Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 02 февраля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/51351/

Юрий ЛАСТОЧКИН: «Мы учимся каждый день на рабочем месте»

рубрика: Экономика

НПО «Сатурн» сегодня – одна из самых перспективных и динамично развивающихся высокотехнологичных компаний Ярославской области. В минувшем году предприятие вышло на новый уровень своего развития. Стратегия опоры на три точки – военные и гражданские авиадвигатели, а также наземные газотурбинные установки – позволяет НПО «Сатурн» диверсифицировать риски и уверенно смотреть в будущее. О перспективах компании и итогах работы в 2004 году газете рассказал генеральный директор Юрий Ласточкин.


– Юрий Васильевич, расскажите, пожалуйста, каковы предварительные итоги работы НПО «Сатурн» в 2004 году. Удалось ли реализовать все задуманное? – Для компании это был рабочий год, мы решили важные задачи и начали выпуск новой продукции, которая будет постепенно замещать другую, отживающую свой век. В общей структуре бизнеса принципиально увеличилась доля наземных промышленных программ. В 2004 году они уже составили 10 процентов объема производства, хотя еще три года назад мы не выпускали ни газотурбинных установок, ни газоперекачивающих агрегатов. А сейчас в рамках стратегического партнерства с ОАО «Газпром» компания начала выпуск газоперекачивающего оборудования и сделала поставки на первый миллиард рублей. В целом НПО «Сатурн» имеет положительную динамику. Предприятие увеличило производство на 4 – 5 процентов. Реализовано продукции в 2004 году, по предварительным данным, на 6,33 млрд. рублей, чистая прибыль – 1,182 миллиарда. НПО «Сатурн» стабильно платит налоги в бюджеты всех уровней, и за год общий объем налоговых платежей составил более 1 млрд. рублей. В планах следующего года увеличить объем реализованной продукции более чем на 50 процентов, а чистую прибыль – на 60 процентов. Объем полученных средств в 2005 году должен составить более 9 миллиардов. – Сколько инвестиций удалось привлечь и вложить в модернизацию производства НПО «Сатурн»? Откуда компания привлекает средства? – Мы инвестировали в обновление технологического уровня, модернизацию производства, а также НИОКР более 1,5 млрд. рублей, что примерно на 30 процентов больше, чем в 2003 году. Средства направлены из таких источников, как прибыль предприятия, амортизационные отчисления, зарубежные и российские кредиты, облигационные займы. Здесь надо учитывать, что кредит японской корпорации Sumitomo Corpo-ration, которая в течение нескольких лет поставит нам современного оборудования на 200 млн. долларов, выделен под достаточно низкий процент. Совсем недавно НПО «Сатурн» выпустило и разместило на фондовой бирже второй облигационный заем на 1,5 млрд. рублей. Облигации быстро раскупаются самыми крупными банками России. Такие займы позволяют накапливать кредитную историю компании, чтобы впоследствии мы смогли выходить на рынок более дешевых кредитных ресурсов. Мы должны и дальше увеличивать объемы и размеры облигационных займов, создавать атмосферу доверия для инвесторов и в итоге получать более дешевые инвестиции для модернизации предприятия. Пока мы размещаем двухлетние займы, в Сбербанке берем кредиты на такой же срок. В России должна произойти революция в корпоративном управлении, чтобы крупные компании быстрее становились публичными и активно работали на фондовом и кредитном рынках. Все это требует времени и усилий. Исходя из кредитно-финансовой политики, которую проводят президент и правительство, в России скоро появится цивилизованный рынок, на котором любая современная компания сможет взять длинные инвестиционные кредиты. Таким образом, мы привлекаем инвестиции из всех возможных источников. Конечно, потребности НПО «Сатурн» гораздо больше, но сегодня в развитие предприятия вкладывается существенная часть того, что зарабатывается. Задача – привлекать на модернизацию компании около 100 млн. долларов в год. Если использовать весь набор финансовых инструментов, это возможно. Одновременно в 2004 году