Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 13 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/46330/

От царского указа до советского виски

рубрика: Экономика
Автор: Владимир НИКОЛАЕВ.

Признанных торговых марок сейчас немало, но чтобы предприятие поддерживало безукоризненный имидж на протяжении более столетия – явление на российских просторах нечастое. В полной мере относится это к ликеро-водочному заводу «Ярославский». (Стоит заметить, что Ярославская земля богата на основателей всемирно известных торговых марок: водки «Смирнов», пива «Синебрюхов», да и самые знаменитые в России продовольственные магазины открыл наш земляк Елисеев).


В 1898 году статский советник Василий Николаевич Горяинов обратился к ярославскому городскому голове с заявлением о намерении взять в аренду «пустопорожнее место» в черте города по улице Ильинской для постройки на нем ректификационного завода. На заседании городской думы В. Н. Горяинов сказал: «Я позволю себе надеяться, что с устройством мною завода город приобретет выгодную арендную статью...» Городская дума, исполняя царский указ о монополии торговли водкой, поддержала инициативу статского советника. С ним был заключен договор, и вскоре строительство завода началось. Когда строительство завода было в разгаре, В. Н. Горяинов тяжело заболел. Семья его оказалась в трудном положении, и дело было передано товариществу Шубиной-Поздеевой и Сперан­ского, которое обязалось достроить ректификационный завод. К лету 1901 года строительство основных зданий завершили. Были вымощены подъездные дороги и тротуары, территория обнесена изящной каменной оградой, и в живописной картине древнего Ярославля появился еще один обустроенный уголок. Одна из губернских газет того времени писала: «29 июня в 13 часов произойдет освящение всех зданий казенного винного склада, в главном корпусе будет отслужен молебен, на котором будут присутствовать все члены акцизного ведомства Ярослав­ской губернии». Дата рождения завода – июль 1901 года. Именно в июле была выпущена первая продукция. Последующие полгода на заводе еще решались производственные и организационные вопросы. Но готовая продукция уже разливалась и шла в продажу. Спирт поступал также в аптеки, в казенные лаборатории на технические и научные цели. Для успешной реализации водки и спирта заводу были приданы 152 винные лавки. Казна, взяв в свои руки питейное дело, учредила для сбора денег из лавок должности сборщиков и сопровождающих их стражников. Для укрепления общественного порядка и искоренения тайной продажи низкосортной продукции были введены новые правила торговли. Социальные потрясения, вызванные гражданской войной, привели к остановке и разграблению завода. Народ допивал «романовские остатки». Советская власть добивала классового врага. Но для постройки социализма деньги имели не меньшее значение, чем революционная сознательность. В 1925 году завод возобновил работу и стремительно наращивал темпы производства. В предвоенные годы ассортимент его продукции удовлетворял самые широкие запросы покупателей. После войны предприятие освоило выпуск экзотического для России «буржуазного» напитка – «Советское виски». Работал завод и на экспорт. В сорока странах мира его продукция была тем немногим, что иностранцы знали об СССР. Годы экономического перелома, пришедшиеся на конец прошлого века, не прошли для предприятия бесследно (как, впрочем, и для большинства флагманов советской промышленности). Особенно залихорадило завод в конце 90-х. На место руководителя приходили зачастую временщики, думающие лишь о том, чтобы выжить сегодня, а завтра – хоть потоп. Достаточно сказать, что на предприятии за три года сменилось шесть генеральных директоров. (Своеобразный рекорд пребывания в директорском кресле – меньше двух месяцев.) Завод оказался на грани банкротства. И когда в июне 2001 года пост гендиректора занял Валерий Добрынин, задача перед ним была поставлена сложнейшая: не просто спасти практически утонувшее в бурных водах дикого рынка предприятие, но и вернуть ему былую славу. У кого-то бы другого опустились руки, но Валерий Иванович – бывший военный, дослужившийся до начальника штаба крупного воинского соединения. Так что смелости в принятии решений и твердости в их исполнении ему не занимать. И он, собрав вокруг себя надежный, высокопрофессиональный коллектив, совершил буквально чудо: за считанные годы завод не только вернул утраченные позиции, но и вырвался в лидеры российского рынка по производству алкоголя. В настоящее время ликеро-водочный завод «Ярославский» является одним из лучших предприятий, входящих в состав ФГУП «Росспиртпром» – государственного холдинга производителей алкогольной продукции России, объединяющего большинство крупных производителей алкогольной продукции практически во всех регионах Российской Федерации. Среди этих предприятий Ярославский ликеро-водочный завод – единственное предприятие, сертифицировавшее систему менеджмента качества в соответствии с требованиями между­народного стандарта ИСО 9001:2000. Вся продукция изготавливается только из натурального сырья, без использования химических добавок и красителей. Опыт специалистов, знатоков своего дела, классическая технология приготовления, использование высококачественного спирта, кристально чистой воды и натурального сырья обеспечивают выпускаемой продукции высокое качество, популярность и узнаваемость. Покупатели уже по достоинству оценили продукцию предприятия, которая не случайно, начиная с 1999 года и по настоящее время, была удостоена 21 золотой, 9 серебряных и 14 бронзовых медалей на различных дегустационных конкурсах и выставках. В частности, бронзовых наград всемирного салона вин и спиртных напитков «Мондиаль-2000» были удостоены такие продукты, как бальзам «Старый Ярославль» – жемчужина продукции завода, в состав которого входят более двадцати различных трав и настоев, и десертный напиток «Вишневый». * * * От редакции. В ближайших номерах о настоящем и будущем ЯЛВЗ расскажет генеральный директор Валерий Добрынин.