Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 20 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/44887/

Как пластмасса превратилась в золото

рубрика: Экономика
Автор: Марина МОРОЗОВА.

Знакомьтесь: Сергей Кузенев, москвич, выпускник кабельного отделения Московского энергетического института. В 34 года потомственный кабельщик, возглавляет группу компаний «Рыбинск-электрокабель», которую учредил вместе с единомышленниками ровно пять лет назад.


– Когда-то Рыбинский кабельный завод гремел на весь Союз. В том, что развалился этот гигант, многие обвиняют его бывшего директора Александра Денисова... – С этим я не согласен. Я хорошо знаю этот завод, поскольку был одним из основных покупателей его продукции. Бывшему директору не хватило полтора – два года, чтобы выйти из кризиса самостоятельно. Вы помните 2000 год, когда после дефолта начался рост промышленности? Если бы Денисов дотянул до этого времени, завод бы поднялся. Когда говорят, что в Рыбинске умерло кабельное производство, в Москве удивляются – это не так! Совокупный объем производства предприятий, работающих на территории «советского» «Рыбинсккабеля», сегодня составляет 1700 тонн в месяц. – Как родился «Рыбинск-электрокабель»? – В 1998 году мы вместе с руководством завода искали выход из кризиса. Первоначальный план был почти как «500 дней» у Явлинского. Исторически на заводе было три основных номенклатуры: производство кабеля и проводов в пластмассовой оболочке, в резиновой и в эмалевой. Планировалось создать три самостоятельных предприятия по этой специфике, чтобы они в равных долях обеспечивали единое хозяйство. Была четко прописана программа возвращения долгов завода бюджету и другим кредиторам за 6 – 8 лет, опять же в равных долях. Вот здесь и произошел критический сбой. Больше всего претендентов было на производство кабеля в резиновой изоляции. Это был самый лакомый кусок, последнее живое производство, которое не требовало восстановления. Просто получай доход. Несколько желающих хотели приобрести эмалевое производство. И никто не хотел брать на себя «презренную» и, казалось, малоприбыльную пластмассу... Только я предложил ею совместно заняться – изготавливать обычный бытовой электропровод. Расчет прост. Специальные кабели – телеметрии, сигнализации, контрольные – спросом не пользовались. Армия еще на старых проводах простоит лет пять. Так что не было смысла работать на оборонку, гораздо более широкий ассортимент кабелей нужен был для быто--вых нужд. А дальше события развивались стремительно. В середине 1999 года одна из московских фирм возжелала любой ценой получить контроль над всем заводом и начала массированную пиар-кампанию, утверждая, что хочет сохранить завод целиком. Это действовало на общество магически. И даже Денисов поддался этой идее. Конкуренты предложили нам, что называется, освободить помещение. Но мы сюда пришли надолго и уступать не собирались. В первый же день подписания учредительных документов подали программу о поэтапном выкупе модуля с оборудованием. За полтора года превратили модуль из отдельного цеха в самостоятельный. Затем выкупили нашу долю инфраструктуры завода – дорог, электросети... Денисов предпринял тогда крупный стратегический ход: провел переговоры с гораздо более мощным инвестором, чем столичные «металлисты», – с пермским «Камкабелем». «Камкабель» купил крупный пакет акций «Рыбинсккабеля» и стал собственником предприятия, через суд возвращая все имущество завода обратно. Так с завода ушли незадачливые инициаторы конфликта, остались мы и пермяки. Серия сложных переговоров с ними привела к тому, что мы не только остались, но и завершили выкуп корпуса и кабельной линии, а «Рыбинсккабель» решил свою основную проблему с долгами по зарплате. Наши деньги им очень пригодились. Сегодня мы – равноправные соседи и коллеги по бизнесу. У каждого – своя земля, свой адрес в промышленной зоне микрорайона Переборы. – Руководители заводов часто списывают неудачи на непутевую промышленную политику государства... – Я и раньше подозревал, а сегодня абсолютно уверен, что любой завод Российской Федерации может приносить прибыль. Если применить знания, руки и выполнить все до единого пункты программы. Два из них основные. Первый: знать, что делать. Второй: знать, кто будет делать. Первое в России обычно знают, но до контроля за исполнением не доходят. Итак, что делать? Во-первых, знать рынок своей продукции. Не обязательно