мы практически полностью «очистили» компанию от всех видов непрофильного бизнеса, сконцентрировав внимание на разработке и производстве авиаци-онных двигателей и промышленных газотурбинных установок. В частности, в рамках реструктуризации компании было закрыто производство дизельных двигателей, сейчас выделяем в отдельный бизнес выпуск снегоходов. Мы ставим задачу стать понятной и прозрачной компанией, которая обеспечивает полный цикл разработки и производства газотурбинных двигателей – от конструктор-ской идеи до послепродажного сопровождения двигателей в эксплуатации. В этом году мы активно занимались развитием информационных технологий в сферах проектирования и подготовки производства. Перешли к проектному управлению, чего не было до сих пор на заводе. Сотрудничество со Snecma Moteurs по созданию двигателя для семейства российских региональных самолетов RRJ выделено в отдельный проект, потому что иначе его развивать нельзя. Мы также сократили уровни управления в компании, создали более крупные производ-ственные подразделения, которые получили большую самостоятельность. Но чтобы стать современной компанией в сфере корпоративного управления, нам еще потребуется несколько лет упорного труда. Не делать этого нельзя, потому что иначе мы не будем конкурентоспособными на рынке. – Какое оборудование по-ставляется в НПО «Сатурн» по японскому кредиту? – Первые станки от Sumitomo Corporation мы получили в 2004 году. Они монтируются практически с колес, для чего к нам выехала бригада специалистов из Японии. Это высокоточное прецизионное оборудование – обрабатывающие центры, станки для эрозионной обработки деталей двигателя. Основные достоинства техники в том, что она позволяет резко улучшить качество продукции и заменяет сразу 15 старых станков, снижая производственные затраты. Эти станки требуют достаточно высокой степени подготовки работников. Новое оборудование будет использоваться для изготовления всего спектра продукции компании, и мы ставим задачу загрузить его в три смены. – Какие результаты в 2004 году получены в рамках одного из самых масштабных проектов в российском авиационном двигателестроении – совместных с французской корпорацией Snecma Moteurs разработке и создании нового двигателя для семейства российских региональных самолетов RRJ? – Этот год был этапным для проекта. Самое главное событие – окончание выпуска рабочей документации для изготовления двигателя SaM146 по нашей зоне ответственности. В рамках нашей договоренности в сентябре 2005 года двигатель будет установлен на испытательный стенд в Рыбинске, в марте 2007-го запланировано получение сертификата, и в конце того же года произойдут первые поставки. В рамках создания и серийного освоения SaM146 на предприятии проводится масштабная модернизация – формируется новая производственная база, испытательные стенды. Интерес государства к самому региональному самолету и к этому двигателю как составной части проекта возрастает. Мы начали получать государственное финансирование по этой программе, и в 2005 году ожидаемые средства составят около 2 млрд. рублей. Кроме того, в бюджете заложены государ-ственные гарантии в размере 90 млн. долларов на осуществление проекта создания RRJ, что позволит привлечь кредиты коммерческих банков, для которых гарантия государства является критерием возвратности денег. Размер собственных средств НПО «Сатурн», которые наша сторона вкладывает в проект, составляют около 2,8 млрд. рублей. Всего в рамках программы по RRJ намечено построить 750 – 800 самолетов. На все самолеты будет установлен двигатель SаM146 совместной разработки «Сатурн» – «Снекма». В настоящий момент ведутся работы по определению «лидерных» покупателей, формируется портфель твердых заказов. Проект внесен в федеральную программу «Развитие гражданской авиатехники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года». В 2004-м мы с французской корпорацией создали компанию – ЗАО «PowerJet», которое будет управлять этим проектом, а также производственную компанию «ВолгАэро» – она в Рыбинске