Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 28 мая 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/49528/

Турбовоз вперед летит

рубрика: Экономика
Автор: Сергей КУЛАКОВ.

К 2010 году потребление энергоресурсов ОАО «Российские железные дороги» снизится на 5,8 млрд. рублей при росте объемов перевозок. Об этом заявил президент компании Геннадий Фадеев на заседании научно­технического совета ОАО «РЖД», прошедшего в подмосковной Щербинке на базе Всероссийского научно­исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).


Более 120 ученых и практиков обсуждали энергетическую стратегию ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу – до 2020 года. Ее основная цель – снижение энергоемкости железных дорог России, что в свою очередь означает сдерживание роста тарифов для потребителей на уровне ниже инфляции. Необходимость в принятии энергетической стратегии компании президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев объяснил несколькими причинами. Главная из них – качественно новые условия работы железных дорог в рамках АО, что, по словам Геннадия Фадеева, «на порядок увеличивает заинтересованность в экономии средств по всем статьям расходов». Сейчас на энергоресурсы компания тратит до 60 миллиардов рублей в год, что составляет 12 процентов всех эксплуатационных расходов и равно половине инвестиционной программы РЖД. Более половины в энергобалансе отрасли занимает электричество (свыше 40 млрд. кВт­ч в год, или 6 процентов вырабатываемой в стране электроэнергии). ОАО «РЖД» потребляет 3 млн. тонн дизельного топлива, 4,5 млн. тонн угля, до 1 млн. тонн мазута. – Необходимо дифференцировать энергоресурсы по ценовой доступности. Планируя заказы новой локомотивной техники на 20 – 30 лет вперед, необходимо уже сейчас определить, на потребление какой энергии она рассчитана, – заявил Геннадий Фадеев. Президент компании сослался на мнение профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, который назвал Российские железные дороги самой конкурентоспособной транспортной компанией в стране. В 2003 году при росте объемов перевозок на 10,5 процента общее потребление энергоресурсов возросло лишь на 2,9 процента. Это свидетельствует о результативности энергосберегающей политики ОАО «РЖД». Однако резервы для экономии есть. На специальной выставке, открывшейся во ВНИИЖТ, были представлены лучшие образцы энергосберегающего оборудования от российских производителей. В частности, около десяти заводов показали свои образцы приборов для учета энергоресурсов. В связи с реформой энергетики их использование стало необходимостью для всех железных дорог. – Мы обязаны установить на каждой подстанции специальное оборудование для учета электроэнергии. В частности, в текущем году около шести энергосистем будут оборудованы подобными счетчиками – это 7,2 процента потребляемой российскими железными дорогами электроэнергии, – отметил вице­президент РЖД Валентин Гапанович. ОАО «РЖД» намерено экономить энергетические ресурсы за счет использования в работе железных дорог большего числа локомотивов на электрической тяге и сжатом газе. Перевод участков железной дороги с тепловозной тяги на электрическую приведет к снижению расхода энергоресурсов в 1,6 – 1,8 раза. Пока что электрифицировано меньше половины железнодорожной сети, но именно по этим направлениям осуществляется 80 процентов всех перевозок. Президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев сообщил, что при закупках новой техники приоритет будет отдаваться локомотивам, работающим на газомоторном топливе. Уже в этом году железнодорожники планируют запустить в эксплуатацию локомотивы на сжатом газе. Всего до 2010 года на российские железные дороги планируется выпустить около 250 таких локомотивов. Как в свое время на смену «сухопутному пароходу» Черепановых пришел тепловоз, так и теперь в жизнь входит газотурбовоз, работающий на недефицитном, более дешевом и экологически чистом природном газе. – Исследования показали, что локомотивы, использующие в качестве моторного топлива сжатый и сжиженный природный газ, выбрасывают в атмосферу в 2 – 3 раза меньше вредных веществ, при этом экономится жидкое топливо (около 25 процентов), а ресурс двигателей увеличивается на 30 – 40 процентов, – сообщил начальник департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. Как заявил вице­президент РЖД Валентин Гапанович, в 2005 году Коломенский завод планирует выпустить дизель нового поколения, приспособленный для работы на газе. В настоящее время ОАО «РЖД» разрабатывает совместный проект с администрацией Свердловской области по созданию целого парка локомотивов на сжатом газе. Уже в этом году будет запущен пилотный проект: на станции Свердловск­Сортировочный будут введены в эксплуатацию около 10 локомотивов на сжатом газе. В перспективе планируется перевести на сжатый газ все локомотивы Свердловской магистрали. – Мы не исключаем возможности использования таких локомотивов и на других направлениях, – добавил Валентин Гапанович. – Наиболее эффективно их использование в нефтяных и газодобывающих регионах России. Кстати, именно в газоносном Ямало­Ненецком АО, на самой дальней станции Северной железной дороги Лабытнанги, будет открыт новый железнодорожный вокзал, с которого в Москву отправится, как заметил Геннадий Фадеев, «самый лучший в России поезд «Полярная стрела».