Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 23 июня 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/49903/

Зачем людям деньги?

рубрика: Экономика
Автор: Семен АВДЕЕВ.

Количество людей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), в течение десяти последних лет в Ярославской области менялось очень мало. Оно составляло 8 – 10 процентов от общего числа семей, проживающих в регионе. В 2005 году ситуация резко изменилась. По подсчетам специалистов департамента жилищного хозяйства областной администрации, к прежним получателям субсидий могло добавиться около 390 тысяч человек, или 158 тысяч семей. То есть еще примерно четверть населения области.


Причин для этого несколько. Существенно выросла сама стоимость предоставляемых услуг. Ежегодно определяемый правительством страны федеральный стандарт стоимости этих услуг в расчете на один квадратный метр жилья был повышен для нашего региона с 22,5 до 27,2 рубля. Но областная Дума приняла закон «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Ярославской области», который поднял планку до 29,97 рубля на квадратный метр. Однако фактическая стоимость обслуживания жилья и коммунальных услуг на 1 кв. м, как показали первые месяцы нынешнего года, составляет 31,96 рубля. В прошлом году она равнялась 26,58 рубля. Федеральное правительст-во потребовало уже в нынешнем году перейти на 100-процентную оплату услуг населением. Это также должно было увеличить число потенциальных претендентов на субсидии. Для большинства районов Ярославской области выполнение такого требования означало двукратное, если не больше, увеличение платежей. Власти постарались смягчить «ценовой удар». И все же населению из своего кармана приходится теперь выкладывать в среднем по 26,65 рубля за каждый квадратный метр жилья (с учетом льгот и субсидий). Прош-логодний показатель составлял 18,07 рубля. Наконец упомянутый уже областной закон «О региональных стандартах...» ввел максимально допустимую долю соб-ственных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Она равна 17 процентам. Этот стандарт ниже федерального (22 процента), а значит, также расширяет количест-во претендентов на субсидии. Прогнозы, однако, не сбылись. Лишь 6,5 процента семей в нашем регионе оформили в первом полугодии субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Только в Ярославле, где население не самое бедное, их доля составила почти 9 процентов. Хотя теперь здесь платежи за ЖКУ не столь разительно отличаются от остальной области. В Ярославле они на уровне регионального стандарта, а, например, в Угличе – 27,2 рубля на квадратный метр. Однако лишь 5 процентов угличан (1215 семей) оформили жилищные субсидии. Это, правда, на 40 процентов больше, чем в прошлом году. Но, согласно статистическим данным, доля собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет 19,5 процента дохода жителей этого муниципального округа. По региональному стандарту как будто все (все!) они могут теперь претендовать на субсидии. Однако субсидии получает лишь малая их часть. Почему так? В ответ можно привести много объяснений. Это и недостоверность статистических данных о заработной плате населения, и то, что многие претенденты не могут попасть в отделы субсидий во время их работы. К тому же не у всех, кто рассчитывает на субсидии, кто даже обращается за ними, получается оформить их. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» определен список документов, которые должен представить претендент. Их всего семь: заявление; документ о составе семьи заявителя (выписка из домовой книги); копии документов (паспортов), подтверждающих российское гражданство заявителя и членов его семьи (гражданам других стран субсидий не дают); справки о доходах всех членов семьи; копии документов о праве на жилищные льготы (если таковые имеются); последняя оплаченная квитанция, показывающая, какой платеж начислен и нет ли долгов (должникам и неплательщикам субсидий не дают); копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования помещением, в котором проживает претендент на субсидию. По утверждению сотрудников отдела жилищных субсидий администрации Угличского МО, как раз последний документ часто и становится «камнем преткновения». Давно потерян ордер или договор о приватизации, а оформлять документы снова люди не хотят. Не только наплевательское отношение к документам, но и в целом правовая безграмотность населения является еще одной причиной того, что те, кто мог бы получать субсидии, не получают их. Многие просто не знают, что имеют на это право. Информирование населения о том, как, где и каким образом можно на законных основаниях снизить квартплату, во всех муниципальных округах крайне недостаточно. Так без чьего-то злого умысла и экономятся средства областного и федерального бюджетов. В нашем регионе больше областного. Потому что Москва финансирует субсидии в том случае, когда тарифы и платежи населения находятся в пределах федеральных стандартов. Столь детальный разговор о субсидиях имеет смысл еще и вот почему. Директор областного департамента ЖКХ Андрей Епанешников убежден, что пусть и не в 2006 году, как об этом говорили еще год назад, но перевод натуральных льгот в денежную форму