Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 01 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/44571/

Рассчитаемся за «поцелуй»

рубрика: Экономика
Автор: Валерий ПРОХОРОВ.

Сегодня исполняется ровно год


с тех пор, как в России вступил в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Главный итог действия ОСАГО в течение года состоит в том, что закон худо-бедно, но работает. По данным Российского союза автостраховщиков, за десять месяцев его действия (итоги за год еще не подведены) было застраховано 85 процентов от всех реально используемых легковых машин, заключено 22 миллиона договоров. Не секрет, что поначалу закону об ОСАГО был объявлен со стороны автовладельцев если не «импичмент», то уж точно бойкот во всероссийском масштабе. Как только не называли этот закон: и «грабительским», и законом о «принудительном страховании», и антинародным. Многие депутаты обращались с гневными филиппиками в Госдуму РФ, требуя либо существенно смягчить положения закона (особенно в части стоимости страховых полисов), либо вовсе отменить его. Многие автомобилисты в надежде на существенные послабления держались до последнего и лишь с нового, 2004 года, осознав, что «пощады не будет», покорно потянулись в преддверии посевной в страховые компании для заключения договоров. Всего в России зарегистрировано 34,8 миллиона транспортных средств, включая грузовые машины, автобусы, мотоциклы и прицепы. Из них технический осмотр, согласно данным ГИБДД, ежегодно проходят 25 миллионов. Вот и получается, что почти 10 миллионов владельцев или пользователей транспортных средств либо нарушают действующее законодательство, либо вообще не садятся за руль. Что бы там ни говорили, закон об ОСАГО впервые дал российским автовладельцам реальную возможность получать возмещение не путем многомесячной процедуры гражданского судопроизводства, а за счет предъявления требований к той или иной страхкомпании. Так, на 1 мая 2004 года компаниями был урегулирован ущерб более чем по 350 тысячам страховых случаев на общую сумму более 5,5 млрд. рублей. При этом страховщики собрали денежную дань с автовладельцев в размере 42,7 миллиарда. То есть получается, что потерпевшим вы-плачивают лишь восьмую часть денег, собранных с автомобилистов за автогражданку. Такое соотношение сильно возбуждает воображение и ущемляет самолюбие владельцев полисов, ощущающих себя «дойными коровами». Этот и ряд других «больных» вопросов были рассмотрены на состоявшейся недавно пресс-конференции в офисе филиала ООО «Росгосстрах-Центр». Более 50 процентов автовладельцев доверили страховую защиту этой компании. На 1 июня Росгос-страх в российском масштабе выплатил клиентам по полисам автогражданки около 2 млрд. рублей при 97 тысячах урегулированных случаев. В Ярослав-ской области урегулировано 1100 случаев и выплачено более 22 миллионов. – Разговоры о том, что компании, занимающиеся страхованием автогражданской ответственности, «жируют», мягко говоря, не совсем корректны, – сказал генеральный директор филиала Владимир Пикалов. – Нередко страховые выплаты при ДТП и возвраты страховых взносов при досрочном расторжении договора достигают 60 – 80 процентов. А еще отчисляются средства для формирования резерва компенсационных вы-плат, которые аккумулируются на счетах РСА. А вообще проблем, с которыми сталкиваются в течение года компании, предостаточно. Это, например, нехватка средств на заключение договоров у бюджетных организаций (сплошь и рядом они просят об отсрочке или рассрочке оплаты, что противоречит закону). То и дело возникает путаница при применении поправочных коэффициентов. Зафиксированы случаи недобросовестной конкуренции. Не отрегулирован до конца вопрос о возмещении ущерба при так называемой обоюдной вине... Многие автовладельцы ратуют за снижение стоимости полисов, считая ее неоправданно завышенной. Какова перспектива снижения тарифов? На этот вопрос В. А. Пикалов ответил так: – Если снизить тарифы в популистских целях, то очень скоро может наступить момент, когда поступлений страховых премий в компании окажется недостаточно для выплат. Многие компании, как показывают опросы, скептически относятся к предложениям ввести 50-процентные льготы для ветеранов и инвалидов. Для этого нужно где-то найти около 3 млрд. рублей. А если учесть, что эта категория ездоков более склонна к аварийности, то совершенно очевидно, что отдельным компаниям вал убытков не потянуть и расхлебывать эту кашу придется всем страхова-телям. Вызывает сомнение у автостраховщиков и целесообразность введения краткосрочных полисов и полисов выходного дня. Прежде чем вводить такие льготные полисы, нужно тщательное изучение статистики увеличения числа машин на дорогах летом и в выходные, а также статистики ДТП. Пока эту тревожную цифирь никто не учитывает. Между тем, как показывает практика, у водителей, редко покидающих гаражи, навыки вождения в значительной степени утрачиваются, в среднем они чаще попадают в аварии. По расчетам Минфина, стоимость полиса выходного дня должна быть примерно вдвое ниже стоимости шестимесячного полиса по ОСАГО, но при этом ответственность страховщика будет такой же, как и по всем остальным полисам. Резкое возрастание убыточности компаний в этом случае, можно сказать, гарантировано. Поэтому они и встают на дыбы. О несовершенстве закона по ОСАГО сказано много. Сегодня, в годовщину его принятия, отчетливо видны все прорехи, явные неувязки как в самом законе, так и в правилах по ОСАГО. Так что однозначно нужны поправки к закону, чтобы сделать его более удобным в применении, а процедуру урегулирования – более простой для потерпевших и страхователей.