Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 20 сентября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/4857/

Борис АЛЕШИН: «Совместный проект создания двигателя SaM146 будет иметь счастливое будущее»

рубрика: Экономика
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ

В Рыбинске и Москве в течение двух дней прошла презентация успешного завершения первого этапа испытаний двигателя SaM146, созданного в рамках международной кооперации французской компании «Snecma» и российской компании «НПО «Сатурн». Специалисты в области авиадвигателестроения, руководители предприятий – участ­ников проекта и представители власти с заслуженной гордостью рассказывали о достигнутых результатах и долгосрочных перспективах нового детища, которое будет устанавливаться на российские региональные самолеты Superjet, создаваемые компанией «Гражданские самолеты Сухого».


В Рыбинске об итогах работы рассказывали первый заместитель генерального директора ОАО «НПО «Сатурн» – директор программы SaM146 Игорь Юдин и вице­президент компании «Snecma», генеральный директор по коммерческим двигателям Жан­Пьер Кожан. Они совместно провели экскурсию по производственным площадкам и испытательным стендам, где идет работа над созданием деталей и узлов для нового двигателя.

С особым трепетом руководители показывали модернизированный испытательный стенд № 26, который сегодня соответ­ствует мировым требованиям и позволяет одновременно осуществлять около 2000 замеров различных параметров. На нем проходят испытания первого двигателя SaM146, собранного в Рыбинске российскими и французскими специалистами. Детали и узлы для него производились в компаниях «Snecma» и «Сатурн», а поставщиками комплектующих для этого сложного высокотехнологичного продукта стали около 300 различных компаний из десятков стран мира.

– Первый двигатель уже наработал на стенде 70 часов, было осуществлено более 60 запусков, – рассказал генеральный конструктор – технический директор ОАО «НПО «Сатурн» Михаил Кузменко. – Данная программа испытаний рассчитана до конца сентября и включает в себя работу мотора в течение 100 часов. Испытания идут очень хорошо, двигатель испытан в достаточно широком диапазоне, включая достижение максимальных частот вращения ротора высокого давления. Специалисты считают, что интеграция узлов и деталей произведена удачно, а показатели работы мотора максимально близки к расчетным.

По словам вице­президента компании «Snecma» Жан­Пьера Кожана, в Рыбинске созданы уникальные условия для испытаний двигателя на стендах, которые являются одними из самых современных в мире.

– Руководство компании «Snecma» довольно, как проходят первые запуски нового двигателя, который ранее никогда не существовал, – сообщил газете Жан­Пьер Кожан. – Компьютерное моделирование позволяет многое предсказать и предвидеть, но далеко не все. Механическое поведение двигателя нас удовлетворяет. Инженерам предстоит много работы для полной обработки получаемых данных в ходе испытаний. Чем больше мы получаем данных, тем лучше нам представляются перспективы двигателя. Сейчас проект развивается успешно, и мы должны испытать еще семь двигателей, которые должны наработать 4,5 тысячи рабочих циклов в ускоренном режиме, а также поднять один из них в воздух для проведения испытаний на летающей лаборатории на базе Ил76 в феврале 2007 года.

НПО «Сатурн» сейчас осуществляет программу модернизации своей испытательной базы. Как рассказал заместитель генерального директора НПО «Сатурн» по капитальному строительству Анатолий Вишняков, сейчас по проекту ведущей в мире канад­ской фирмы MDS строятся два новых испытательных стенда – № 27 и 28. Общая стоимость работ оценивается более чем в 25 млн. евро. Под Рыбинском, в Полуеве, заканчиваются работы по строитель­ству нового открытого испытательного стенда, на котором скоро начнутся эксплуатационные, сертификационные и акустические испытания двигателя SaM146. Новые стенды позволят в Рыбинске провести все необходимые мероприятия для международной сертификации нового мотора на соответствие европейским и американским стандартам. Получение сертификата типа запланировано на март 2008 года, что станет входным билетом для двигателя SaM146 и самолета Superjet на международный рынок. Серийное производство и поставки моторов должны начаться в 2008 – 2009 годах.

Успешное завершение первого этапа испытаний совместного детища НПО «Сатурн» и «Snecma», по мнению руководителя проекта с российской стороны Игоря Юдина, стало блестящим результатом глобальной интеграции французских и российских специалистов.

– Это беспрецедентный проект для России, который позволяет выйти нашей стране на международный рынок производителей авиадвигателей в качестве равноправного участника, – заявил на испытательном стенде Игорь Юдин. – Двигатель SaM146 стал первой в России авиационной силовой установкой, созданной по международным стандартам для гражданских самолетов.

За период реализации проекта – с 2001 года – в НПО «Сатурн» произошли существенные изменения, которые сблизили партнеров в соответствии высоким международным требованиям, необходимым для выпуска новой конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Преобразования затронули все сферы – от перестройки системы управления и повышения квалификации специалистов до масштабного технологического перевооружения предприятия, на которое ежегодно НПО «Сатурн» выделяет более 100 млн. долларов. Сегодня НПО «Сатурн» по праву является лидером в отечественной отрасли авиационного двигателестроения и способно достойно выполнить свои обязательства в рамках программы создания и производства двигателя SaM146.