отвечает за производство двигателя. В проекте каждая сторона несет ответственность за свой круг задач: Snecma Moteurs поставляет оборудование, а НПО «Сатурн» берет на себя строительство производственного корпуса, инженерные и компьютерные сети. На предприятии будут производиться агрегаты и узлы российской части двигателя SaM146, а также других авиационных двигателей, включая зарубежные, и промышленные газотурбинные установки. Французская фирма отвечает за разработку и производство газогенератора, коробки приводов, обвязки (установки в гондоле) и системы управления. НПО «Сатурн» должно обеспечить создание и выпуск вентилятора, турбины и компрессора низкого давления, общую сборку, испытания и доводку двигателя. В настоящее время французская сторона уже вложила около 20 млн. долларов, которые необходимы для набора производственного персонала, закупки оборудования и технологической подготовки. В марте 2005 года мы запустим это производство, где будет создано 300 новых высококвалифицированных рабочих мест для Рыбинска. Здесь начнут работать несколько десятков специалистов из Франции. Часть работников перейдет на новое предприятие с НПО «Сатурн», представителей общих специальностей планируем привлечь на рынке труда. Окончательная сборка и испытания пройдут в России. Это первый отечественный гражданский двигатель, который будет иметь международный сертификат типа, что разрешает коммерческую эксплуатацию двигателя на мировом рынке. В ходе производства планируется выход на объем 20 – 30 двигателей в месяц, в соответствии с темпами выпуска самолета – 10 – 15 в месяц. Кроме того, «Волг-Аэро» планирует выпускать компоненты для других двигателей Snecma и экспортировать их во Францию. Размер совместных инвестиций на паритетной основе в производственную базу нового двигателя оценивается в пределах 55 – 60 млн. долларов, а общий объем инвестиций в проект составляет около 550 – 600 миллионов. Появление в России авиационного двигателя нового поколения уже само по себе событие, так как новые двигатели традиционно рождаются на свет не чаще одного-двух за десятилетие. К тому же большинство серьезных специалистов считают, что Россия сегодня вряд ли способна создать гражданский самолет класса фирм Airbus и Boeing. Поэтому мы ориентируемся на двигатель для регионального самолета. Эта ниша сейчас самая перспективная. Двигатель SaM146 должен быть относительно недорог и доступен по затратам в эксплуатации. Это крайне непростая программа. У нас есть люди, которые имеют успешный опыт в мировом бизнесе такого уровня, но это единичные случаи, а нам нужно именно массовое знание тысяч людей, как добиваться цели в высокотехнологичном бизнесе. Успех этого проекта может стать зеленым сигналом для крупных инвесторов в российское машиностроение. – Почему индийская корпорация HAL заинтересовалась участием в этом проекте? – С корпорацией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) подписаны первые соглашения о совместной деятельности как по самолету, так и по двигателю. Речь идет о вложении индийцами 100 млн. долларов в обмен на участие в производстве RRJ. В частности, речь идет о выпуске в Индии комплектующих и деталей в пределах 5 – 10 процентов стоимости, чтобы потом они поставлялись сюда для сборки двигателей и самолетов. Наш интерес – использовать возможности этой крупнейшей в Индии компании по продвижению самолета на Азиатском континенте. – В этом году НПО «Сатурн» выиграло в Индии тендер на разработку и производство двигателей АЛ-55И для учебно-тренировочного самолета. Расскажите, что значит этот проект для ком-пании. – В течение нескольких месяцев ожидается подписание экспортных контрактов на двигатель НПО «Сатурн» АЛ-55И, который будет устанавливаться на индийский учебно-тренировочный самолет Advanced Jet Trainer (AJT). В тендере наш двигатель обошел силовую установку французской компании Larzac. Наша задача – создать этот двигатель под заказ с нуля для нужд военно-воздушных сил Индии, чтобы их летчики могли учиться на небольших самолетах с теми же реактивными