Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 01 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/45622/

Топливо дорожает, хлеб тоже

рубрика: Экономика
Автор: Аветик БАДАЛЯН.

Цены на заправках продолжают неприятно удивлять автолюбителей. За год они выросли в среднем на 20 – 25 процентов. По данным комитета тарифов и цен областного департамента топлива и энергетики, 19 августа 2003 года бензин А-76 в Ярославле стоил восемь рублей, А-92 – десять, А-95 – двенадцать. В этом году 17 августа те же марки стоили 10 рублей, 12,8 и 14 рублей соответственно. Спустя десять дней цены увеличились еще на 0,8 – 1,2 рубля.


По мнению экспертов, рост цен на бензин в этом году составит 30 процентов. Это значит, что до конца года они поднимутся еще на 5 – 10 процентов, или на 0,5 – 1,4 рубля. В правительстве объясняют удорожание бензина ростом мировых цен на нефть. Нефтяные компании стараются на этом заработать и большую часть продукции поставляют на экспорт. На нефтепереработку уходят только небольшие объемы «черного золота». Как следствие – увеличиваются спрос на нефть на внутреннем рынке и ее цена. За первое полугодие она выросла в три раза. Отсюда и рост стоимости бензина. Чтобы замедлить его, вносятся предложения увеличить экспортные пошлины на нефть. Тогда компаниям будет более выгодно насыщать российский спрос. Но, считают эксперты, влияние нефтяных генералов на правительство пока не позволяет значительно повысить пошлины. Поэтому и снижения цен на бензин никто не ожидает. Цены на продукты питания хоть и растут не так стремительно, как на топливо, но зависят от удорожания на горючее напрямую. Оптовые компании, например, 80 процентов товаров привозят в магазины на наемном транспорте. Час эксплуатации «Газели» стоит 180 рублей. По словам генерального директора оптовой компании «Заволжский фонд» Виталия Преображенского, в итоге в цене, например, пшена составляющая бензина сегодня – 7,5 процента. Больше всего дорожают дешевые товары, пользующиеся большим спросом. Кроме того, существует конкуренция между железнодорожным и автотранспортом. И если повышаются цены на услуги у одних, того же следует ждать и от других. По некоторым данным, железнодорожники планируют к концу года повысить стоимость услуг на 30 – 40 процентов. Года два назад составляющая ж/д перевозок в цене товара была 0,5 процента, сегодня она равна уже трем процентам. Для АТП Ярославля перевозка населения убыточна, и предприятия тратятся фактически только на топливо и на зарплату сотрудникам, а на расширение парка, покупку запчастей денег почти не остается. Потери восполняются из городского бюджета. Там помощь транспортникам на этот год запланирована с учетом 12-процентного роста цен на топливо, но фактиче-ски он составит 30 процентов. Так как бюджет Ярославля пересмотреть невозможно, придется повышать тарифы на перевозку пассажиров в городском транспорте. Это может произойти уже осенью. Комитет по транспорту и связи мэрии подготовил соответствующие документы, они рассматриваются в региональной энергетической комиссии. Оптимальным, по мнению Ирика Насыпова, председателя комитета по транспорту мэрии, было бы увеличение стоимости проезда с пяти до семи рублей, хотя и это не смогло бы компенсировать убытки транспортников. Но такое повышение стало бы слишком чувствительно для населения, поэтому, скорее всего, билет будет стоить шесть рублей.