Как отметил вице­президент компании «Snecma» Жан­Пьер Кожан, сегодня в мире авиадвигателестроения не существует проектов, которые были бы сугубо национальными. В частности, для производ­ства самолетов «Боинг» почти половина деталей поставляется в США из других стран. Конкуренция заставляет авиапроизводителей участвовать в международной кооперации для получения наиболее высококачественных и конкурентных деталей и узлов из любой точки мира.

– Я уверен, что международное сотрудничество обеспечит успех двигателя SaM146 на рынке, поскольку мы соединили в этом проекте наши лучшие разработки, технологические достижения и мысль ведущих конструкторов, – отметил Жан­Пьер Кожан. – 20 лет назад компания «Snecma» была партнером компании «Дженерал Электрик» в проекте создания двигателя CFM 56, и мы многому учились у них. Сегодня НПО «Сатурн» является нашим партнером и многому учится у нас. Я уверен, что через 10 – 15 лет ваша компания будет играть ведущую роль в другой программе создания какого­нибудь нового двигателя. Наше партнер­ство является хорошим рецептом успеха в бизнесе.

В Москве в Литературном музее А. С. Пушкина состоялась презентация успешного завершения первого этапа испытаний двигателя SaM146, на которой присутствовали посол Франции в России Жан Кадэ, президент – генеральный директор компании «Snecma» Марк Вантр, директор Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын и генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин.

Представитель Правитель­ства РФ поздравил всех участников проекта создания и производства двигателя SaM146 с его успешным стартом и пообещал, что сделает все возможное для дальнейшей поддержки программы на государственном уровне.

– Я благодарен всем участникам программы за самоотверженную и интеллектуальную кооперационную работу специалистов и руководителей ОАО «НПО «Сатурн» и компании «Snecma», – отметил Борис Алешин. – Я думаю, что это сотрудничество является единст­венным примером в России в области машиностроения, когда компании пошли на такой уровень сближения в рамках совместного проекта. Уверен, что самолет Superjet, создаваемый компанией «Гражданские самолеты Сухого», будет качест­венным, коммерчески привлекательным и достойным продуктом и принесет успех России на международной арене.

Руководители программы SaM146 с французской и российской стороны рассказали о мерах, которые государства двух стран принимают по поддержке этой кооперации. По словам Жан­Пьера Кожана, правительство Франции выделило в виде процентных займов кредит компании «Snecma» в размере 129 млн. евро. Эти средства будут возвращаться государству по мере продаж двигателя SaM146. Одновременно власти республики освободили от таможенных пошлин комплектующие, которые производятся во Франции в рамках этого проекта. Компания «Snecma» со своей стороны вкладывает в реализацию проекта около 300 – 400 млн. долларов инвестиций.

Первый заместитель генерального директора НПО «Сатурн» Игорь Юдин сообщил, что Правительство России выделило на НИОКР и создание двигателя SaM146 в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиации в РФ до 2015 года» 3,79 млрд. рублей. Одновременно НПО «Сатурн» вложило в проект уже более 100 млн. долларов, в планах инвестирование еще около 100 млн. долларов. Сейчас Правитель­ство России также готовит постановление о льготировании таможенных пошлин на продукцию, комплектующие и материалы в рамках проекта, а ранее уже освободило от уплаты фискальных платежей оборудование, которое поставляется в Россию и не имеет аналогов в нашей стране.

Губернатор Ярослав­ской области Анатолий Лисицын поздравил всех участников программы с успешным завершением ее первого этапа и отметил, что на Ярославской земле появился первый в России крупный международный инвестиционный проект в области высоких технологий.

Как отметил на презентации генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин, сегодня всем участникам авиационного рынка очевидно, что новый совместный российско­французский двигатель состоялся.

– Усилиями тысяч людей во Франции и России создан прин­ципиально новый продукт для мирового рынка, – заявил Юрий Ласточкин. – Я благодарю инженеров, конструкторов, техников, менеджеров и представителей органов власти России и Франции за реализацию и поддержку этого проекта. Сегодня мы получили в металле чистый материализованный интеллект человека.

Специалисты отмечают повышенный интерес ведущих мировых авиакомпаний к новому самолету Superjet, на который будет устанавливаться двигатель SaM146. Делегации многих компаний­перевозчиков уже посетили Рыбинск, где лично осмотрели первую силовую установку и присутствовали на ее испытаниях. С учетом качественных характеристик нового двигателя, его экономичности по расходу топлива, в обслуживании и эксплуатации он сможет составить серьезную конкуренцию действующим аналогам.

Планируется, что около 70 процентов продаж нового самолета будет осуществляться за границу, а 30 процентов будет реализовано в России и странах СНГ. Уже подписаны контракты на поставку двигателей для 30 самолетов «Аэрофлота». В стадии завершения находится также контракт на поставку двигателей для 10 самолетов, входящих в группу «Эйр Юнион», созданную на базе авиакомпании «Красэйр». Эксперты уверены, что потребность рынка составляет около 1000 новых региональных самолетов до 2030 года, что означает производство более 2000 двигателей SaM146.