возможностями, как у Су-30МКИ. Сейчас согласованы графики и все технические условия производства АЛ-55И, и в начале года документы будут подписаны. Контракт предполагает передачу индийской компании HAL лицензии на 30 млн. долларов и выпуск первой партии двигателей в России на 200 миллионов. Сам двигатель находится в процессе переноса «с бумаги в железо». Со временем он будет устанавливаться на российские самолеты этого класса. Объем индийского рынка – более 500 двигателей с учетом лицензионного производства. Победу над француз-скими конкурентами удалось одержать благодаря более высоким характеристикам АЛ-55 в сочетании с низкой стоимостью, а также хорошей «истории» советских и российских двигателей в Индии. – Когда компания начнет выпуск новых двигателей для нужд ВМФ? – После распада СССР в России не оказалось собственного центра по разработке и производству морских газотурбинных двигателей. Руковод-ство ВМФ решило ликвидировать зависимость от иностранного поставщика в вопросах обеспечения национальной безопасности и определило НПО «Сатурн» базовым предприятием по разработке и производ-ству морских газотурбинных двигателей и агрегатов на их основе. В 1993 году командование ВМФ закрепило за предприятием разработку двух типов двигателей четвертого поколения – М75РУ и М70ФРУ. Сегодня мы проводим испытания первых отечественных морских силовых установок. Нам это интересно, потому что параллельно занимаемся производством газовых турбин гражданского назначения, которые по технологии близки к силовым установкам для флота. – Введение более жестких нормативов по шумности авиа-ционных двигателей в Европе может поставить на прикол сотни российских самолетов с вашими двигателями. Какие меры компания предпринимает, чтобы не потерять рынок? – НПО «Сатурн» предлагает потенциальным заказчикам усовершенствованный турбореактивный двигатель Д-30КП-3 «Бурлак» для установки на самолетах семейства Ил-76. По нашим расчетам, подтвержденным в ЦИАМ и ЦАГИ, за счет применения высокоэффективного вентилятора нового поколения и звукопоглощающей конструкции модернизированные двигатели смогут обеспечить снижение шума самолета Ил-76 до действующих и пер-спективных международных норм и улучшить экономические показатели эксплуатации самолета в 1,5 раза за счет снижения удельного расхода топлива (приблизительно на 11 процентов) и увеличения ресурса двигателя (межремонтный ресурс возрастет до 10 тысяч часов, назначенный – до 24 тысяч). Проведение НИОКР по двигателю Д-30КП-3 оценивается в 55 млн. долларов. Программу планируется осуществить за счет собственных средств НПО «Сатурн» и с помощью привлечения внешних инвестиций. Цена модернизации двигателя Д-30КП-2 в вариант Д-30КП-3 составит не более 800 тыс. долларов за один двигатель, а стоимость нового двигателя Д30КП3 «Бурлак» – около 1,2 миллиона (для сравнения: стоимость одного нового двигателя ПС-90А сейчас составляет около 4 млн. долларов). На сегодняшний день в НПО «Сатурн» выполнены все газодинамические и прочностные расчеты по усовершенствованному двигателю Д-30КП-3, полностью приобретено необходимое технологическое оборудование. Сейчас готовится к выпуску первый экземпляр двигателя, который предназначен для проведения наземных стендовых испытаний. С ОАО «Ильюшин» составлен план проведения в 2005 – 2006 годах летных испытаний модернизированного авиадвигателя. Интерес к нашей разработке проявляется большой, с первыми авиакомпаниями подписаны соглашения. – На какой стадии сегодня находится проект «Сатурн» – «Газпром» по организации производства газоперекачивающих агрегатов для нужд крупнейшей российской корпорации? – Чтобы бизнес держался на плаву и развивался, он должен постоянно обеспечивать рост объемов производства. Качественное увеличение продаж возможно при внедрении новых продуктов. В нашем объеме производства наземная тематика в 2004м впервые занимает около 10 процентов и оценивается в пределах 1 млрд. рублей. В текущем году газоперекачивающие агрегаты и газотурбинные установки уже займут около четверти всего производства, а