Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 29 мая 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/49551/

Планируются изменения пенсионной модели

рубрика: Экономика

Недавно правительство объявило о предстоящих изменениях пенсионной модели – об отказе от накопительных отчислений в размере 2 процентов для мужчин от 1953 до 1966 и женщин от 1956 до 1966 года рождения, о переносе сроков перехода к 6-процентной ставке накопительных отчислений для лиц моложе 1966 года рождения с 2006 на 2008 год. Чем вызваны эти перемены? И от чего они должны защитить пенсионную систему?


Причины, побудившие к внесению в пенсионную модель обеспокоивших общество поправок, в действительности очень серьезны. Речь идет о значительных изменениях экономической среды, в которой существует и действует пенсионная система, влияющих на баланс ее доходов и расходов. Напомним: к преобразованию пенсионной модели побудило начатое финансовыми ведомствами реформирование налоговой системы, которое имеет целью освобождение экономики от чрезмерного налогового бремени. Налоговая реформа проявилась, прежде всего, в снижении ставки единого социального налога с 35,6 до 26 процентов – почти на 10 процентов, из которых 8 процентов приходится на пенсионную составляющую. Это означает, что вместо 28 процентов, уплачивавшихся до сих пор в пенсионную систему в виде налогов и страховых платежей, работодатель в случае принятия этих предложений будет платить всего 20 процентов. А в денежном выражении это означает, что уже в 2005 году пенсионная система потеряет 268 млрд. рублей доходов. Предполагается, что все эти средства федеральный бюджет вернет ей. Но такая нагрузка для федерального бюджета окажется слишком тяжелой, даже с учетом его дополнительных доходов, обусловленных более высокими ценами на нефть. Поэтому для бюджета гораздо сложнее станет выполнять другое свое обязательство перед пенсионной системой: компенсировать выпадающие доходы в связи с формированием накопительной части трудовой пенсии. Накопительная часть пенсии – это своего рода резерв, предназначенный для того, чтобы в полном объеме выполнять пенсионные обязательства перед ныне работающими, когда они начнут выходить на пенсию в более сложной демографической ситуации с преобладанием пенсионеров над работающими. Для этого часть страховых взносов приходится изымать из расходной части бюджета Пенсионного фонда и резервировать (остальная же часть страховых взносов после регистрации их на счетах граждан направляется на выплату пенсий нынешним пенсионерам). Объем изъятия солидный: только за 2002 год (первый год пенсионной реформы) на пенсионные накопления было направлено 34,5 млрд. рублей. При этом объем изъятий будет нарастать год от года – отчасти в связи с ростом доходов населения и общих объемов страховых отчислений, отчасти в связи с тем, что для более молодых возрастных групп доля накопительной составляющей будет возрастать (с 2 процентов в 2002 г. до 6 процентов в 2006 г.). Уже в 2005 г. ожидается, что объем пенсионных отчислений превысит 60 млрд. рублей, что составит основу текущего дефицита Пенсионного фонда. Следовательно, суммарные потери бюджета ПФР составят около 330 миллиардов. При этом перед пенсионной системой по-прежнему стоит задача обеспечивать бесперебойное и полное выполнение обязательств государства перед нынешними пенсионерами, не допуская сбоя в выплатах и возникновения задолженности. Поэтому для стабилизации финансов пенсионной системы и уменьшения нагрузки на федеральный бюджет важно хотя бы частично снизить эти потери. Источник для этого усматривается только один – снижение накопительных отчислений для ныне работающих и, следовательно, объема изъятий из доходной части бюджета ПФР. Почему для этого снижения была выбрана возрастная категория работающих – мужчины от 1953 до 1966 и женщины от 1957 до 1966 годов рождения? Дело в том, что предусмотренная для них ставка накопительных отчислений – 2 из 14 процентов страховых взносов – не позволяла большинству из них за время оставшееся до выхода на пенсию накопить существенную прибавку к своему пенсионному капиталу. И, следовательно, накопительная часть не сыграла бы существенной роли в финансировании их пенсии. А для пенсионной системы возвращение указанных 2 процентов на финансирование страховой части имело бы большой экономический эффект: это означало бы уменьшение дефицитности бюджета ПФР в прогнозируемых данных 2005 г. на 35 – 40 млрд. рублей. Для средней возрастной группы работающих практически до завершения их трудовой карьеры будет более выгодна индексация страховой части пенсии по темпам роста заработной платы, а также индексация самих страховых взносов, перечисленных на страховую часть пенсии, но не индексация накопительной части по темпам роста инвестиционного дохода. И возвращение 2 процентов из накопительной составляющей их пенсионного капитала в страховую отвечает их интересам, прежде всего, по экономическим соображениям. Как же предполагается поступить с теми средствами пенсионных накоплений, которые перечислены на лицевые счета указанной категории работающих за 2002, 2003 и 2004 годы? Высказываются опасения, что эти накопления будут просто потеряны. Опасения эти безосновательны: по действующему пенсионному законодательству граждане имеют на эти накопления полные права. Пенсионные накопления за первые три года пенсионной реформы останутся в распоряжении работающих средней возрастной группы и по их выбору могут быть переданы в управление любой из допущенных на рынок управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и других участников работы по инвестированию пенсионных накоплений. А потом вместе с доходом от инвестирования эти средства будут учтены при назначении пенсии, когда граждане выйдут на заслуженный отдых. По материалам Пенсионного фонда РФ. 595