Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 20 сентября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/51485/

Черное злато – эмблема печали

рубрика: Экономика
Автор: Дарья СТАРКОВА.

Об этом говорит даже ленивый: потребительские цены на бензин растут в России невероятными темпами. Каждая неделя дает прибавку от 0,4 до шести процентов в зависимости от региона. По данным Федеральной службы государственной статистики, за январь – июль бензин подорожал в среднем на 4,5 процента. В годовом выражении, с июля 2004 по июль 2005-го, тарифы на высокооктановый бензин подросли на 15,4 процента при росте потребительских цен на 12,8.


В числе причин этой беды эксперты называют: налет урагана «Катрина», мировую конъюнктуру и российское законодательство, сговор монополистов, сезонный рост спроса на ГСМ, связанный с сельхозработами и осенней активизацией деловой жизни, вследствие чего люди гораздо больше перемещаются, чем в период отпусков. С сезонным ростом все понятно даже неспециалистам. Непонятно вот что: почему при росте мировых цен на нефть, за счет продажи которой вся страна и живет, рядовой гражданин этой страны не только ничего не выигрывает, но и напротив – семимильными шагами нищает. В российской причинно-следственной цепочке скачок мировых цен на нефть влечет не повышение уровня жизни населения (как это было бы где-нибудь в Эмиратах), а удорожание бензина на внутреннем рынке. Это приводит к росту тарифов, а также цен на продукты и услуги, потому что бензин жгут все, от гигантов индустрии до самого скромного частного предпринимателя. В итоге обыватель, работающий по найму (а таких большин-ство), или пенсионер, который ничего не продает и не может компенсировать свои убытки за чужой счет, теряет дважды и трижды – платя непомерно собственно за бензин и нищая из-за инфляции. Зарплаты и пенсии, как известно, у нас калеки и догнать мировые цены не могут по определению. Итак, наше национальное достояние все дороже, а наши национальные проблемы – все мучительнее. Специалисты объясняют этот казус тем, что таковы российские законы. Дело в том, что внутренние рентные платежи привязаны законодательством к ценам мирового рынка. То есть растут на планете цены на нефть – автоматически растут и отчисления нефтяников в бюджет, а вслед за этим и стоимость конечного продукта – ГСМ. По оценке Минпромэнерго, налоговая составляющая в цене автомобильного бензина в июле 2005 года составила 50 процентов, в дизельном топливе – 40. Около 8 процентов дает ключевой налог – на добычу полезных ископаемых (НДПИ), около 10 отнимает налог на прибыль, 15 – НДС и 17,5 процента – акциз. Только акцизные ставки за период с 2001 по 2005 год выросли почти на 100 процентов. И даже если бы какой-то нефтяной олигарх по доброте душевной решил продать «черное золото», добытое непосильным трудом, не за кордоном, а дома, и не по безумным ценам, а по божеским, чтобы облегчить простому народу жизнь, он не только потерял бы на этом часть прибыли. Наше государ-ство тут же слупило бы с него налоги, исчисляемые не от реальной цены проданной нефти, а от цены мировой. Поэтому национальное достояние выгоднее рекой сливать за кордон, где заоблачные цены мирно уживаются с заоблачными доходами, а спрос на нефть и бензин только растет. Глядя на этот галоп, уже и ОПЕК увеличила квоты на добычу нефти, но рост цен это не остановило. Другой причиной проблем внутреннего рынка специалисты называют картельный сговор при установлении цен. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила несколько дел против топливных компаний, однако не факт, что суды примут точку зрения ведомства: даже специалисты в ФАС признают, что доказать сговор практически невозможно. При этом максимальный штраф, который может наложить антимонопольное ведом-ство – 15 тыс. долларов. Для нефтяных компаний это – как гибель в море одной инфу-зории. Чего ждать стране в такой ситуации: бешеной инфляции, забастовок, бензиновых бунтов, наконец? Кто решит проблему? Серьезный рост цен на ГСМ аналитики предсказывали еще в конце прошлого года. А весной нынешнего на пятом международном форуме «Топливно-энергетический комплекс России» вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин прямо сказал, что РТС «прогнозирует в ближайшие месяцы существенный рост цен на бензин в России – 10 – 20 процентов». Если правительство как-то и среагировало тогда на этот намек, то, судя по сегодняшнему положению вещей, результат можно считать минимальным. Правда, на сей раз улей растревожен не на шутку: в начале сентября глава Минэкономразвития России Герман Греф сказал в прямом эфире телепрограммы «Вести плюс»: «Если бы правительство было бессильно, то бензин в России сейчас бы стоил не 18 рублей за литр, а тридцать». Можно только догадываться, какие силовые приемы использовало правительство, чтобы не расписываться в бессилии. Один из них, как позже признался журналистам министр финансов РФ Алексей Кудрин, – повышение экспортных пошлин. Очевидно, что этот метод решает проблему на короткие сроки и не особенно удовлетворительно, цифра 30 взята не из воздуха. О том, что литр бензина скоро достигнет цены в доллар, говорит аналитик РБК Елена Забелло: «К зиме бензин у нас будет стоить доллар. А к весне – все 40 рублей. Заводы просто не справляются с потребностями мира в топливе. К тому же в России все больше становится иномарок, которые требуют качественный бензин. А у нас его производят не больше трех компаний». Вслед за этим в Минэкономразвития представители ключевых ведомств и нефтяных компаний обсуждали планы реформы налогообложения отрасли. Как говорят эксперты, ограничивать экспорт нефти и рост цен административно, установив жесткие квоты на вывоз, нецелесообразно – отрасль перестанет развиваться. Специалисты считают, что изменение расчета ставки НДПИ и повышение экспортных пошлин более деликатно заставят нефтяников продавать «черное золото» на внутреннем рынке и сделают выгодной переработку. Когда на рынке Родины будет оставаться больше нефти, появится здоровая конкуренция и как следствие – снижение цен. Звучат и совсем радикальные предложения: вовсе отменить налог на добычу полезных ископаемых, чтобы нефтяникам не так тяжело доставался их «черный хлеб». Авось, когда переведут дух, и с народом поделятся. Герман Греф, выступая на «Правительственном часе» в Госдуме, сказал также, что изменение НДПИ может стимулировать разработку новых месторождений, в первую очередь в Восточной Сибири. Соответ-ствующие предложения Минэкономразвития РФ подготовит в начале октября. Потом их рассмотрит правительство, Дума обдумает... А пока суд да дело, россияне будут покупать свое же богатство втридорога. Аргументы, что все это вернется населению в виде налогов, несостоятельны: слишком долгий и непрямой путь, да все лесом, а за каждым кустом – серый волк, поджидающий эту корзину с пирожками. К тому же адресат – не бабушка, а какой-то там бюджет, оттуда пирожок просто так, за здорово живешь, не выцарапаешь.