Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 30 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/46089/

Эй, вы, там, на трубе!

рубрика: Экономика
Автор: Олег БУРМИСТРОВ.

За вопрос о цене бензина любой водитель сейчас может и по репе надавать. Растут эти цены что-то уж очень быстро. А тут еще новости: мировая цена на нефть перевалила за отметку 50 долларов за баррель. Что же дальше будет с нами?


Мы обратились к специалистам. – Завод не имеет никакого отношения к ценам ни на бензин, ни на нефть, – сказал нам главный исполнительный директор НПЗ Виктор Зоткин. – Мы не торгуем ни тем ни другим, а просто выполняем процесс переработки по заказу головной компании. В головной же компании «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» начальник коммерческого департамента Юлия Нечаева даже несколько удивилась нашим вопросам: – Ну да, дорожает бензин, так ведь и все дорожает. Инфляция... – Помилуйте, Юлия Васильевна. Инфляция, как говорят, за год составит процентов 10, от силы 15, а бензин-то, по данным статистики, уже за 8 месяцев этого года подскочил в среднем на 40 процентов: 92-й на 38 процентов, 76й на 44 процента. Как же так? – удивлялся я. – Как бы то ни было, мы придерживаемся тех цен, которые складываются на рынке. А отчего они так складываются, вы уж лучше спросите у правительства или руководителей крупнейших нефтяных компаний, – посоветовала собеседница. Что я и сделал, обратившись к могучим информационным ресурсам Интернета. В обобщенном виде версии вырисовываются такие. В основном вину за рост цен на нефть валят на войну в Ираке, рост напряженности на Ближнем Востоке. А еще на активность террористов и даже на недавний ураган в районе Карибского бассейна. Но, как справедливо отмечают эксперты компании «Тройка-Диалог», за первое полугодие экспортная цена нефти марки Urals выросла на 15 процентов, а внутренняя, в пределах России – на 200 процентов. Видимо, пока «черное золото» находится на ценовом пике, добывающие компании ловят момент, экспортируя все большие объемы нефти и нефтепродуктов. Возникает дефицит нефти на внутреннем рынке, что ведет к росту цен. Правительство пытается этому противостоять – с 1 августа увеличены экспортные пошлины на нефть, причем сразу на 68 процентов. Но особого эффекта это не дало. Конечно, связь между ценой нефти и ценой бензина не такая прямая: в себестоимости, например, литра АИ-92 на долю нефти приходится всего 30 – 40 процентов. Остальное – тепло и электроэнергия плюс акцизные налоги, которые в этой отрасли велики. Нефтяники жалуются: растут цены на газ, на электричество, на транспорт; резко вздорожали трубы и так далее; все это вынуждает их повышать цены. Но нетрудно догадаться, кто все же играет первую скрипку в этом оркестре. Многие эксперты склонны видеть за всем этим сговор крупнейших нефтяных компаний, использующих любой повод для повышения цен. Об этом, например, говорит то, что оптовые цены в последнее время росли быстрее розничных. В первом полугодии оптовая подскочила на 27 – 30 процентов, а розничная – на 17 – 20. Так что цены, которые возмущали автолюбителей летом, были немного занижены – розничные торговцы не хотели добивать население. Но поскольку оптовые цены все равно росли, то рознице придется отыгрываться зимой. Прогнозисты-пессимисты говорят, что к следующему лету цена на бензин может достигнуть 1 евро за литр, то есть сравняться со среднеевропейской. И даже если они ошибаются, хорошего впереди не предвидится. Заместитель директора Ярославского ПАТП-1 Александр Лукашев говорит по этому поводу так: – Иначе как беспределом это не назовешь. Только с 1 августа по 20 сентября бензин вырос на 9 процентов, а дизельное топливо на 19. Вообще же с начала года бензин подорожал на 46 процентов, дизтопливо на 33. Наше предприятие за день потребляет тонны горючего и расходы несет огромные. Себестоимость перевозки одного пассажира в городском транспорте выросла для нас до 9 рублей 16 копеек, а возим пока по-прежнему за пять, убытки компенсирует городской бюджет. Сейчас вот мэрия согласовывает цену на билет с профсоюзами. А цену на топливо почему-то никто ни с кем не согласовывает. Директор совхоза «Пахма» Иванов ответил буквально следующее: – Что тут говорить? Слов нет, одни буквы. В себестоимости нашей сельхозпродукции горюче-смазочные материалы и электроэнергия составляют сейчас 18 процентов. А когда-то были 1,5 – 2! Сегодня мы с трудом, часто с опозданием оплачиваем и то и другое. А ведь это слова руководителя одного из самых успешных и благополучных сельхозпред-приятий области. Каково же тем хозяйствам, которые и так уже дышат на ладан? Понятно, что бензин потянет за собой и все остальные цены. Значит, впереди очередной виток инфляции, спровоцированный россий-скими нефтяными королями. Странно все. Правительство радо высоким ценам на нефть: бюджет страны пополняется нежданными деньгами. Но, во-первых, где эти деньги? А во-вторых, столь быстрый рост цен на топливо внутри страны грозит неприятностями всему внутреннему рынку.