Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 12 августа 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/50779/

Бетон, цветы и ничья дорога

рубрика: Экономика
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ.

Промышленная улица, ее проезды и переулки – рабочая окраина Ярославля. Здесь нет ни жилых, ни социальных объектов. Зато более десятка различных предприятий металлообработки и стройиндустрии. Сплошные бетонные и стальные заборы, унылые и похожие, как родные братья, корпуса цехов всем здесь примелькались, да и сама продукция их: многотонные конструкции, металл и железобетон – как-то не претендует на изыски производственной эстетики. Но стоит войти на территорию одного из здешних предприятий ЗАО «Железобетон», и окунаешься в атмосферу красоты и уюта.


Многообразие цветов, альпийских горок, лужаек, прудов в обрамлении декоративных деревьев и кустарников, искусственный родник, похожий на настоящий, березовый плетень, аккуратно обрезанные и оттого кудрявые, помолодевшие белые тополя. Просто не верится, что рядом с грохочущими арматурными и формовочными цехами может мирно уживаться настоящий ботанический сад, где приятно посидеть в обеденный перерыв, дать отдохнуть легким и глазу. Резко отличается от примыкающих улиц и Промышленный проезд, на котором расположено это старейшее предприятие стройиндустрии Ярославля. Гладко заасфальтированная, ухоженная дорога в лучшем состоянии, нежели некоторые в центре города. Было так далеко не всегда. Но вот уже третий год ЗАО побеждает в конкурсе предприятий Дзержинского района «Волшебный мир цветов». Три года назад заняло второе место и вот уже два года – первое. В 2004 году коллектив ЗАО «Железобетон» отметил 45 лет со дня выпуска первых блоков и панелей для жилья и объектов соцкультбыта Ярославля и области. В пору активного развития жилищного и социально-культурного строительства в шестидесятые, семидесятые годы предприятие развивалось неслыханными темпами, прибавляя объемы по 20 процентов в год. При проектной мощности 50 тысяч кубометров сборного бетона в год к 1974 году комбинат ЖБИ, как тогда именовалось предприятие, выпускал 158 тысяч кубометров сборного железобетона и еще 42 тысячи кубов неармированного бетона. Многие здания, составляющие архитектурный облик современного Ярославля и даже его символику, построены из конструкций, изготовленных на ЗАО «Железобетон». Это и здание администрации области («Белый дом»), комплекс речного вокзала, ТЮЗ, Новая галерея, автовокзал. Часовня Казанской Божьей Матери у стен Спасо-Преображенского собора, украшающая ныне тысячерублевую купюру и потому известная каждому россиянину, и та сооружена с помощью сложнейшей опалубки, изготовленной в короткий срок здешними умельцами. Здания эти с момента их сдачи в эксплуатацию окружены скверами, фонтанами, аллеями пушистых елей, цветниками. – А мы долго были как сапожники без сапог, – рассказывает генеральный директор ЗАО « Железобетон» Андрей Паршиков. – Месили МАЗами и Кам­АЗами грязь на своем Промышленном проезде и знали только одно: больше, как можно больше кубов бетона на стройки города. Но ведь большую часть жизни человек проводит на работе. А что мы здесь видели? Цементную пыль, песок, строительный мусор. Андрей Александрович руководит коллективом с небольшим перерывом почти двадцать лет. При нем и удалось направить усилия персонала не только на выпуск продукции, но и на достойный облик крупнейшего в городе предприятия строительной индустрии. Начались эти хлопоты с благоустройства Промышленного проезда, который тогда, десять лет назад, был совершенно непроезжим. Тяжелые больше­грузные автомобили и самосвалы ломали дорожное полотно, наспех залатанное как придется где асфальтом, где щебнем, где кусками бетона. Разбивали дорогу, разбивали и автомобили: рессоры, подвеску, рассыпали перевозимый груз, добавляя грязи. Дорога эта муниципальная, ни одному из десятка расположенных на ней предприятий не принадлежит и не арендуется ими. И все здешние обитатели считали: раз они платят налоги, то город обязан заниматься содержанием проезда в порядке, а самим даже в голову не приходило заняться благоустройством у собственного забора и ворот. Андрей Александрович первым начал выяснять отношения с администрацией района и мэрией, писать письма, чтобы отремонтировали дорогу. Ответы приходили неоднократно, вежливые, но отрицательные. Мне показали три полученных в разные годы от разных городских чиновников. Все они ссылаются на то, что в реестре муниципальной собственности Промышленный проезд не значится, в планах города средств на его содержание не предусматривается. Ничья, оказывается, дорога. Другой бы махнул рукой, а Паршиков собрал совещание руководителей всех предприятий, базирующихся на проезде, и договорился с ними