впоследствии могут достичь 30 – 35 процентов. В 2004-м были успешно проведены межведомственные испытания газоперекачивающего агрегата мощностью 4 МВт. Агрегат рекомендован к серийному выпуску. После успешного проведения полного цикла стендовых испытаний двигатель мощностью 6,3 МВт готов к отправке на компрессорную станцию «Мострансгаза» в Гаврилов-Яме. Первый двигатель мощностью 10 МВт для «Севергазпрома» (КС «Нюксеница») подготовлен к заводским испытаниям. В результате у нас получится линейка газотурбинных двигателей мощностью от 2,5 до 10 МВт для потребностей «Газ-прома», которые будут обеспечивать достаточно большой рынок силовых установок. В рамках наших контрактов в 2004 году мы получили от «Газпрома» более 1 млрд. рублей. В этом году мы должны провести испытания и сертификацию сразу двух двигателей – на 6,3 и 10 МВт. Наша задача – в сжатые сроки освоить серийное производство, перейти от изготовления нескольких штук к выпуску десятков, а потом и сотен установок промышленного назначения. Задача сложная, но у нас сильный коллектив с уникальными специалистами высочайшей квалификации, которые способны с ней справиться. – Как продвигается сотрудничество с РАО «ЕЭС России»? – Знаменательным для нас стало недавнее решение тендерной комиссии энергохолдинга: после успешных испытаний наших двигателей ГТД-110 на Ивановской ГРЭС мы выиграли конкурс на поставку двух таких двигателей мощностью 110 МВт каждый для строительства в г. Комсомольске первой отечест-венной парогазовой установки мощностью 325 МВт. Это позволит снять энергозависимость Ивановской области. Контракт будет подписан в следующем году. Кроме того, по заказу правительства Москвы мы поставили четыре газотурбинных двигателя для двух установок мощностью по 12 МВт каждая на тепловые станции в двух районах столицы – Пенягино и Курьяново. Это крупный и престижный контракт, потому что конкуренция на столичном рынке всегда очень серьезная, а сотрудничество с Москвой – добрый знак для всех других заказчиков. В 2005 году мы поставим две газотурбинные электростанции для Зеленограда. Мэрия города Дорогобужа Смоленской области решила модернизировать свою ТЭЦ, и наша компания выиграла конкурс на поставку для них двух установок общей мощностью 12 МВт. Современное оборудование позволит с максимальным эффектом и при минимальных затратах производить электрическую и тепловую энергию. За счет внедрения высокоэффективных современных технологий повысится экономичность работы Дорогобужской ТЭЦ: вместо 40,83 млн. рублей ежегодных убытков планируется получить прибыль в 15 миллионов. Мы также будем поставлять установку в Вологодскую область для предприятия «Череповецкий азот». В конце года мы заключили контракт и уже ведем работы по выпуску газотурбинной энергетической установки, которая будет установлена на острове Новая Земля. В Рыбинске совместно с администрацией округа сейчас разрабатывается проект строительства новой электростанции мощностью 18 МВт, что позволит снять возникающие энергетические проблемы. Мы также ведем переговоры с ОАО «Ярэнерго» и намерены участвовать в проекте реконструкции Ляпинской ТЭЦ. Эти контракты дают основания сделать вывод, что мы находимся на правильном пути. Для НПО «Сатурн» этот рынок позволяет иметь стабильных заказчиков. Кроме того, резкое повышение цен на газ в России, которое происходит каждый год, на 20 – 25 процентов заставляет всех сокращать затраты на тепло и электроэнергию. Наши установки позволяют из такого же объема газа, которые используют традиционные ТЭЦ, вырабатывать на 30 – 40 процентов тепла больше. Поэтому сейчас появляется новый слой заказчиков такого оборудования, которые хотят получить экономию и эффективно использовать свои ресурсы. Одновременно в России отмечается серьезный износ и старение основных фондов ТЭЦ, и многие отечественные и иностранные предприятия стараются выйти на рынок энергетического оборудования. НПО «Сатурн» ориентируется на выпуск газотурбинных установок мощностью до 25 МВт – это как раз та ниша на рынке, в которой ожидается