Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 24 августа 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/50996/

Капитаны на приколе

рубрика: Экономика
Автор: Валерия СТОЛЯРОВА.

Подходит к завершению малая навигация на Волге. Увы, на сей раз лишь два «Метеора» отрывались от воды на подводных крыльях. На всей Верхней Волге скоростной флот сохранился лишь в Рыбинске. «Метеор» предприятия «Рыбинские пассажирские перевозки» выполняет единственный ежедневный рейс Ярославль – Рыбинск – Брейтово. А речники от Кинешмы до Ярославля с грустью смотрят, как стоят их белокрылые красавцы на приколе.


КАПИТАН, КАПИТАН, УЛЫБНИТЕСЬ С Александром Корниловым, капитаном-механиком на пенсии, мы разговариваем о судьбе скоростного флота на Кинешемском речном вокзале, который сейчас оккупировали какие-то салоны, магазины, фирмы. После развала скоростного флота в Кинешме Александр Васильевич несколько лет бдительно присматривал за своей «Ракетой», которая стояла в караване. Как-никак родная. Года два назад «Ракета» понадобилась, и он ее восстановил. Все это время она возила туристов. Сейчас судно опять на берегу, но в хорошем состоянии и готово к работе хоть завтра. Корнилов считает: скоростные суда можно использовать, но только на туристических рейсах. Это окупится. А пассажирские перевозки бесперспективны. Старый капитан не может удержаться от ностальгии: – Кинешемский речной порт шел наравне с ярославским по грузоперевозкам. Чуть отставал по пассажирским. Навигацию начинали обычно к дню рождения Ленина, 22 апреля. А вставали 10 – 11 ноября. Часто шли битком набитые, так что на пристанях приходилось силу применять. И рейсов сколько было в день! Тогда, в лучшие времена, тонна дизтоплива стоила 65 – 70 рублей. На двенадцать часов брали чуть больше тонны. За рейс от Сокольского до Ярославля на билетах зарабатывали 300 – 400 рублей, а расход топлива – всего двести. Сейчас топлива на рейс нужно уже где-то на шестнадцать тысяч – так оно подорожало. Какие же при таких расходах будут цены на билеты? А зарплата команде, шкиперам на пристанях, а обслуживание какое дорогое... С 1997 года Ивановская область отказалась дотировать пассажирские перевозки. Область-то бедная, тряпочная, текстильная то есть. И вот сейчас экипажи скоростных судов – кто на пенсии, кто подался в Питер. Между прочим, ребята получают там неплохо – под тридцать тысяч. ПЕРВОМАЙКЕ – МАЯТЬСЯ В Рыбинске замдиректора ООО «Рыбинские пассажирские перевозки» Алексей Козлов делится секретами «успеха». Благодарит областную администрацию, губернатора – за то, что бюджет компенсирует им часть затрат посредством регулирования тарифов. Допустим, себе­стоимость перевозки одного пассажира – 500 рублей. Но цена билета – 120, а остальное доплачивает область. В 2005 году перевезли пассажиров больше, чем в прошлом. И это несмотря на то, что не ходят теперь «Метеоры» в Борок, Первомайку, тверские Противье и Весьегонск. – Алексей Николаевич, а как же там теперь люди живут? Ведь автобусом туда не добраться, не выбраться из глухомани. – Маются. Звонками замучили. Мы писали в Вологду, Тверь, Иваново, Кострому – дескать, давайте жить дружно, доплачивайте за своих пассажиров, иначе нам в убыток ходить туда. Не отвечают. Мы уж хотели доказать, что можем возить народ от Весьегонска до Кинешмы, что есть технические, людские ресурсы, ходили по этим маршрутам прошлую навигацию, но не помогло... – А если туристическими, прогулочными рейсами компенсировать убытки? – Мы сдаем турфирме в аренду один «Метеор». Но и им нелегко – топливо сильно дорожает с каждым годом. В 2004-м – 9800 рублей за тонну, сейчас – 15 тысяч. Начальник Ярославского речного вокзала Андрей Жальнин объясняет, почему удалось выжить рыбинцам. Исторически-де сложилось, что те ходили вверх по Волге до Брейтова, Череповца. А ярославские капитаны даже не имели права ходить по Рыбинскому водохранилищу – дипломов не было соответствующих. Только вниз, до Костромы, Плеса, Кинешмы. В общем, как сейчас выяснилось, возили не наш народ – костромичей разных, ивановцев. Потому-то область и не раскошеливается на дотацию рейсов ОАО «Речной порт». Жальнин тоже вспоминает о туризме: – У нас стоят в затоне два «Метеора» – «Капитан Лаврентьев», «Капитан Макаровский» и «Восход». Так жалко! Пробовали продать – очень сложно. «Восход-40» купили у Кинешмы, когда там все разваливалось, и назвали «Механик Борисов». Вместимость у него поскромнее, чем у «Метеора», – 71 человек против 123. Зато топлива он меньше потребляет в два раза. Если бы движок заменить на новый или хотя бы после капремонта, это 400 – 500 тысяч рублей, можно было бы пристроить его на туристические рейсы. МЕЦЕНАТСТВО ЧИСТОЙ ВОДЫ В этом году нас едва не стали возить нижегородцы. По весне к ним дошла информация о том, что в Ярославском речном порту навигация не откроется по причине отказа федерального агентства морского и речного транспорта дотировать перевозки пассажиров на скоростных судах. Тогда в Волжском пароходстве решили пустить «Метеоры» до Ярославля. Но в администрации Нижегородской области отклонили письмо с предложением дотировать этот маршрут. Как и в Москве, в федеральном агентстве. Администрацию Ярослав­ской области менеджеры нижегородской компании и