены стенды, на них в чертежном варианте отражены соображения специалистов, направленные на максимальную рационализацию производственного процесса. Каждая операция, которую выполняют рабочие, как бы разбита на этапы, отдельные элементы. И в каждом эпизоде идет скрупулезный поиск скрытых резервов. Не должно быть лишних движений, холостых проходов, нерациональной расстановки оборудования. Все в цехе подчинено максимальной экономии времени на том или ином движении рабочего, предельному приближению операционных действий (в данном случае на сборке) к некоему идеалу. В цехе даже на беглый взгляд – абсолютный порядок на всех рабочих местах. Операторы с виду действуют как автоматы, и, чувствуется, их это не тяготит. Система на заводе внедрена в марте прошлого года. С тех пор все делается для того, чтобы за счет продуманной организации труда во всех подразделениях увеличить производительность, снизить материальные затраты, а значит, и себестоимость продукции, поднять качество автомобилей и зарплату работников. Чуть больше года с тех пор прошло. А происшедшие на ГАЗе изменения разительны. – Суточный темп на грузовом конвейере возрос с 482 до 654, на легковом – с 249 до 310 автомобилей, – говорит Баранцев. – Процент сдачи с первого предъявления грузовиков достиг 98,3 процента против 66,5 в марте прошлого года. В производстве легковых автомобилей соотношение – 96,5 против 77,8 процента. Добавим, работа по новой системе привела к тому, что число дефектов на один автомобиль сократилось более чем в 10 (!) раз. Исключительно деловой, но и эмоциональный в то же время, Алексей Григорьевич говорит: – Миллионы раз и в совет-ские, и в постсоветские времена ездили специалисты за границу «за опытом». Возвращались полные энтузиазма, желания внедрять увиденное за «бугром». Но энтузиазм, разъедаемый, как ржавчиной, повседневной текучкой, как правило, быстро улетучивался. Лично я сразу и окончательно поверил в эту систему. Все! Возврата к прошлому нет! Организация труда, кардинально измененная на пилотном участке сборки кабин бортовых «Газелей» (эффективная планировка рабочих мест, снижение излишних производственных запасов, оптимизация материальных потоков, исключение тех видов деятельности, которые не приносят добавочной стоимости и т. д.), дала возможность при меньшем числе работающих (вместо 258 человек те же операции стали выполнять 196) и увеличить производство, и улучшить качество изделий. Прекращена практика превращения выходных дней в рабочие. Средняя зарплата операторов выросла с 4333 до 8180 рублей. Соответственно упала до нуля текучесть кадров. Успехи на эталонном участке сдетонировали повышенный интерес к новой системе и у работников других подразделений завода. Во время пресс-конференции прямо в цехе гендиректор Баранцев особо подчеркивал, что «люди – самый ценный актив нашей компании. Ни один рабочий, ни один специалист, принимавший участие в реформировании производственных процессов, не будет уволен, а высвобожденные с эталонного участка работники станут носителями передовых идей на других». Один из важных принципов усвоенной производственной философии знаменитой японской компании – постоянное усовершенствование каждый день, на каждом рабочем месте. На первый план выдвигается роль бригадиров, операторов. Полным ходом идет обучение персонала в соответствии с требованиями новой системы. Теоретический курс уже освоили все управляющие, начальники цехов из пяти подразделений, часть производственных мастеров и бригадиров 18 подразделений. Журналисты, увлеченные вдохновенным рассказом директора Алексея Баранцева об успехах ГАЗа, возле одного из ключевых постов действующего конвейера нацелили свои микрофоны и на директора ярославского дивизиона «Топливоподающие системы» Алексея Коромыслова. – Как вы относитесь к адаптированию новой системы, принятой на вооружение на ГАЗе? – спросили его. – Адаптирование – это не совсем точно, – ответил Алексей Николаевич. – Система подразумевает глубокое внедрение в сознание не просто суммы навыков и деловых рекомендаций, но и философии, нового подхода в целом. А скопировать философию, извините, не получится. В нее можно или поверить, принять всей душой и всем интеллектом, или не принять. Эти пресловутые трафаретные копирования «передового опыта» мы уже проходили в не столь уж далеком прошлом. Показушный энтузиазм, вспыхнув на какое-то время, вскоре и в самом деле благополучно перегорал, как дефектная электролампа. Наши коллеги из Нижнего эту философию усвоили и начали эффективно работать. Я ее тоже принял. Начинаем работать и мы. Именно на базе двух предприятий – нижегородского и ярославского, которым руководит А. Н. Коромыслов, – холдинг «РусПром-Авто» решил осуществить пилотный проект освоения системы «Бережливое производство». На ЯЗДА эксперимент по внедрению системы был начат на участке кулачковых валов цеха стальных деталей. Эксперимент возглавила специально созданная дирекция, в которой сегодня работает группа из 15 человек. Участок кулачковых валов разбит на семь зон, за каждой из которых за-креплены по два-три специалиста из рабочей группы. Они внимательно следят за работой операторов, скрупулезно хронометрируя каждое действие рабочих. По ходу выявляются недостатки в производственном процессе: нерациональные действия, потеря времени и т. д. То есть на нашем предприятии происходят сейчас в принципе те же самые процессы, которые уже принесли завидные результаты нижегородским автомобилестроителям. Дела у ярославских единомышленников идут все более успешно. Так что нет сомнений, что благодаря качественным изменениям, которые все ощутимее на предприятии, коллектив дивизиона «Топливоподающие системы» постепенно начнет наращивать потенциал, получать прибыль, которая будет разумно вкладываться и в дальнейшее развитие производства, и в реализацию глобальных социальных программ. Ведь в конце концов мы работаем, реализуем свой физический, моральный и интеллектуальный потенциал, по большому счету, не только ради конечного продукта на производственном конвейере, а, наверное, ради совершенствования быта, повышения благополучия, в том числе и материального. То есть речь идет об улучшении качества нашей жизни в целом. Вот и вся философия. Нижний Новгород – Ярославль.