Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 16 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/48942/

Без инвестиций транспорт никуда не уедет

рубрика: Экономика
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ.

Министр транспорта и связи Игорь Левитин в Ярославле призвал бизнес инвестировать средства в транспортную инфраструктуру России. Свою позицию министр, в прошлом – глава компании «Северстальтранс» (одного из крупнейших отечественных грузоперевозчиков по железной дороге), озвучил на научно­практической конференции «Новые возможности развития Северного транспорт­ного направления». На ней руководители ОАО «РЖД» и Северной железной дороги, представители регионов, грузовладельцы, экспедиторы и ученые обсуждали перспективы дальнейшего развития транспортной системы Севера России.


– Сегодня государство тратит на развитие и содержание транспортной инфраструктуры автомобильных дорог 170 млрд. рублей, железных дорог – 60 миллиардов, гражданской авиации – 3, морского и речного транспорта – 5 миллиардов, – заявил министр. – Через 3 – 4 года в транспортную отрасль надо ежегодно вкладывать по 600 млрд. рублей на поддержание инфраструктуры, чтобы обеспечить рост экономики страны. Без инвестиций со стороны частного бизнеса нам эту задачу не решить. И. Левитин заверил, что государство будет поддерживать инвестиции в транспортную отрасль, где пока сроки окупаемости вложений составляют 6 – 8 лет, что в три­четыре раза больше, чем для инвестиций в отрасли связи и телекоммуникаций. Первый заместитель ярославского губернатора Владимир Ковалев представил на суд участников региональный инвестиционный проект – концепцию развития межрегионального мультимодального транспортного узла и ключевых объектов – международного аэропорта «Туношна», строящегося второго моста через Волгу и крупнейшего в регионе Ярославского речного порта. По мнению Владимира Ковалева, если создать в регионе эффективную систему перевозки грузов, то она могла бы оттянуть у Москвы до 40 процентов транзита (сейчас грузы сначала идут в столицу, из которой направляются на Север и в регионы центра России через Ярославль). Можно говорить и о перераспределении пассажиропотоков – около 65 тысяч жителей Ярославской и других областей сегодня едут в Москву, чтобы оттуда улететь на самолете. В. Ковалев призвал Министерство транспорта, представителей регионов и грузоперевозчиков организовать рабочую группу для выработки программы совмест­ных действий по созданию Ярославского транспортного узла, с участием государства и бизнеса образовать две компании (информационно­консалтинговую и транспорт­но­экспедиционную) и сеть логистических центров. Все участники конференции признали, что ключевую роль в Северном транспортном направлении играет Северная железная дорога, которая перевозит до 80 процентов грузов в регионе. Это крупнейшее предприятие каждый год вкладывает значительные средства в развитие и обновление инфраструктуры, чтобы соответствовать запросам рынка и предприятий. В 2003м объем инвестиций на СЖД составил 5,4 млрд. рублей, в этом году будет вложено 6,7 миллиарда, планируется приступить к строительству обходных путей вокруг станций Ярославль­Главный (60 млн. рублей) и Данилов (260 миллионов). Но самой дороге все равно не решить многих проблем, а привлечение частных инвестиций здесь сталкивается с несовершенством правовой базы и отсутствием государственных гарантий бизнесу. По словам начальника Северной дороги Василия Билохи, недавно к руководству СЖД обратились компании «Роснефть», «АРМ­Нефтесервис», «Татнефть­Архангельск» с просьбой увеличить перевозки нефтепродуктов на 12,5 миллиона тонн в год. Для освоения таких объемов необходимо развить пропускную способность магистрали на участках Обозерская – Исакогорка, Исакогорка – Северодвинск. Причем грузоотправители готовы участвовать на паритетных началах с дорогой в финансировании проектов по реконструкции инфраструктуры этих участков. Однако из­за отсутствия юридически состоятельного механизма вложения и возврата инвестиционных ресурсов внешних инвесторов нефтяники пока не могут дать свои средства на развитие железнодорожного транспорта. Для принципиального разрешения проблемы требуются помощь и поддержка, прежде всего федеральных структур. На «круглом столе» на конференции министр транспорта выслушал эмоциональные выступления представителей регионов о проблемах, возникающих из­за острой нехватки средств на содержание автомобильных дорог. Если в Ярославской области их еще стараются как­то поддерживать, то в соседних областях они просто разваливаются. Вологодские чиновники, например, пересели на джипы, потому что другие машины не выдерживают качества дорожного покрытия. Еще несколько лет – и самый мобильный автомобильный транспорт будет двигаться по российским дорогам с черепашьей скоростью. В Европе норматив суточного пробега грузовика составляет 1000 км, в России – 300. Некоторые участки трассы Москва – Холмогоры, особенно в Переславском районе, требуют скорейшей реконструкции и расширения, без этих мер количество аварий и задержки транспорта только возрастут. Такие проблемы в регионах сложились оттого, что федеральный центр ликвидировал дорожные фонды и отменил налог на пользователей автодорог. Министр транспорта поблагодарил ярославского губернатора и представителей соседних регионов за честный разговор о проблемах. На основе полученной информации он намерен разработать транспортную стратегию России, с которой скоро выступит в Правительстве РФ. Министр подчеркнул, что в стране еще 28 тысяч населенных пунк­тов остаются без нормальных дорог, и это резко ограничивает свободу передвижения россиян по сравнению с европейцами.