Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 17 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/45883/

Рош-Ха-Шана – это по-нашему

рубрика: Экономика
Автор: Лариса ДРАЧ.

Если на вопрос «Какой день был вчера?» вы, недоуменно приподняв бровь, ответите: «Четверг, 16 сентября, а что?», то можно смело констатировать: вы – не еврей. Потому как любой уважающий себя еврей ответит так: «Вчера был первый день нового года. С праздником вас!» Какого года, полюбопытствуете вы. Ну как же, как же! Разумеется, 5765-го. От сотворения мира имеется в виду.


Именно это событие отмечала намедни ярославская региональная общественная организация «Центр еврейской культуры «Це Улмад». Отмечала широко – с презентацией первого музея еврейской общины на постсоветском пространстве, с задушевным плачем скрипки в чутких руках Михаила Полякова, с проникновенной риторикой Льва Евелевича, с прочувствованной речью раввина Ицхака Лифшица. Даже присутствовавшие на празднике серьезные официальные лица – прибывшие по этому случаю из Москвы первый секретарь посольства Израиля Ритта Тарло с супругом – тронные речи произносили без пафоса, по-домашнему. И выставка, построенная удивительными энтузиастами своего дела – Евгенией Ефимовной и Мироном Исааковичем Стериными, менее всего напоминала строгую музейную экспозицию. Так, домашняя коллекция любимых вещиц, собранная с любовью и бережно передаваемая из поколения в поколение. Надо отметить, что еврей-ский новый год – это не просто там какой-то общепринятый новый год. Во-первых, у него совершенно замысловатое и непроизносимое для непосвященного люда название – Рош-Ха-Шана. Во-вторых, отмечать его надо по особым правилам, и ни боже ж ты мой от них отступить. Начинается Рош-Ха-Шана вечером с зажигания свечей. После благословения раввина можно приступать к трапезе. (Что с большим удовольствием и сделали все присутствовавшие.) И никаких там салатов оливье и мяса в горшочках на столе! Пища должна быть исключительно кошерная. Голова рыбы (куда подевалась остальная часть, мне так и не смог ответить ни один посвященный во все тонкости церемониала еврей) – это основное. Сей предмет (согласитесь, трудно назвать несъедобную рыбью часть праздничным блюдом) символизирует стремление человека в наступающем году быть в голове, а не в хвосте. Обязательно присутствие на столе меда и яблок. Но есть их надо тоже очень хитро: порезанное на тонкие дольки яблоко нужно обмакивать в мед и кушать с удовольствием, глядя в глаза человека, предложившего тебе разделить с ним эту новогоднюю трапезу. Мед с яблоками выражают надежду на то, что предстоящий год будет сладким. А еще на столе должны быть круглые халы (это хлеб такой), которые обозначают цикличность года. А вчера, то есть в первый день нового года, нужно было непременно совершить особый обряд ташлих: пойти на берег реки и там тщательно вывернуть все свои карманы, не забыв и про ритуальное встряхивание длинных пол одежды. Пусть бегущая вода унесет все соринки, освободив вас от накопленных за старый год грехов. На самом деле для евреев Рош-Ха-Шана – не столько праздник, сколько день суда. По словам раввина Ицхака Лифшица, «это праздник, когда мы стоим, дрожим и ждем приговора от Всевышнего: каким будет наш следующий год». Пока собравшаяся на празд-ник публика вкушала яблоки с медом, пристально глядя друг другу в глаза, мы выяснили, что нынешний Рош-Ха-Шана для ярославской еврейской общины совпал с десятилетием возвращения ей здания, расположенного на улице Чайков-ского. Еврейская община начала строить здесь синагогу еще в 1915 году по проекту архитектора Лермонтова, но из-за революции и нехватки средств финал строительства зафиксирован лишь в 1934 году. Потом, как водится, начались гонения, здание конфисковали, и лишь десять лет назад еврейская община получила свою собственность обратно. Сегодня в Центре действуют десять общественных организаций, среди которых и курсы по изучению иврита, и детская воскресная школа, и благотворительная волонтерская организация «Хэсед Рахель», и религиозная организация «Огни Ицхака»... Если попытаться определить одним словом, что связывает собравшихся под этой крышей людей кроме национального признака, то это будет дружба и взаимовыручка. Сколько у нас в городе евреев, не смогли подсчитать даже руководители еврейской общины. Сошлись на двух тысячах человек. Но о том, что ярославская еврейская община не просто возрождается, а крепнет день ото дня, свидетельствует и такая незначительная, но пикантная деталь – месяц назад впервые за последние годы раввин сделал обрезание восьмидневному малышу. А это значит, что люди наконец-то перестали опасаться давно отмененной, но так психологически и довлеющей над нами пятой графы в паспорте. Рош-Ха-Шана вступил в свои права. С новым годом! И пусть в домах всех ярославцев, вне зависимости от вероисповедания и точки отсчета летоисчисления, отныне будет достаток и благополучие!