Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/49093/

Владимир РЫБИН:«Мы всегда стремились быть неотъемлемой и необходимой частью жизни региона»

рубрика: Экономика

В последние годы Сбербанк России является безусловным лидером российской банковской системы. При этом он остается самым социальным банком – банком миллионов россиян. Одним


из его подразделений, обслуживающим Ярославскую, Вологодскую, Ивановскую, Костромскую, Архангельскую области и Ненецкий автономный округ, является Северный банк Сбербанка России. О перспективных направлениях работы банка, новых технологиях и услугах, которые он развивает, наш корреспондент беседовал с председателем Правления Северного банка Сбербанка России Владимиром Рыбиным. – Владимир Петрович, насколько успешным был 2003 год для Северного банка Сбербанка России? – В прошедшем году Северный банк Сбербанка России добился отличной динамики своих основных показателей, укрепил свое присутствие на региональных рынках. Можно с уверенностью сказать, что коллективу удалось решить большинство задач, которые мы ставили перед собой в 2003 году. Но год завершен, и мы ставим перед собой новые, более сложные задачи, поэтому мне бы хотелось говорить об этом. – Так что же сегодня можно отнести к главным задачам банка в текущем году? Каковы его приоритеты? – Задачи банка вытекают из концепции развития банка, которая в свое время была принята собранием акционеров. Основным ее лейтмотивом является повышение качества обслуживания как граждан, так и предприятий и организаций, всех субъектов хозяйствования. Для реализации этих целей нашим бизнес-планированием определяется целый ряд показателей. Как я уже говорил, они из года в год динамично растут. Что касается улучшения качества обслуживания, то речь идет не только об улучшении работы в отдельных направлениях, но и о повышении общего стандарта обслуживания. Не секрет, что наше обслуживание в областных центрах сильно отличается от обслуживания в сельской местности. Это связано в первую очередь с техническим оснащением, наличием и состоянием коммуникаций в районах. Согласитесь, трудно рассчитывать на использование интернет-технологий в сельской глубинке. И, тем не менее, наша стратегическая задача – добиться качественного обслуживания по единому стандарту там, где представлен Сбербанк. Нашу позицию можно сформулировать следующим образом: Сбербанк должен быть «домашним» банком для граждан, респектабельным и ответственным партнером для корпоративных клиентов и надежной опорой для государства, поскольку несет на себе значительную социальную нагрузку и ответственность. И, безусловно, постоянно укреплять свою репутацию и повышать кредитный рейтинг. – В настоящее время в области растет концентрация банков, появляются филиалы столичных. И населению, и предприятиям сложно определиться в выборе обслуживающего банка, тем более, когда речь идет о процентных ставках как по вкладам, так и при кредитовании. Что вы можете сказать? – Первое, с чего бы я начал ответ, – это цель, которую преследует клиент. Но, в любом случае, это будет как минимум стремление сохранить свои средства, поэтому, на мой взгляд, главным является надежность банка, его репутация. Конечно, существует система оценок деятельности банков, состояния его ликвидности. Но это могут сделать только специалисты. Поэтому человеку, который далек от понимания экономики банка, содержания его показателей, я бы рекомендовал просто следить за рейтингом банков. Они сейчас публикуются во многих СМИ и составляются организациями, профессионально оценивающими состояние банков. – В ближайшее время в окончательной редакции будет принят закон о гарантировании вкладов. Как вы к нему относитесь? – В целом, безусловно, положительно. Закон многострадальный, долго вынашивался. Самое важное здесь то, что сделан серьезный шаг к тому, чтобы укрепить доверие населения к банкам. Что касается Сберегательного банка, то, даже несмотря на гарантии государства, в нем создана весьма надежная система гарантирования вложенных средств. В этом население убедилось в 1998 году. Эта надежность вытекает в первую очередь из экономики банка и той политики, которую банк проводит на рынке банковских услуг. Мы всегда избегали сомнительных и высокорискованных операций. Стремились к максимальной прозрачности своей деятельности. – Какие новые виды услуг банк сегодня предлагает населению? – Традиционно у нас самый широкий спектр предложений банковских вкладов в рублях и иностранной валюте. Появились и новые виды кредитования населения. Кстати, в настоящее время у нас происходит заметная либерализация условий кредитования. Ввиду высокой востребованности кредитов у населения, мы увеличиваем количество точек их выдачи. Банк расширяет предложения по ряду наших