Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 13 февраля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/47783/

Не хлопай дверью по ушам

рубрика: Экономика
Автор: Лариса ДРАЧ.

...Маршрутка тормознула около остановки. Заждавшиеся, истомившиеся по теплу пассажиры, деловито погружаясь в салон, были столь рады транспорту, что вряд ли обратили внимание на плакат, красовавшийся снаружи дверцы. А жаль. Он заслуживал внимания.


Полуодетая красотка, улыбаясь, манила внутрь салона. Дабы не возникло ни малейших сомнений в ее намерениях, расположенная рядом надпись гласила: «Девчонки, прыгайте ко мне!» На внутренней стороне дверцы красотка дублировалась, но надпись была уже другая: «Я всегда доступна: днем – за 6 рублей, ночью – за десять». Почему рекламная девица предлагала свои услуги исключительно женскому полу (согласитесь, что логичнее было бы предлагать себя «мальчишкам»), так и осталось мною не расшифрованным. Но на определенные мысли вслух по поводу различных информационных плакатов, щедро развешанных в маршрутных такси, эта незначительная на первый взгляд ситуация меня натолкнула. Относительно недавно возникший вид городского транспорта – маршрутки – вместе с новой услугой по доставке пассажиров породил и новый плакатно-информационный жанр листовок. Например, наклейки в виде авто с выпученными в ужасе фарами-глазами и гигантскими ушами вместо дверей. «Не хлопай дверью по ушам» – умоляет машина. Есть и другая разновидность листовок по этому поводу: «У вас дома холодильник есть? Вот на нем и тренируйтесь!» Лично мне приглянулся такой информационный перл: «Забудьте о своем пролетарском гневе. Закрывайте и открывайте двери благопристойно и аккуратно». Он мною подсмотрен в одной из машин 94-го маршрута. Есть категория плакатов, информирующих пассажиров по поводу остановок. Одни из них сообщают способ, каковым можно остановить транспорт в нужной тебе точке маршрута: «Промолчал – проехал дальше, крикнул – вовремя сошел». Другие содержат просьбу конкретизировать информацию по поводу того, где именно вам хотелось бы выйти: «Остановки «здеся», «тута» и «где-нибудь» не гарантируются». Трогательная надпись над спинкой водительского кресла: «Водителя руками не трогать!!!» Три восклицательных знака гневно вопят о том, насколько утомили человека за баранкой бесцеремонные похлопывания по плечу с целью привлечения его внимания. А что поделать, если в мини-маршрутках, рассчитанных на 12 посадочных мест, водитель является одновременно и кондуктором, и общественным контролером, и, стало быть, деньги за проезд приходится передавать именно ему? К слову, в одной из таких машин, где число пассажиров строго дозировано, в тот конкретный момент, когда я знакомилась с очередным шедевром эпистолярного творчества «Стоймя не повезу», трое страдальцев ехали именно «стоймя», пригнув голову к коленям. Еще одна потрясающая, на мой взгляд, надпись по поводу оплаты за проезд: «Заводы – рабочим, землю – крестьянам, деньги – водителю». Согласитесь, сильно сказано. В лаконичной фразе выражены гражданская и политическая позиция автора и призыв к своевременному расставанию с шестью – десятью рублями. На этом фоне ксерокопированный портрет Ильича с привычно вытянутой вперед рукой и надписью «А ты заплатил за проезд?» явно проигрывает и в динамике, и в манере подачи информации, и в эмоциональном воздействии на читателя. Отдельная тема для разговора – призывы к соблюдению чистоты в транспорте. «Ешьте семечки вместе с шелухой» – просил плакат в автобусе 76-го маршрута. Под ним сидела кондуктор с пригоршней тех самых семечек. Не из вредности, а просто констатируя факт, замечу, что далеко не все очистки попадали в бумажный кулек, часть из них оседала и на соседнем, пассажирском, месте. Но на эту мелочь кондуктор внимания не обращала. На определенные мысли наталкивал и плакат иного содержания, но на ту же тему: «У нас закон простой: нагадил – убери за собой». Я абсолютно согласна с сутью призыва – вряд ли кому понравится замусоренный салон, но вот с лексикой я бы поспорила. Честное слово, я не коллекционировала специально эти информационные шедевры. Они автоматически всплыли в памяти, когда я была огорошена «встречей» с рекламной красоткой, которая днем – по шесть, ночью – по десять рублей. Безусловно, все эти «агитки» справедливы по содержанию. Но совершенно разнузданное отношение авторов к русскому языку, мягко говоря, настораживает. Кто-то при виде этих шедевров улыбнется, кто-то не обратит внимания. Но отношение априори к любому пассажиру как к индивидууму, который держит в голове одну только мысль – как бы «нагадить» в салоне, неприятно. Ведь ту же самую информацию о правилах пользования маршрутным такси можно изложить совсем другим языком. А в нашей истории получается все как на плакате в столовке советских времен: «Пальцами и яйцами в солонку не лазать».