Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 14 сентября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/51390/

Хуже быть не может

рубрика: Экономика
Автор: Семен АВДЕЕВ.

Все каналы информации на днях оповестили население страны, что со следующего года квартплата в России вырастет по решению правительства на 30 процентов. Это в среднем. А что конкретно ждет жителей Ярославской области?


Рост коммунальных платежей в последние годы опережал инфляцию. Не собирается, похоже, стать исключением и обещанный властями новый скачок цен. Согласно опубликованному постановлению Правительства РФ «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» в 2006 году стоимость ЖКУ в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья в Ярославской области должна составить 33,4 рубля в месяц. На нынешний год аналогичный документ устанавливал планку 27,2 рубля. Рост, стало быть, 23 процента. Как минимум вдвое выше инфляции! Порадоваться можно лишь тому, что это заметно меньше, чем в среднем по стране. Или даже чем в Москве, где тарифам «разрешили» вырасти на 42 процента. Или в соседних Костром-ской и Тверской областях (40 и 51 процент соответ-ственно). Но на самом деле повода для радости нет. Ибо цифры эти не имеют никакого отношения к реальным платежам населения и нужны лишь для определения размеров финансовой помощи центра регионам, если у тех нет собственных средств на выплату жилищных субсидий нуждающимся. Высчитывается количество народа, не способного осилить квартплату в пределах названного федерального стандарта, и недостающая этому народу сумма. В подсчетах помогает еще один федеральный стандарт, также устанавливаемый правительством, – максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья. В будущем году она остается равной 22 процентам. Уже в нынешнем году население должно было платить за ЖКУ все 100 процентов их стоимости, определенной федеральным стандартом. Это так называемый уровень платежей населения – третий федеральный стандарт. Он и на 2006 год установлен равным 100 процентам, но уже от экономиче-ски обоснованных затрат на предоставление услуг. В Ярославской области экономически обоснованные затраты составили в первом полугодии нынешнего года 30,56 рубля на квадратный метр жилья. А население платило 24,12. Это – средние показатели. В некоторых муниципальных округах фактическая стоимость ЖКУ достигает 40 рублей... Смысл же этих цифр таков, что прошлогоднее постановление правительства о том, сколько жильцы должны платить за свои квартиры, в нашей области выполнено не было. О причинах и следствиях такого поведения местных властей писано неоднократно. Вкратце они таковы. Если бы тарифы разом подняли до требуемого уровня, то в некоторых муниципальных образованиях области платежи населения выросли бы вдвое и больше. Пожалели народ! А неполученные доходы предприятий ЖКХ должны быть компенсированы из бюджета. Должны... Долги перед отраслью все растут! Если услуги будут оплачиваться сполна, то можно жестче требовать от коммунальщиков выполнения их обязанно-стей. Можно надеяться и на появление желаемой конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве. Именно этим обусловлено требование правительства об очередном изменении уровней платежей населения. Будет ли оно выполнено, это решат муниципальные власти. А в областном департаменте ЖКХ уже подготовили свои расчеты. Как сообщила нам заместитель директора департамента Любовь Наумкина, средний по области показатель экономически обоснованной стоимости ЖКУ должен составить 34,12 рубля за квадратный метр общей площади жилья. При расчетах исходили из прогноза общей инфляции на следующий год, из ожидаемой стоимости топлива и производимой тепловой и электрической энергии. Большинство этих данных «Северный край» привел в статье «О тарифах не спорят?» (номер за 6 сентября). Итак, расчеты обещают не столь уж бурный рост полной стоимости коммунальных услуг. В сравнении с нынешними 30,56 рубля это меньше 12 процентов. Однако в реальности тарифы для населения могут вырасти. И даже обязательно вырастут. Надо помнить, что до сих пор мы не оплачиваем полной стоимости жилищно-коммунальных услуг. До сих пор в некоторых муниципальных округах Ярославской области уровень платежей населения составляет не более 60 процентов (Любимский, Тутаев-ский, Ярославский и Переслав-ский МО, а также город Переславль-Залесский – по данным департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов по состоянию на август). Перечень их почти совпадает со списком территорий с наиболее высокой стоимостью услуг. Рискнут ли их руководители пойти на резкое увеличение квартплаты? Если не рискнут, то где найдут деньги на компенсацию затрат предприятиям ЖКХ? Да и позволят ли им вышестоящие власти таким образом расходовать свои бюджеты? На эти вопросы ответов пока нет. Впрочем, читателей больше волнуют те деньги, что с них возьмут коммунальщики, и причитающиеся населению компенсации из бюджета – жилищные субсидии то есть. Уже сказано, что по федеральному стандарту они полагаются тем, у кого на квартплату уходит более 22 процентов семейного бюджета. В Ярославской области пока действует свой, более мягкий норматив – 17 процентов. Но более мягок он в областном центре – 14 процентов... И еще один важный момент. Субсидия полагается только в пределах социальной нормы жилья. Это еще один федеральный стандарт. И со следующего года правитель-ство его ужесточает. Нынче он равняется 18 метрам общей площади квартиры на одного человека, если количество проживающих в ней не менее трех. На двоих социальной нормой считается 42 метра, а на одного – 33. Со следующего года социальная норма становится равной 18 метрам на каждого вне зависимости от общего количества проживающих. То есть одинокий пенсионер, проживающий в благоустроенной тридцатиметровой «однушке» (меньше не бывает!), вовсе не обязательно получит субсидию, даже когда его квартплата превысит 22 процента пенсии (или 17, а то и 14, если власти сохранят нынешние уровни). Сначала определят долю платежа в пересчете на 18 «социальных» метров. Если и в данном случае субсидия будет положена, то вот на эту долю ее и выдадут. А за 12 «лишних» метров придется платить сполна без всякой субсидии. Надеяться можно лишь на то, что региональные и муниципальные власти сохранят на своих территориях прежние, более человечные нормативы. И из местных бюджетов будут помогать нуждающимся. Впрочем, политика центра именно такова: Москва снимает с себя все заботы о ЖКХ. Регионам же не дозволяется ухудшить положение населения сверх указанных стандартов. А сделать лучше – это пожалуйста! Но за местные деньги...