Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 16 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/45855/

Что нам стоит ЖКХ реформировать?

рубрика: Экономика

Сегодня мы продолжаем публикацию интервью заместителя губернатора Ярославской области Вячеслава БЛАТОВА, которое он дал нашему корреспонденту. Начало разговора о реформе жилищно-коммунального хозяйства в регионе читайте в «Северном крае» за 3 сентября.


– Вячеслав Юрьевич, что еще является причиной кризиса в ЖКХ кроме государственной политики льгот и тарифов, которую мы с вами уже обсудили? – Усугубляют проблему недофинансирования отрасли долги потребителей. Общий размер дебиторской задолженности по предприятиям жилищно-коммунальной сферы Ярославской области составил во втором квартале нынешнего года 1986 млн. рублей. В этой сумме 28 процентов занимает текущая и просроченная задолженность населения, 12 процентов – внутриотраслевая задолженность, 29 процентов – долги организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней. 31 процент долга составляет задолженность коммерческих организаций и предприятий за потребленные ими жилищно-коммунальные услуги. Конечно, во всех муниципальных образованиях области проводится работа по ликвидации задолженностей потребителей. При этом важно заметить, что долги населения составляют всего 521 млн. рублей, из них 239 миллионов – текущая задолженность, которая обычно гасится в течение 1 – 3 недель. Наибольший размер долга перед жилищно-коммунальной сферой имеют коммерческие предприятия, что не может не вызвать серьезную озабоченность. В настоящее время величина этого долга составляет 618 млн. рублей, и с начала года она увеличилась на 23 процента. Отчасти высокие суммы этих долгов объяснимы. Дело в том, что тарифы на коммунальные услуги для коммерческих предприятий существенно выше тарифов для населения. Имеет место атавизм социалистической системы хозяйствования, выражающийся в перекрестном субсидировании населения за счет промышленных предприятий. Одним из важных мероприятий как областной, так и всех муниципальных программ реформирования ЖКХ является постепенная ликвидация этой системы. Принят ряд важных постановлений и решений, регулярно проводятся экономические экспертизы формирования тарифов и устанавливаются предельные тарифы. Думаю, что в 2005 году работа по ликвидации перекрестного субсидирования будет завершена. – И каково сейчас общее финансовое состояние предприятий ЖКХ? – Постоянное бюджетное недофинансирование отрасли и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг потребителями приводят предприятия ЖКХ к тому, что они сами не могут вовремя рассчитываться уже по своим обязательствам. И некоторые из них проходят процедуру банкротства. Создается абсурдная ситуация. Финансовый кризис отрасли порождает в значительной степени непоступление средств из государственного бюджета. И государство же в лице налоговых органов, инициирующих процедуру банкротства, наказывает ЖКХ за этот кризис. – Про долги потребителей предприятиям ЖКХ вы сказали, а какова величина их собственных долгов своим поставщикам? – Общий размер кредитор-ской задолженности предприятий жилищно-коммунальной сферы Ярославской области превышает величину дебиторской и составляет более 2,3 млрд. рублей. Это означает, что простым «выбиванием» долгов из тех, кто должен ЖКХ, и раздачей денег тем, кому отрасль должна, кризис преодолен не будет. Однако важно заметить, что при такой умозрительной ликвидации всех задолженностей непокрытыми останутся лишь чуть более 15 процентов имеющихся сейчас долгов. Не столь уж значительная величина! Ведущаяся в регионе в настоящее время работа по сокращению издержек производства должна помочь если не полностью избавиться от названного «дефицита бюджета отрасли», то, по крайней мере, значительно его сократить, что позволит не допустить в дальнейшем существенного роста цен на жилищно-коммунальные услуги. – Кто является главным кредитором ярославского ЖКХ? – Одной из главных составляющих кредиторской задолженности отрасли являются долги за топливно-энергетические ресурсы – электроэнергию, жидкое и твердое топливо, газ, покупную теплоэнергию. Они составляют более 30 процентов общей задолженности. Очевидно, что следует искать пути сокращения расходов на ТЭР. Необходимо уходить от использования дорогих видов топлива, в частности мазута. И работа в этом направлении ведется. Важным аспектом реализации региональной целевой программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ярославской области является внедрение энергосберегающих мероприятий, оборудования и технологий. Они осуществляются в рамках ежегодных планов мероприятий по энергоресурсосбережению. Только в ходе реализации соответствующего плана на 2003 год переведены на индивидуальное отопление 450 квартир жилищного фонда и 2 объекта социальной сферы, благодаря чему ликвидировано 5 нерентабельных котельных; завершены работы по реконструкции и модернизации 16 котельных, в том числе с пере-водом на более дешевые виды топлива – 11 котельных; модернизировано 700 м тепловых сетей с использованием пенополиуретановой изоляции в двухтрубном исполнении и с применением технологий бесканальной прокладки. На реализацию мероприятий затрачено 68 млн. рублей, экономический эффект от них только в первый год работы введенных в строй объектов составил более 27 миллионов. В региональной целевой программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004 – 2005 годы определены минимально необходимые объемы финансовых средств, требующихся на выполнение реконструкции, модернизации и замены коммунальных систем. Названы и источники финансирования. Кроме областного и местных бюджетов, собственных средств