привести дорогу в хорошее состояние сообща, пустив по старому купеческому обычаю шапку по кругу. Вклады в общее дело оказались далеко не равными объемам перевозок, но тем не менее в 1995 году было собрано полмиллиарда рублей, проезд был впервые капитально отремонтирован и заасфальтирован, а в прошлом году вновь покрыт свежим асфальтом. Теперь дорога требует только ухода. И ЗАО «Железобетон» снова тревожит мэрию пись­мами. – Пусть если не финансовую, то хотя бы организационнную часть, сбор средств с предприятий на уход за Промышленным проездом город возьмет на себя, – предлагает генеральный директор. – У меня своих планерок хватает, а тут еще приходится соседей собирать. Ведь если не будет у проезда единого хозяина, он за год-два будет разбит, и снова потребуются несколько миллионов на восстановление. Управившись с благоустройством дороги, три года назад на ЗАО «Железобетон» решили заняться благоустройством и современным дизайном внутри территории. Вместо вытоптанных газонов, убогих клумб в бетонных урнах, немощеных, захламленных металлоломом и старым оборудованием обочин решено было сделать нечто вроде системы цветников, альпинариев, прудов, объединенных единым художественным замыслом. За это благое дело на общественных началах с энтузиазмом взялась инженер- технолог Татьяна Бойко. Предлагаемые ею проекты обсуждали вместе со всеми менеджерами предприятия в кабинете генерального директора, и каждый вносил что-нибудь свое, оригинальное. И не только советы были поддержкой Татьяне Алексеевне в ее хлопотах о зеленом строительстве. Убирать мусор, завозить плодородный грунт помогали формовщики и арматурщики, выходили на субботники и все любители-цветоводы из заводоуправления. Приносили лучшие семена и луковицы цветов, кустарники и саженцы из своих садов и дачных участков инженер маркетинга Евгения Косогорова, экономист Евгения Смирнова, инспектор по кадрам Эмма Зайцева, многие другие садоводы – любители, а бывший председатель профкома, ветеран предприятия Владислав Кувайков выложил вокруг прудов и заводей стенку из дикого камня, сделал настоящий деревенский плетень, за­крывающий собой угрюмый бетонный забор. Татьяна Бойко, взявшись за новое дело, решила, что такую ответственную работу, которая у всего коллектива на виду, следует делать только профессионально и два года назад зимой прошла курсы ландшафтного проектирования в областном детском экологическом центре. Теперь она с гордостью показывает место, где раньше под самыми окнами административного корпуса высились горы металлолома и битого бетона. – Мы начали с бассейна, потом от него провели ручеек, сделали заводи и стали украшать берега, – рассказывает Бойко. – А теперь, видите, здесь растут розы плетистые, ирисы, плакучая ива. А это вот заморский самшит и крошечная елочка- коника. Она не вырастает более чем на полметра. А там – стелющийся голубой можжевельник, мхи стелющиеся, каштан, хосты, туя вересковая. А вот эти растения, вьющиеся по газовой трубе – амурский виноград и дикая жимолость. Завершает этот сад в конце здания пруд, который мы только что обустроили. Как только в экологическом центре откроются курсы цветоводов, Татьяна Алексеевна пойдет снова туда изучать проектирование цветников. От руководства завода над программой ландшафтного дизайна шефствует исполнительный директор Николай Ефимов. – Все работы по разбивке цветников, – рассказывает он, – сейчас уже не только перед парадным входом, но и у формовочного, арматурного цехов, на месте бывших грязных курилок – мы делаем своими силами, всем миром и по возможности с использованием материалов, которые есть под руками: дикий камень, цемент, щебенка – все это с производства. Но и планово выделяем в бюджете средства на покупку дорогой рассады и саженцев. Солидные средства пришлось в прошлом году затратить на обрезку старых тополей и лип, некоторые из которых уже падали. После обрезки они стали моложе, пушистее и лучше защищают от пыли. На заводе считают, что, украсив подобным образом территорию, работники завода и трудиться стали чище, аккуратнее, с большим вниманием к качеству, с уважением к марке старейшего, одного из лучших в области предприятий стройин­дустрии. Кстати, и работает в последние годы коллектив все успешнее, прибыльнее, выполняя сложные заказы на конструкции для элитных жилых зданий и офисов и для разворачивающейся в городе массовой застройки. Но теперь в центре забот коллектива не только план и вал, а красота труда и родного предприятия. – Я поздравляю с приближающимся Днем строителя весь наш коллектив, – завершил беседу со мной Андрей Александрович. – Хочу пожелать молодым работникам и ветеранам и дальше улучшать и украшать жизнь вокруг себя, так же как многие десятилетия мы и все строители украшали наш почти тысячелетний город.