неизбежен в самом ближайшем будущем. Льготы, которые получает часть потребителей жилищно-коммунальных услуг, перестанут быть просто расчетной величиной. Сейчас это всего лишь сумма, на которую снижается платеж льготника. А в рамках проводимой реформы отрасли планируется причитающиеся деньги выдавать на руки. И льготник самостоятельно оплатит все 100 процентов стоимости ЖКУ. В проекте, называемом иногда «монетизацией жилищных льгот», смысл таков. Сейчас суммы, недоплаченные льготниками предприятиям ЖКХ, компенсируются из федерального (например, за инвалидов) и областного (за ветеранов труда) бюджетов. Порой с задержками. Льготников много, суммы большие, финансовое положение предприятий хронически тяжелое. Видя это, частный бизнес с неохотой идет в отрасль. В итоге нет ни конкуренции, ни оборотных средств для модернизации производства и снижения издержек, а значит, и тарифов. Механизм «монетизации жилищных льгот» отрабатывается на субсидиях. Они, согласно упомянутому прошлогоднему постановлению правитель-ства № 444, с 2006 года также должны перестать быть просто расчетной величиной, на которую уменьшается платеж их получателя. Сумму выдадут ему на руки. Смысл затеи тот же. Сейчас человека субсидирует предприятие, а потом «выбивает» недополученные деньги с государства. Цепочка сократится до двух звеньев, и государство будет напрямую выдавать субсидии имеющим на них право людям. Эксперимент по внедрению этого механизма начался еще в 2002 году. Участвовали 19 регионов страны. В том числе Пошехонский муниципальный округ Ярославской области. А с нынешнего подключился и Угличский округ. Начальник отдела жилищных субсидий Угличской администрации Антонина Мытникова с готовностью делится накопленным опытом. Существующий уже много лет (с тех пор, как появилась эта форма социальной защиты малоимущих плательщиков за ЖКУ) отдел субсидий с конца прошлого года выведен из состава «Службы заказчика», подчиняющейся управлению жилищного хозяйства администрации округа. Теперь те же люди занимаются почти тем же делом под началом районного управления социальной под-держки населения. База данных и клиенты – те же. Те же документы требуются с людей. Изменились лишь действия чиновников после того, как проситель доказал свое право на субсидию. Прежде информация о нем отправлялась в бухгалтерию «Службы заказчика», которая на величину субсидии снижала сумму платежа в квитанции, выписываемой плательщику. Теперь сумма в квитанции не снижается. Отдел субсидий отправляет информацию по линии своего нового социального ведомства «в область», оттуда поступают требуемые деньги, и до 1 числа каждого месяца перечисляются на специальный счет («персонифицированный социальный счет», так это официально называется), самостоятельно открытый получателем субсидии в Сбербанке. Постановление № 444 не имеет ничего против и других банков, но, по словам начальника отдела субсидий Антонины Мытниковой, Сбербанк удобен тем, что имеет самую разветвленную сеть филиалов. Несколько десятков человек выразили желание получать субсидии на почте. Это также не возбраняется. Подготовка к внедрению «социальных счетов» для субсидий в Угличе началась в октябре прошлого года. Работают по-новому здесь с января. Никаких особых проблем, связанных с новацией, сотрудники отдела не заметили. В Ярославле со следующего года тоже будут открываться социальные счета для получателей субсидий. И департамент городского хозяйства (ДГХ) мэрии намерен уже осенью начать подготовку к этому. Чиновники спокойны, проблем быть не должно, полагают они. Ведь отделы по начислению субсидий при районных администрациях города существуют давно, имеют немалый опыт работы и с людьми, и с документами. Вывод их из системы ДГХ и подчинение управлению соцзащиты ничего не значит. Сложностей не ожидается даже в том случае, если правительство страны не решится в 2006 году «монетизировать жилищные льготы» и переводить их в денежном виде на те же персонифицированные социальные счета. Отделы льгот и субсидий (таково их полное наименование) уже сейчас имеют фактически тройное подчинение: районному главе, департаменту городского хозяйства и структуре социальной защиты. В случае половинчатой «монетизации» информация по субсидиям будет направляться по линии соцзащиты для перевода их в денежную форму, а данные по льготам, как и преж-де, пойдут в информационно-расчетный центр ДГХ для снижения сумм платежей в квитанциях льготников. При любом варианте развития событий простые люди пострадать не должны. Даже наоборот. Деньги (субсидии, а потом, возможно, и льготы) начисляются на полгода и выдаются почти безусловно, главное – не делать долгов, вовремя платить за квартиру. Но, получив их сполна, потом можно попытаться часть сэкономить – сходить в жилищную контору и потребовать снижения платежа, если не оказана та или иная услуга, например, несколько дней не было горячей воды. В выгоде должна оказаться и жилищно-коммунальная отрасль. Во-первых, она будет заниматься только своим прямым делом – оказанием услуг, а не осуществлением еще и функций социальной защиты. Во-вторых, существенно сократятся долги населения перед предприятиями ЖКХ. Получателям льгот и субсидий станет невыгодно не платить за квартиру.