пластиковых карт. Здесь можно отметить очень интересную услугу – «Мобильный банк». Поскольку традиционно люди стремятся к тому, чтобы их вложенные средства приносили ощутимый доход, то мы как альтернативу вкладам предлагаем размещение средств в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), а также совершенно новую услугу, которую никто из банков нашего региона предложить пока не может, – это операции с драгоценными металлами через «металлические счета». Доход по ним весьма высокий. В общем, чтобы все не перечислять, я бы рекомендовал внимательнее знакомиться с нашей рекламой и чаще заглядывать в наши филиалы. – Нельзя не остановиться на теме, важной для всех, от крупного предприятия до частного предпринимателя, – кредитование. Сегодня все руководители только и говорят о доступности кредитов, ставках. О том, что невозможно получить кредит на длинный срок. А уж малому бизнесу кредиты вообще не доступны. Ипотечное кредитование, вообще, стало темой номер один. – Безусловно, кредитование – это одна из основных операций любого банка. Каждый банк на рынке этого вида банковских услуг работает со своими возможностями. Не секрет, в некоторые отрасли и тем более на длительные сроки банки неохотно вкладывают деньги. Я буду говорить лишь о Северном банке Сбербанка России. И первое, о чем я хотел бы сказать, это то, что банк готов работать с любой категорией заемщиков, независимо от отраслевой принадлежности и размеров бизнеса. Сегодня среди заемщиков Северного банка крупнейшие российские предприятия, такие как «Северсталь», «Севмашзавод», «Сатурн», Котласский и Архангельский ЦБК, «Аммофос» и другие. А есть и частные предприниматели. Нет у нас и отраслевых предпочтений. Мы, например, напрямую вложили значительные кредитные ресурсы в реконструкцию и модернизацию, казалось бы, не слишком привлекательных предприятий: хлопчатобумажного комбината «Шуйские ситцы», Кинешемской и Мантуровской птицефабрик и др. Безусловно, прежде чем участвовать в таких проектах, мы тщательно анализируем все аспекты деятельности предприятия, включая их позиционирование на рынке. А с помощью специально созданного в банке подразделения рассчитываем риски при их кредитовании. Должен сказать, что к числу главных задач в кредитовании в текущем году относятся увеличение объемов инвестиционного кредитования, в том числе кредитования строительных проектов, а также малого и среднего бизнеса. И первую из них мы сегодня успешно решаем. Банк финансирует строительство градостроительного комплекса МКР №9а, 9б в Северном жилом районе города Ярославля площадью почти 28 тыс.квадратных метров и общей стоимостью более 250 млн. руб. Это, на наш взгляд, очень перспективный проект. Рассматриваются нами в настоящее время предложения ЖСК «Республиканский». Значительные кредитные ресурсы вложены банком в инвестиционные проекты Северного морского пароходства и Архангельского ЦБК, в реконструкцию и модернизацию Сокольского и Монзенского деревообрабатывающих комбинатов. Очень интересный долгосрочный инвестиционный проект мы сейчас реализуем совместно с Чагодощенским стеклозаводом (Вологодская область) стоимостью почти 1 миллиард рублей. Это, по сути дела, строительство нового завода. Кстати, реконструкция одного из цехов предприятия в рамках этого проекта позволит обеспечивать российских пивоваров облегченной пивной евробутылкой. А вот темпы роста кредитного портфеля малого бизнеса нас пока не устраивают. Здесь мы ищем причины и у себя, стараемся максимально возможно упростить и ускорить процедуру оформления и выдачи кредита. В качестве комиссионной услуги предлагаем помощь в оформлении необходимых для кредитования документов. Не могу обойти тему ипотечного кредитования. Сразу оговорюсь: ипотечное кредитование и кредитование строительства жилья и его покупки хоть и однородные понятия, но имеют определенное различие. И именно это различие является сегодня серьезным сдерживающим фактором. В настоящее время спрос на кредиты для покупки и строительства жилья растет и вряд ли будет уменьшаться. Только в прошлом году на эти цели мы выдали населению кредитов на сумму 230 млн. руб. Это очень мало. Хотя совершенно очевидно, что решить жилищную проблему население может главным образом через ипотечное кредитование. Но я думаю, эта тема ввиду ее важности и обширности заслуживает отдельного рассмотрения. И было бы неплохо, если бы в наших средствах массовой информации был организован «круглый стол» или просто серьезное обсуждение этой проблемы. – Как меняется стиль работы банка в связи с растущей конкуренцией? Какие новые технологии внедряет банк? – Должен сказать, за послед-ние годы количество банков в регионе и области сильно прибавилось. Создают филиалы иногородние банки, заметно укрепили