наибольший спрос. – В какой стадии сегодня находится создание единой авиационной двигателестроительной компании в России, о чем не раз говорили на федеральном уровне? Как НПО «Сатурн» сотрудничает с «Пермскими моторами» и Уфимским моторостроительным объединением (УМПО)? – С «Пермскими моторами» мы конкурируем на рынке и пока не имеем перспектив сотрудничества. С уфимским предприятием у нас сразу несколько совместных программ, которые не исключено, что могут впоследствии привести к полному объединению компаний. Мы сотрудничаем в рамках проекта модернизации двигателей АЛ31 для самолетов СУ-30, в программе разработки и производства двигателя пятого поколения для ВВС России и двигателя АЛ-55И для Индии. Они также по лицензии делают газоперекачивающие агрегаты мощностью 16 МВт, разработанные в НПО «Сатурн». Оба наших завода очень сильно переплетены в рамках производственной кооперации, и сегодня это, пожалуй, уникальный пример столь серьезного уровня сотрудничества двух предприятий авиационного двигателестроения в России. Пока не идет речь о совместном управлении компаниями, мы только начали переговоры с правительством Башкортостана и новым руководством УМПО. – Авиакомпания «Сатурн» открыла рейсы в Москву и Санкт-Петербург. Насколько это оказалось эффективным? – Изначально стоял вопрос очень жестко: либо мы закрываем нерентабельную компанию, либо ищем новые рынки. Попробовали сделать регулярные пассажирские рейсы в Москву и Санкт-Петербург, и результат превзошел все ожидания. У нас практически все рейсы загружены на 100 процентов, уже не хватает билетов. Тут перед нами встали новые проблемы: необходимо развивать авиакомпанию и инфраструктуру. Люди оценили, какую колоссальную экономию времени дают авиаперелеты: можно ехать всю ночь и полдня до Санкт-Петербурга, а можно на самолете добраться туда за 1,5 часа. – Выполняя сразу несколько столь важных и серьезных проектов по внедрению в производство новых видов продукции, сталкивается ли НПО «Сатурн» с проблемой нехватки квалифицированных кадров? – Эта проблема возникла не сегодня и не вчера, а еще 15 лет назад. Поэтому для восстановления кадрового потенциала предприятия понадобится не один год, и это нельзя сделать рывком или с наскока. Такие трудности с подбором квалифицированных специалистов возникают перед любой организацией, которая хочет быть конкурентоспособной. Решение этой проблемы достаточно простое – надо создавать условия для переобучения не десятков и сотен, а тысяч работников. Время требует постоянного тотального переобучения персонала, который должен приобрести необходимые знания и навыки для решения сложных задач, стоящих перед компанией в целом и перед каждым на конкретном производственном участке. Мы вкладывали и будем вкладывать деньги в переобучение сотрудников, формировать для этого материально-техническую базу. С другой стороны, наша задача – сделать работу в НПО «Сатурн» столь престижной, чтобы сюда стремились устроиться не только местные кадры, но и специалисты из других городов России. В конкурентной борьбе компания должна обеспечивать постоянный рост производительности труда, адекватный росту заработной платы. В прошлом году средняя зарплата в объединении увеличилась на 28 процентов и составила около 10 тыс. рублей. При этом у нас на заводе трудятся более 18 тысяч человек. В 2005-м мы должны повысить зарплату на 28 – 30 процентов. – С какими вузами сотрудничает НПО «Сатурн» в рамках программы подготовки кадров? – Мы должны применять мировой опыт работы с кадрами, который свидетельствует, что наиболее эффективно ценности и подходы компании осваиваются в период обучения людей, а не когда они приходят на производство. Более сотни студентов РГАТА, начиная с третьего курса, после обеда трудятся на заводе и получают за это определенное вознаграждение. Закончив вуз, они уже готовы полноценно работать. Базовым учебным заведением для нас по-преж-нему остается РГАТА, откуда ежегодно к нам приходят более 100 выпускников. Мы будем расширять это сотрудничество. Кроме того, мы наладили отношения