не стали беспокоить. А в прошлом году нижегородцы ходили по межобластным маршрутам – до ивановского Юрьевца и Пучежа вверх и до Козьмодемьянска в Республике Марий Эл вниз. С полной загрузкой. Два «Метеора» – в Марий Эл, «Восход» – до Юрьевца, три «Ракеты» – по области. Были даже введены дополнительные рейсы. В нынешнем году в Ивановскую область не стали возить пассажиров – там резко подняли портовый сбор за заход судов в Пучеж и Юрьевец. В общем, перехитрили сами себя ивановцы – пострадали пассажиры. А вот бюджет Марий Эл даже частично компенсировал затраты нижегородских речников. Здесь, в судоходной компании, несмотря на трудности, скоростные суда на запчасти сдавать не собираются. Маршруты, по которым они ходят, считаются социально значимыми. В администрации области это понимают и более чем наполовину компенсируют затраты. Конечно, приходится обосновывать расходы и потом скрупулезно отчитываться перед бюджетом. Целая группа менеджеров продумывает разные ходы, решая проблему за счет грузовых перевозок и туристических рейсов, рационально составляя расписание с учетом потока пассажиров. Хотя иногда сами называют все это меценатством. ОБЛАСТЬ ПРОВОЗГЛАШЕННОГО ТУРИЗМА «Развитие въездного туризма в Ярославскую область должно стать одним из ключевых направлений... Мы работаем в этом направлении и создаем базовую туристическую инфраструктуру – дороги и сеть гостиниц, развиваем аэропорт...» Это слова губернатора Анатолия Лисицына. Что ж, аэропорт – это хорошо. А про уникальный волжский скоростной флот забыли. Между тем у ярославских туристических фирм есть неплохие идеи, которые они осущест­вляют на свой страх и риск. Ирина Хохловская, руководитель одной из турфирм, рассказала об однодневных турпоездках на «Метеоре», арендованном у рыбинцев. Это маршрут Ярославль – Борок (некоузский) – Ярославль. С проходом через шлюзы, посещением в Борке музея в Институте биологии внутренних вод. Второй маршрут – Ярославль – Кострома – Плес – Ярославль. «Метеор» ходил полный. Среди туристов и ярославцы, и москвичи, и костромичи, итальянцы, немцы... Все это здорово. Но дорого. Тот же Ярославский речной порт запросил за аренду своих стоящих на приколе судов – «Капитана Лаврентьева» и «Капитана Макаровского» – намного больше, чем рыбинцы. И «капитаны» остались на приколе. Правда, и рыбинцы вначале «Метеор» дали подслеповатый – с иллюминаторами, забитыми листами алюминия. Как раз в носовом салоне. А там самые удобные места для осмотра окрестных пейзажей и самые дорогие билеты – по 650 рублей. Вставить же стекла – безумно дорого! Потом все-таки «Метеор» поменяли. Помимо арендной платы есть другая составляющая затрат – высокая цена на дизтопливо. Решить проблему, повысив цену билетов на прогулочные рейсы, рискованно – они и так дорогие. Выходит, развитие речного туризма тоже под угрозой из-за неокупаемости? ТИХАЯ ПРИСТАНЬ Но более всего пострадали пассажиры маленьких пристаней в сельских глубинках. Пусть и ведут туда дороги, но вот с транспортом везде туговато. Семигорье, Волгореченск, Красный Профинтерн, Ульково, Плес... Побывала недавно на пристани Семигорье в Ивановской области. Еще лет пять тому назад это был живописный, зеленый уголок: вокруг беленького домика – цветочные клумбочки, скамеечки. Пристань сдали в аренду. Пока ходили «Метеоры», пассажиры могли наблюдать за переменами. Вначале пришел в упадок беленький домик, потом крошечную площадку оккупировала техника – грузовые машины, трактора. Цветочки увяли, земля стала черной от пролитого топлива. Арендаторы занялись делом: вначале делали срубы. Пассажиры сидели на старых, поломанных скамейках и смотрели на все это. Потом стали строить гараж. И это в водоохранной зоне! Что было дальше, пассажиры уже не увидели – «Метеоры» перестали ходить вначале из Костромы, а потом из Кинешмы и Ярославля. ИГРЫ НА ВЫЖИВАНИЕ Прожорливые российские двигатели – долговечные и надежные, сделанные в эпоху лозунгов «Даешь моторесурс!», – пережили энергозатратную экономику эпохи социализма, когда не жалели копеечного топлива. Пережили и сейчас подталкивают скоростной флот к гибели. А нынешняя административная реформа, ориентированная на жесткие правила рыночной игры, похоже, совсем столкнет его в пропасть. Вот письмо из Министерства транспорта РФ, адресованное рыбинским речникам в ответ на запрос о субсидировании из федерального бюджета социально значимого межобластного маршрута Ярославль – Весьегонск. Суть такова: изменился порядок выделения субсидий из федерального бюджета предприятиям внутреннего водного транспорта. Возникла необходимость в разработке соответствующих правил. Проект правил – на рассмотрении в департаменте финансов Минтранса России. Казалось бы, разработают правила, и все будет хорошо. Но письмо похоже на пилюлю – снаружи в сладкой глазури, а внутри – горечь. Оказывается, у департамента есть мнение: рассмотрение вопроса о сдерживании роста рыночных тарифов на транспорте – в полномочиях субъекта Федерации, по территории которого проходит данный маршрут. То есть если они из средств областного бюджета дотируют межобластные маршруты, как в Весьегонск, это будет нецелевое использование средств. Вот и вышло, что Волга теперь не соединяет, а разъединяет наши удельные княжества.