Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 28 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/49110/

Продается общежитие... вместе с людьми

рубрика: Экономика
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ.

Бесплатная рекламная газета, которая обычно после просмотра идет


в расход для туалета нашего кота, на этот раз задержалась на моем столе. Необычным было объявление безымянной организации, которая готова продать здание столовой, производственный корпус, 5-этажное заводоуправление и (самое примечательное) «9-этажное здание общежития (обремененное) 1978 года постройки общей площадью 4418,1 кв. м. с техподпольем, электроплитами и лифтом по адресу: ул. Корабельная, д. 11». Такую радикальную распродажу своего имущества, как выяснилось, объявило ОАО «Ярославский судостроительный завод» (ЯСЗ). В последнее время предприятие лихорадит – то рабочие бастуют в ожидании выплат долгов по зарплате, то налоговые органы требуют заплатить определенные средства в бюджеты. При сокращении оборонных заказов, чтобы найти деньги, ЯСЗ решил продать заводоуправление, которое когда-то было символом предприятия, пусть даже большинство площадей здания уже сдается в аренду. А еще – 9-этажное общежитие, в котором только зарегистрировано 380 проживающих, из них 108 – дети. Сколько людей в доме находятся реально – на предприятии не знают, потому как смирились с тем, что общага живет самостоятельно, хоть формально и принадлежит заводу. И он поэтому должен ее содержать. Вы спросите: как можно продавать жилье, хоть и считающееся временным, вместе с людьми? Почему не передать его мэрии в муниципальную собственность? Представители администрации предприятия, с которыми нам удалось побеседовать, в один голос заявляют, что сегодня завод не может содержать такой затратный социальный объект, который приносит в год более полумиллиона рублей убытков. Это, в частности, отметил Юрий Овчинников, замдиректора по корпоративным отношениям судостроительного завода. – Мы с 1998 года несколько раз пытались передать общежитие муниципалитету, но со стороны мэрии выставлялись непомерные условия. Заводу предлагалось сделать капитальный ремонт, который включил бы замену электропроводки и 50 электроплит, труб горячего и холодного водоснабжения, запуск второго лифта в запасной шахте и ремонт крыши. Все это оценивается в 10 – 15 млн. рублей. Но завод такие расходы просто не потянет. Поэтому вопрос долго и не решался. В общежитии действительно жить тяжело, ведь с момента постройки (1978 года) там не было капитального ремонта, не менялись электроплиты, проводка, коммуникации. Предприятие однажды пригласило фирму для ремонта крыши общежития. Но когда она выставила смету на 1,2 млн. рублей (половина месячного фонда оплаты труда ЯСЗ), руководство завода отказалось. Протечки, ободранные стены, разбитые окна и постоянно ломающаяся сантехника – все это нормальный быт обитателей общаги. Конечно, бытовые условия зависят и от отношения жильцов к этому временному дому, который уже стал для многих постоянным. Пьянство, драки и прочие прелести коммунальной жизни – здесь явление распространенное. Хотя есть, конечно, и здесь аккуратные и спокойные люди. В общаге многие имеют прописку, но не живут – предпочитают снимать нормальные квартиры, а свои комнаты сдают квартирантам, собирая с них деньги. Завод об этом знает, но ничего не может поделать. Предлагали как-то милиции провести проверку паспортного режима, но стражи порядка отказались. Фрунзенский РОВД, как признаются жильцы и представители завода, хоть и находится в 100 метрах от общежития, но милиция редко заглядывает сюда даже на вызовы. Коменданта у общежития давно нет: все, кого завод брал на работу, увольнялись, даже несмотря на повышение зарплаты. Нельзя сказать, что предприятие совсем закрыло глаза на 9-этажку. Текущие ремонты выполняет бригада заводских сантехников. Судостроительный также оплачивает все коммунальные расходы, но при этом сам не может заставить жильцов вовремя платить за проживание. Сейчас долги уже достигли 300 тыс. рублей. Кто-то должен по мелочи – 1 – 3 тысячи, но есть и рекордсмены – по 16 – 30 тысяч. – Списки должников мы составляем каждый квартал для подачи в суд. Приставы взыскивают, но этого мало. В суде нам говорят: узнайте, где эти люди сейчас работают. Но сделать это непросто в нынешних условиях. Поэтому взыскание долгов – очень долгая и муторная процедура, – сказала Татьяна Якимова, начальник социально-хозяйственной службы судостроительного завода. Владельцы общежития пытались выселить и лишить регистрации злостных должников, но, как правило, если первая инстанция принимает решение о выселении, то вышестоящие судебные инстанции все отыгрывают назад. Предлог один – чтобы выселить, надо найти им другое жилье. Потому как мэрия Ярославля до сих пор не соглашалась принять это общежитие в собственность города (а зачем ей эта головная боль?), то завод и решил его продать. Логика владельцев такова: у 9-этажки должен появиться эффективный собственник. – Если завтра кто-то с деньгами не придет сюда, она просто развалится. У завода нет средств поддерживать общежитие в нормальном состоянии, – говорит Юрий Овчинников. – В здание надо вложить солидные деньги, и неважно, кто это сделает – мэрия или частная фирма. После капремонта любой собственник все равно захочет вернуть деньги себе. Это скажется и на повышении квартплаты. Жители общежития, так же, как и его владельцы, давно просили мэрию Ярославля взять их на поруки. Создалась даже инициативная группа во главе с Юлией Раджабовой, которая также начала борьбу с собственниками здания за перерасчет тарифов за жилищно-коммунальные услуги (жильцы считают, что с них берут больше, чем положено). Жалобами они бомбардировали мэра, губернатора и даже Президента РФ. Кремль потребовал от администрации области и мэрии принятия конкретных мер на челобитную с улицы Корабельной. Решение вопроса ускорило и объявление в газете о продаже общежития. Оно спровоцировало волну народного гнева, которая докатилась до департамента по управлению госимуществом области и мэра Ярославля. Обе инстанции были возмущены действиями руководства судостроительного завода и вынуждены были реагировать. Уже 26 апреля в 9-этажке появилась комиссия из городских чиновников, которая должна определить техническое состояние здания. Потом будет приниматься окончательное решение о передаче общежития в муниципальную собственность. Завод хочет, чтобы это было небезвозмездно и просит списать с него часть долгов в бюджет Ярославля. Речи о том, чтобы предприятие сделало капитальный ремонт здания накануне передачи новым владельцам, уже не идет.