с Самарской государ-ственной авиационной академией, где сильный факультет авиадвигателей, а также с Харьков-ским авиационным институтом. Самарские и харьковские студенты проходят у нас практику, получают зарплату. Делается все, чтобы лучшие из них закрепились на предприятии. Все эти людские потоки переплавляются в компании и создают будущее завода. Представители различных инженерных и конструкторских школ должны перемешиваться, чтобы создать новое знание. – Какие проекты в социальной сфере реализовало НПО «Сатурн» в 2004 году? – Мы проводим активную социальную политику. На выплаты социального характера работникам компания в прошлом году направила 218,8 млн. рублей. В нынешнем году эта сумма увеличится на 37 процентов и составит более 300 млн. рублей. Для улучшения жилищных условий сотрудников за последние три года предприятие построило и сдало в эксплуатацию четыре жилых дома на 273 квартиры общей площадью 17,8 тыс. кв. м. Около 250 семей наших работников приобрели квартиры в этих домах. Мы начинаем строительство еще двух домов – на проспекте Ленина (170 квартир) и на проспекте Луначарского (120 квартир). В компании произведена реструктуризация, в результате которой от завода в самостоятельные юридические лица выделены такие социальные объекты, как Дворец культуры, центр отдыха и здоровья, дет-ский лагерь «Черная речка». Это позволило им иметь большую самостоятельность, активнее работать с заказчиками со стороны. Акциями этих компаний владеет НПО «Сатурн». Сейчас наша задача – привлечь инвестиции в эти объекты. В частности, в 2005 году будут вложены значительные средства в рекон-струкцию «Авиатора». Этот Дворец культуры представляет огромную ценность, но ему более 60 лет, и там возникли проблемы, начиная с текущей крыши до необходимости замены коммуникаций. Мы должны создать современные условия отдыха для тех, кто там занимается. Компания продолжит также инвестиции в спортивную сферу, в первую очередь в центр лыжного спорта «Демино». Для развития этого направления нужно решить ряд вопросов по инфраструктуре – провести туда газ, электричество, канализацию и связь. Это позволит построить гостиницу, ресторан, развлекательный и спортивный комплексы. После этого «Демино» будет активно развиваться, расширяя возможности приема любителей активного отдыха. От завода также отделился комбинат общественного питания. Мы будем продолжать в текущем году ремонт столовых, где обедают наши сотрудники. Это требует серьезных вложений, которые еще необходимо заработать. В прошлом году компания капитально отремонтировала одну столовую, затратив около 20 млн. рублей. В 2005 году вложения должны сохраниться на этом же уровне. Мы планируем построить новую современную фабрику-кухню, для чего снесем старое здание на проспекте Ленина. – НПО «Сатурн» поддерживало на выборах главы округа кандидатуру Евгения Сдвижкова. Как сейчас складываются отношения предприятия и местной администрации? – У нас нормальные рабочие отношения. Мы своевременно платим налоги в местный бюджет – это наша прямая обязанность. Все возникающие вопросы между городом и заводом решаются быстро и конструктивно. В Рыбинске с приходом новых людей в администрацию округа начались позитивные изменения. Конечно, хотелось бы, чтобы они были более быстры, масштабны и заметны, чем сейчас. Но нельзя сказать, что они не происходят. Наверное, для более серьезного прорыва вперед у мэра в команде должны появиться перспективные менеджеры, более тесно налажено взаимодействие с Советом депутатов. Сегодня надо четко понимать, что пока в Рыбинск не придут инвестиции – местные, ярославские, московские или иностранные, существенного подъема уровня жизни и экономики не будет. Поэтому задача власти – сделать город конкурентоспособной системой на рынке привлечения инвестиций. Это общая цель и мэра, и Совета депутатов. И чтобы ее достичь, надо очень много работать: создавать инфраструктуру (гостиницы, связь, рестораны и кафе), строить жилье, обеспечить безопасность граждан и порядок в жилищно-коммунальном секторе. Сейчас