позиции и местные. Этому в значительной мере способствовала удовлетворительная экономическая ситуация в стране в целом. Поэтому, безусловно, все говорит о том, что конкуренция среди банков, по крайней мере в ближайшем будущем, будет нарастать. И в этой связи расширять свой бизнес будут те, которые предложат клиенту востребованную, качественную и конкурентную по цене услугу, обслуживающие клиентов в максимально короткие сроки и с минимальными рисками. Безусловные преимущества здесь дают развитая филиальная сеть и современные технологии. Эти два фактора являются определяющими в нашей долгосрочной политике. Поскольку нашу филиальную сеть читатели знают, несколько слов хотелось бы сказать о новых технологиях. Во-первых, в структуре банка создан отдел банковских технологий, который как раз и занимается совершенствованием всех сторон банковского процесса. Во-вторых, новые технологии немыслимы без внедрения новой техники. Масштабы и объем операций Северного банка таков, что снижение темпов автоматизации может стать серьезным сдерживающим фактором развития. В нашем банке ежедневно во всех его филиалах совершается в день более миллиона операций, и их число динамично растет. Понимая это, вкладываем мы много. В 2003 году на развитие перспективных направлений деятельности банка было израсходовано 245 млн. руб., из них 136 млн. непосредственно на развитие автоматизации. Конечно, рядовому жителю Ярославля эти цифры мало о чем говорят. Население желает получить банковскую услугу быстро, без очереди и квалифицированно. И это правильно. Конечно, для этого многое еще необходимо сделать. Но важно то, что мы это делаем. Я предлагаю вернуться лет на 10 назад, даже на 5 лет назад – неужели вы не видите, как изменились «сберкассы»? Вы посмотрите, сколько появилось банкоматов. Да, к сожалению, бывают сбои в их работе, но при таких темпах перехода на безналичную выдачу зарплаты – это естественный факт, тем более, что число сбоев не превышает допустимую статистику. Скажите, разве можно было еще пару лет назад оплатить покупку в магазине пластиковой картой Сбербанка и тут же получить по сотовому телефону отчет по этой покупке и итоговое состояние карточного счета? Сегодня эта услуга для нас совершенно стандартная. К слову сказать, картой, купленной у нас, это можно сделать и за рубежом, и в любом другом городе России, где производятся расчеты с помощью пластиковых карт. В этом году мы предоставим владельцам наших карт услугу, суть которой – получение информации о состоянии карточного счета через Интернет. К слову сказать, Северный банк в текущем году предложит жителям Ярославля в своих филиалах ряд технических новинок. Это электронная очередь, инфокиоски и самое главное – биллинговая система расчетов для населения. Мы уже об этом подробно говорили в одном из номеров «Северного края». Добавлю лишь то, что это лишь часть мер, направленных на повышение качества обслуживания населения. И в заключение ответа на этот вопрос скажу, что обо всех наших новых услугах, технических новинках, о жизни банка мы будем информировать население в средствах массовой информации, а также через газету Северного банка, которую мы начнем выпускать в ближайшее время. – Ощущаете ли вы себя банкиром – человеком, способным влиять на экономические процессы в регионах или видите эту роль более скромной? – Было бы нескромно говорить о какой-то своей значительной роли в экономических и хозяйственных процессах региона. Это, конечно, не так. Я всего лишь менеджер, возглавляющий и отвечающий за последствия деятельности более чем 8-тысячного коллектива Северного банка. А может ли наш банк влиять на эти процессы – решите сами. Приведу лишь несколько цифр и примеров, поскольку они отвечают на поставленный вопрос. В 2003 году Северный банк вложил в экономику региона почти 63 млрд.руб. кредитных ресурсов, в том числе в Ярославской области – более 21 миллиарда, 5 миллиардов рублей выдано кредитов населению. Сегодня 40 процентов кредитов, выданных в области, – кредиты Сбербанка. За счет кредитов Сбербанка в короткие сроки построен уникальный лыжный центр «Демино». Происходит обновление парка муниципальных транспортных предприятий, в том числе города Ярославля. Эти примеры показывают в том числе и социальную направленность наших вложений. Они далеко не единичны и характерны не только для нашей области. Сегодня мы обслуживаем финансовые потоки практически всех крупных предприятий региона и практически треть денежных средств, обращающихся в банковской системе региона, приходится на Сбербанк. Думаю, этот пример достаточно убедителен. В заключение скажу, что мы никогда не ставили задачу «влиять», скорее мы всегда стремились стать неотъемлемой и необходимой частью жизни региона. Беседовал Павел ЛУБЕНИН.