Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 25 декабря 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/47632/

В отпуск – всем заводом

рубрика: Экономика
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ.

В ОАО «Ярославский шинный завод» с 1 января 2005 года произойдут серьезные изменения в организации работы. Приказом генерального директора Дмитрия Костыгина утвержден новый график сменности, который ознаменует собой приход капиталистической эры на флагман советской индустрии. Предлагается всем заводом уходить в отпуск в рождественские и майские праздники, упорядочить труд в сменах и не тратить время на непредвиденные ремонтные и профилактические работы. Упорядочение позволит снизить зависимость людей от завода, сэкономить финансовые средства и увеличить производительность труда.


Традиционный график сменности ОАО «ЯШЗ», который, по словам старожилов, отдельно изучался в вузах, имеет особую систему распределения людей по сменам и согласованности работы всех технологических блоков и подразделений. На заводе скользящий график является доминирующим – по нему живет и трудится более чем семитысячный коллектив. Если разделить 24 суточных часа на восемь часов работы в смене, то получим три смены, которые и существуют в ОАО «ЯШЗ». По действующему графику заводчанин трудится по схеме «утро – ночь – день – выходной». При этом на многих других предприятиях есть либо фиксированные смены (персонал работает только в утреннюю или вечернюю), либо скользящий график применяется лишь в некоторых производствах. Сложившаяся система работы в различных сменах заставляла человека приспосабливаться к этому «рваному» ритму – каждый день вставать в разное время, менять семейные планы. – Действующий последние дни график сменности во многом не устраивал ни предприятие, ни работников, в чем мы смогли убедиться на рабочих собраниях, – рассказал газете заместитель генерального директора ОАО «ЯШЗ» по правовым и административным вопросам Владимир Кураев. – Во-первых, график определяет жизнь человека в течение года. Сейчас действует система, когда рабочий подчинен предприятию. Мы хотели бы построить все таким образом, чтобы не завод давал рабочему график и диктовал, как ему жить, а рабочий участвовал в формировании на предприятии удобного для сторон графика. После получения «сигналов» от трудового коллектива началось обсуждение проектов нового графика сменности. Было 15 различных вариантов, они предлагались на рабочих собраниях и вывешивались в цехах для ознакомления. После этого наиболее оптимальный для всех график сменности был согласован с профсоюзом и государственной инспекцией по труду, которая подтвердила, что он не нарушает норм Трудового кодекса РФ. И только после этого его подписал генеральный директор Дмитрий Костыгин. По новому графику сменности ритм работы на ОАО «ЯШЗ» будет более плавным. Вместо того чтобы каждый день вставать в разное время, человеку предлагается такая схема: три дня работать в утреннюю смену, выходной; три дня в дневную смену, выходной; затем три дня в ночную смену и отдых; цикл повто-ряется. Работников шинного завода также не устраивало позднее начало ночной смены, им приходилось по пустынному городу на редко встречающемся транспорте добираться на завод к 23.10. Одновременно были жалобы на то, что после ночной смены утром опять же никуда не уехать – транспорта нет, поэтому люди ждали еще час либо на остановках, либо на производ-стве. – Рабочие предложили сделать ночную смену длиннее, чтобы они могли приходить пораньше и попозже уходить, нормально добираться на завод и домой, – говорит заместитель генерального директора ОАО «ЯШЗ» по правовым и административным вопросам Владимир Кураев. – Мы рассмотрели все варианты и нашли приемлемый на данное время: удлинили ночную смену для определенных категорий работников, условия труда которых позволяют внести такие изменения по Трудовому кодексу РФ. С нового года на ЯШЗ ночная смена у многих работников будет равна дневной, что избавит от ожидания транспорта на остановках, а заводу сэкономит несколько миллионов рублей. Их необходимо было изыскать на оплату неизрасходованного рабочего времени коллектива из-за возможного «перекоса» по сменам. Нововведения с 1 января коснутся отпусков работников и ремонтных дней, которые необходимы для технологического обслуживания оборудования. До сих пор ремонтные дни на предприятии устанавливались