предприятий это еще и средства инвесторов. В целях привлечения внешних инвесторов и обеспечения гарантий их деятельности принято несколько соответствующих постановлений губернатора. – Про внешних инвесторов – это интересно... Откликается ли частный бизнес на предложение идти в ЖКХ? – На территории Ростовского, Угличского и Переславского муниципальных округов инвесторы начали вкладывать средства в модернизацию систем теплоснабжения еще в 2001 году. Выполненные работы позволили не только повысить надежность функционирования этих систем, но и уменьшить эксплуатационные расходы, значительно сократить расход в отопительных котельных дизельного топлива, мазута и каменного угля. Сегодня стоит задача развить и продолжить тот опыт, что уже имеется. Реализация основных направлений по модернизации, реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов предполагает ликвидацию в ближайшее время 4 нерентабельных котельных, реконструкцию и модернизацию 24 отопительных котельных (включая перевод 14 котлов на более дешевые виды топлива, преимущественно на газ и местные виды топлива), оснащение приборами автоматизированного регулирования и учета потребления энергоресурсов 18 объектов бюджетной сферы, перевод на индивидуальное отопление не менее 767 квартир и 15 объектов социальной сферы. Тем самым продолжится сокращение расходов на топливно-энергетические ресурсы. В 2004 году на эти цели будет направлено в общей сложности 169 млн. рублей. Работа по сокращению затрат на топливно-энергетические ресурсы имеет и социальный аспект. По данным на второй квартал 2004 года, стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения почти на 56 процентов состоит из энергетической составляющей: на отопление расходуется 38 процентов, на горячее водоснабжение – 17,6 процента. И несмотря на целенаправленно проводимую работу по энергоресурсосбережению, темпы роста стоимости этих услуг остаются пока еще самыми высокими. – Описание долгов отрасли за топливно-энергетические ресурсы, а также борьбы за их сокращение получилось впечатляющим. И все-таки, по вашим же словам, не энергетики банкротят предприятия ЖКХ... – Еще более крупную величину, чем долги по ТЭР, составляет в отрасли задолженность по налогам и сборам в бюджеты всех уровней (353 млн. рублей) и во внебюджетные фонды (более 413 миллионов). В результате предприятия ЖКХ не всегда имеют средства на выплату заработной платы своим работникам. Задолженность составляет 21 млн. рублей. На 18 предприятиях отрасли задержки по зарплате составляют более 1 месяца. И это несмотря на то, что заработная плата работников жилищно-коммунальной сферы по-прежнему остается на более низком уровне, чем на предприятиях промышленности. В первом квартале 2004 года среднемесячная зарплата в отрасли составила 4276 рублей (на промышленных предприятиях Ярославской области – более 6 тысяч). При этом в ряде муниципальных образований соответствующий показатель не превысил 3 тыс. рублей в месяц. – Что делается областными властями для финансового оздоровления предприятий отрасли? – Вопросы финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса регулярно рассматриваются на заседаниях администрации Ярославской области и на совещаниях с руководителями муниципальных образований. Еще в 2003 году, до моего прихода, была создана межведомственная рабочая группа, проведена инвентаризация задолженности, поданы иски в арбитражные суды (всего на сумму более 100 млн. рублей), списана безнадежная задолженность и снижена внутриотраслевая почти на 90 миллионов. Эту работу мы продолжаем и теперь. До конца 2004 года она позволит предприятиям ЖКХ области снизить дебиторскую задолженность еще на 150 млн. рублей и как минимум на ту же сумму сократить кредиторскую. В целях повышения устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населенных пунктов, более четкого контроля за целевым и эффективным использованием финансовых средств планируется составление бюджета жилищно-коммунальной отрасли. Уже при формировании бюджета Ярославской области на 2005 год он будет составлен. В бюджете ЖКХ будет произведена постатейная роспись затрат и доходов отрасли. Одной из важнейших целей всей проводимой нами деятельности является стремление заинтересовать жилищно-коммунальной отраслью частный бизнес. Решение всех актуальных вопросов по снижению затрат и полному исполнению бюджета ЖКХ обеспечит его доходность. Именно тогда появится возможность привлечения в отрасль частного капитала. Если предприниматели станут выступать не только подрядчиками некоего небольшого конкретного объема работ (чаще всего ремонтных), как это уже вошло в практику сейчас, но и брать на себя содержание, обслуживание домов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения, то ситуация в ЖКХ изменится коренным образом. Только частный бизнес сможет обеспечить те объемы капиталовложений, которые необходимы для повсеместного обновления и модернизации основных средств в отрасли, что необходимо для дальнейшего снижения издержек производства и повышения эффективности ее работы. Конкуренция, которая появится вместе с приходом «частника» в ЖКХ, также будет способствовать еще большему снижению издержек, замедлению роста, а в дальнейшем и возможному снижению роста цен на жилищно-коммунальные услуги. – Однако многие боятся как раз противоположного – что с приходом частника начнется и вовсе безудержный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги... – В случае прихода частного бизнеса в отрасль еще более повысится роль государственных органов руководства жилищно-коммунальным хозяйством как представителя интересов населения, обеспечивающего социальную защиту нуждающихся в ней слоев. //Беседовал Семен АВДЕЕВ.