динамика в этих направлениях есть, ее надо закрепить и увеличить. – В России начался очередной этап передела соб-ственности, когда крупные зарубежные или отечественные финансово-промышленные группы приобретают эффективный бизнес. В прошлом году табачный концерн «Alta-dis» купил у Владимира Галагаева и других акционеров контрольный пакет акций ЗАО «Балканская звезда». Делались ли вам такие предложения о приобретении бизнеса? – Иностранцы по существующему законодательству не могут владеть более чем 25-процентным пакетом акций такой компании, как НПО «Сатурн». Мы входим в перечень стратегических предприятий, у нас большой объем оборонных заказов. Обозначенная тенденция прихода крупных концернов и холдингов к владению и управлению отдельными эффективными предприятиями совершенно правильна. И можно только радоваться сделке по продаже фабрики «Балканская звезда», потому что там были приняты грамотные экономические решения. Компания была продана, когда ее капитализация достигла высокого уровня, при этом она получила новый толчок в развитии. НПО «Сатурн» будет также увеличивать капитализацию. Компания должна быть дорогой – это дает дополнительные возможности привлечь инвестиции, которых сегодня не хватает любому предприятию. Это нельзя сделать за год, чудес не бывает. Кроме того, мы зависим от промышленной политики, которая проводится в стране. Возможно, для финансово-промышленных групп «Сатурн» не так привлекателен, как предприятия металлургической и пищевой отраслей. Чтобы управлять такой высокотехнологичной компанией, как НПО «Сатурн», от топ-менеджеров требуется намного больше усилий, чем при управлении металлургическим предприятием. В нашем бизнесе проблем на порядок больше. Авиационный двигатель – один из самых сложных механизмов в истории человечества. Что может быть сложнее изделия, которое одновременно работает при температуре более 1500 градусов Цельсия и при этом вращается внутри себя с огромной скоростью? Такое производство не является бизнесом, из которого можно извлечь быструю прибыль. Наоборот, этот бизнес требует огромных вложений в модернизацию производства, подготовку кадров. Поэтому я не думаю, что он привлекателен для людей, которые сегодня продают нефть, проводят финансовые операции или плавят алюминий. – Как вы оцениваете изменение порядка избрания губернаторов? – Практика – критерий истины. Посмотрим, как это будет применяться и насколько результативным будет назначение губернаторов через процедуру согласования законодательными собраниями регионов. Для бизнеса главное – не как избирается или назначается губернатор, а то, какую политику он будет проводить на территории, насколько он эффективен. – Юрий Васильевич, какие личные итоги года вы могли бы подвести? – Для меня как руководителя компании в прошлом году еще более четко определился приоритет вложения значительных средств в подготовку, переобучение и воспитание кадров. Без этого мы не сможем конкурировать на рынке, так как сегодня ценность персонала становится ключевой для достижения успеха. Мне, как и всем остальным менеджерам, также необходим постоянный профессиональный рост. Мы учимся каждый день на рабочем месте, в том числе и на собственных ошибках. Наша задача – создать крупную компанию с совершенно другим объемом продаж и технологиями. Чтобы НПО «Сатурн» имело будущее, нужно решить четыре задачи. Создать новый продукт, потому что жизненный цикл всех российских двигателей подходит или подошел к концу. Второе – надо заменить всю инфраструктуру предприятия, которая обеспечивает такое сложное производ-ство энергией, теплом, воздухом и т. д. Третье – достичь нового технологического уровня. И четвертое – научить работать по-новому полностью весь коллектив компании. Закладывая сегодня основы для производства новых видов продукции, мы смотрим на два десятилетия вперед. Такая продукция будет востребована и позволит компании успешно работать несколько десятилетий, создавая рынок сервиса, обслуживания и модернизации этой техники. //Беседовали Сергей КУЛАКОВ и Евгений СОЛОВЬЕВ.