по большей части хаотично, поэтому зачастую они выпадали либо на праздники, либо на выходные. За это время оплата шла по двойному тарифу, и многие работали сверхурочно. В итоге переработка за десять месяцев этого года потребовала дополнительно изыскать на выплату зарплаты около 32 млн. рублей, которые не были запланированы в бюджете предприятия. Поэтому руководство вынуждено было отложить некоторые проектные и ремонтные работы. До сих пор отсутствовала и стройная система проведения ремонтных дней. Ранее ее контролировал главный инженер. В некоторые месяцы на ремонт оборудования тратили один произвольно выбранный день (хотя по нормативам необходимо два), с работниками нередко это не согласовывалось, а объявлялось о принятии решения накануне. Это мало нравилось людям, работающим на сделке, у них каждый час на счету. Сегодня старая система претерпела существенные изменения. При утверждении нового графика сменности на ЯШЗ сгруппировали ремонтные дни так, чтобы оптимизировать финансовые и производственные планы завода, а также сделать их удобными для работников. Была пересмотрена и политика отпусков. По приказу генерального директора на предприятии введены обще-завод-ские оплачиваемые отпуска в новогодние и майские праздники, когда происходит чередование выходных и рабочих дней. В итоге весь трудовой коллектив завода будет отдыхать с 1 по 9 января (шесть дней отпуска) и с 1 по 9 мая включительно (еще шесть дней отпуска). – Традиционно отпуск наших работников длится 28 календарных дней, к которым прибавляются дополнительные – за вредность, особые условия труда и т. д., – говорит Владимир Кураев. – Мы регламентируем только 12 дней отпуска, остальные человек по своему желанию может взять в любое время по согласованию с администрацией. Если официально правительство утвердит рождественские каникулы на 2005 год, что сейчас обсуждает Госдума России, то мы от отпуска в новогодние дни откажемся, и сотрудники смогут спланировать эти дни в обычном режиме. На ЯШЗ, объявляя общезаводские короткие отпуска в январе и мае, хотят сразу решить несколько задач. Первая – внедрить новую культуру отдыха, которая принята во многих европейских компаниях, там сотрудники уходят в отпуск вместе. Один работник, уходя в отпуск, должен приспосабливаться – под коллег, семью, свои жизненные обстоятельства. Другое дело, когда вся компания уходит, а потом появляется на работе. Во время отдыха завод доступен для ремонтных и других работ. Кроме того, как раз в эти дни в администрацию идут массовые просьбы о предоставлении отгулов за свой счет. Зачем их просить, если можно взять оплачиваемый отпуск, считают на заводе. К тому же из-за долгих отпусков многих работников летом выдергивают по различным причинам к станку. Когда администрация завода задумала объявить общезаводские отпуска, сразу стали изучать законность таких новшеств в части графиков сменности и дней отдыха. Выяснилось: по трудовому законодательству администрация может это делать, по-скольку нигде не сказано, что рабочий сам устанавливает себе отпуск. Как пояснили газете в юридической службе ЯШЗ, очередной отпуск предоставляется работнику в соответствии с графиком, установленным администрацией по согласованию с работниками завода. Разделять отпуск на части также возможно – это не нарушает требований законодательства. Все эти изменения администрация перед принятием согласовала с государ-ственной инспекцией по труду. – Каждый работник ознакомлен с новым приказом о графике сменности под личную роспись, – сообщил Владимир Кураев. – При этом люди могут высказать любые пожелания, которые по мере возможности будут учтены. Необходимо отметить, что вводимые на предприятии условия максимально будут учитывать пожелания самих работников завода, которые высказывались ими на собраниях. Там неоднократно говорилось о неудовлетворительной работе городского транспорта, на нем не всегда можно вовремя приехать на завод и уехать после работы в утренние и вечерние часы. Администрация предприятия совместно с ООО «ЯШЗ-транспорт» определили такие «проблемные маршруты», которые будут изучать, для чего в часы пик (утром и вечером) сотрудники ООО «ЯШЗ-транспорт» станут делать замеры движения городского транспорта. Если действительно есть проблемы, будем пересматривать время начала наших смен или общаться с руководством транспортных компаний по возможному изменению графиков их дви-жения.