создавать службу маркетинга. Весь маркетинг «Электрокабеля» уместился у меня в голове. И этого вполне хватило для запуска производства. Ориентируясь в рынке, каждое предприятие может найти свою нишу и выпускать свою продукцию, затратив минимум средств на модернизацию производства. К примеру, вся страна задыхается без башенных кранов, которые за бешеные деньги мы закупаем в Германии. Нашим соседям, заводу гидромеханизации, наладить производство кранов в Рыбинске – два месяца работы! Или взять оптику. «Призма» делает прекрасную оптику, а очки продает с оправой за 18 рублей... Стыдоба. Были в Рыбинске турки, спрашивали, как бы им рыбинскую оптику купить... Сегодня подобную продукцию они везут из Италии. А разве сама «Призма» не в состоянии найти турецкого покупателя? У нас три судостроительных завода. На «Вымпеле» пытались собирать автобусы – смелый шаг, но нереальный. А стране сегодня крайне нужны железнодорожные цистерны. На двух действующих российских заводах – очередь на два года вперед с уже произведенной предоплатой от нефтяных компаний. Одна цистерна стоит тридцать тысяч долларов. Потребность – не менее 500 штук в год. А если подумать, производство цистерн прекрасно разместится в корпусах и на технологиях судостроительных предприятий. Это же сумасшедший рынок. И живые деньги. Череповецкая «Северсталь» – по соседству... Что же касается нас, то по многим показателям мы имеем лидирующие позиции в отрасли. И занимаем свою нишу – порядка 25 процентов рынка ПВС и ПВ в России, и в этом плане мы уникальное предприятие. Другие делают всего понемногу. Мы – только бытовой электрокабель. По производительности труда мы первые. Например, Кольчугино – лидер в отрасли – дает объем продукции 2 миллиарда в год при 4,5 тысячи работающих. У нас – 600 миллионов рублей в год и только 270 человек. – Вас обвиняют в том, что вы занимаетесь демпингом. Конкуренты этого не любят... – Есть такие обвинения. Но что такое цена? Она должна лишь обеспечивать текущие расходы предприятия, возможность приобретения новой техники, плюс – достойные личные доходы учредителей. Если цена обеспечивает три эти составляющие, она справедлива. Наша низкая цена их обеспечивает с лихвой, причем есть еще одна составляющая – мы охотно финансируем массу интересных социальных и культурных программ в Рыбинске и области. Не скупимся на новые технологии, два миллиона евро направили на приобретение основных средств и капитальных сооружений. В последние годы здесь побывала практически вся Европа – Бельгия, Италия, Германия, Венгрия, Турция – с лучшими образцами мировых технологий. Неслучайно наша работа оценена знаком и грамотой губернатора. Я говорю конкурентам: у вас цены на 10 – 15 процентов выше, но вы за 10 лет не обновили ни единицы техники. А средняя зарплата на «Рыбинскэлектрокабеле» – одна из самых высоких по Ярославской области. – Сегодня «Рыбинскэлектрокабель» – большая промышленная семья. Расскажите о своих планах назавтра. – Есть головная структура – ИПК «Рыбинскэлектрокабель», которая учредила четыре предприятия. Уже известное вам ООО «Рыбинскэлектрокабель», работающее на выпуске широкого ассортимента строительно-бытового кабеля. Кроме того, у предприятия солидный государственный заказ по линии Минатома на двухгодичную поставку особого «бронированного» радиочастотного кабеля. Эту уникальную высокотехнологичную продукцию сегодня производит только «Рыбинск-электрокабель». Еще есть торговый дом «Рыбинскэлектрокабель» с развитой сетью дилеров, реализующий как продукцию «РЭК», так и товары других отечественных производителей отрасли. Есть интересная идея продвигать через торговый дом продукцию других рыбинских предприятий, к которой проявляет интерес зарубежный поку-патель. Большое количество заказов потребовало ввода дополнительных производственных мощностей. Так появилось научно-производственное предприятие «Рыбинскэлектрокабель». Новые цехи разместятся на площадях транспортного хозяйства бывшего Волжского машиностроительного завода. Здесь будет развиваться несколько направлений кабельной отрасли с ежемесячным объемом производства 40 – 50 миллионов рублей, для чего планируется создать около ста рабочих мест. И уже весной 2005 года НПП даст новую продукцию. Рассматриваются варианты технологических линий и их комплектации современным оборудованием. – Работы хватит на деся--ток лет? – Нет, все это – планы на три ближайших года. А потом пойдем дальше. Беседовала