Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 17 февраля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/53299/

В Рыбинске создается компания мирового уровня

рубрика: Экономика
Автор: Виталий ГОРОШНИКОВ.

Рыбинск был промышленным городом. Сейчас – нет. Большинство предприятий фактически прекратили производственную деятельность. Те, что сумели остаться после перестройки, дефолта и прочих прелестей российской рыночной экономики, работают совсем иначе, чем при социализме. Главной стала задача быть лучше конкурентов. Изменилось сознание, сформировалось новое понимание эффективности труда. Примером того, каким должно быть современное производственное предприятие, является проект, реализуемый в нашем городе НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma Moteurs.


Глобальный проект Несколько десятилетий выпуск и сервисное обслуживание авиационных двигателей третьего поколения были основными источниками доходов моторостроительного завода. Постепенно силовые установки этого семейства устаревали, сокращалась их востребованность на рынке. Граждан-скому флоту страны стал нужен новый, современный двигатель. Предприятие должно было либо приступить к освоению его производ-ства, либо оставить рынок гражданских авиамоторов. НПО «Сатурн» выбрало первый вариант. Уровень развития науки и техники не позволяет в одиночку справиться со столь трудной задачей. Мировой опыт успешной реализации подобных программ показывает, что сейчас только в кооперации можно создать авиадвигатель нового поколения. Поэтому НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs решили объединить свои усилия. Так появился проект создания двигателя SaM 146 для российских региональных самолетов. Взаимоотношения НПО «Сатурн» с французскими партнерами строятся по принципу 50 на 50 процентов. Это касается всех сторон сотрудничества – от инвестиций до производства, продаж и получаемой прибыли. Окончательная сборка и испытания будут проходить в Рыбинске. Проект имеет большое значение как для завода, так и для России в целом. Во-первых, это последний шанс для страны вернуться на мировой рынок гражданских авиадвигателей. Во-вторых, обеспечивается загрузка предприятия на 25 – 30 лет, создаются сотни новых рабочих мест. И наконец, программа принесет значительный доход. В октябре прошлого года НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs учредили совместное производственное предприятие «ВолгАэро». Мировой уровень во всем «ВолгАэро» разместилось в производственном корпусе площадью более 11 тысяч квадратных метров. Его строительство велось в соответ-ствии с мировыми стандар-тами. – Учитывалось все, вплоть до дизайна интерьера и цветовой гаммы, – рассказывает Анатолий Зеленцов, генеральный директор СП. – Например, казалось бы, чего проще – коридор, мы все привыкли к прямой «унылой» линии. Наши французские коллеги предложили сделать «ступенчатый» коридор, и сразу же изменился характер восприятия окружающей обстановки. Причем такое решение функционально: в коридорных нишах будет установлена оргтехника. Общую цветовую гамму было решено сделать светлой, включая даже пол в производ-ственных помещениях, что создает впечатление свежести, чистоты. И это не мелочь: от того, в каких условиях работает человек, во многом зависит качество его труда. В корпусе устанавливается более ста наименований оборудования, среди них 25 многофункциональных станков с числовым программным управлением. Монтаж и пусконаладочные работы первой партии уже начались. – Мы создаем компанию мирового уровня, – отметил Жан-Жак Буланже, исполнительный директор «ВолгАэро». – Поэтому все оснащение самого высокого класса. Стоимость одного станка достигает нескольких сотен тысяч долларов. Главное – люди «Персонал – наша главная ценность» – таков один из основных корпоративных принципов «ВолгАэро». По мнению Анатолия Зеленцова, все начинается с персонала и все заканчивается на персонале: – Любой уважающий себя предприниматель будет вкладывать средства не только в технологии, оборудование и т. д. Прежде всего он будет вкладывать деньги в людей. Объясняется все просто: создать высокотехнологичный продукт, каким является авиационный двигатель, могут только высокопрофессиональные рабочие, инженеры и управленцы. В ближайшие десять лет мир изменится больше, чем за предшествующие пятьдесят. Постоянно усложняются требования к выпускаемой продукции. Достичь нового качества сможет только та компания, персонал которой высокопрофессионален и мобилен, где есть специалисты, способные к инновационному, творческому мышлению. Желающие работать в СП проходят тщательный отбор. Критериев несколько, прежде всего профессионализм. Так как компания «ВолгАэро» относительно небольшая, то для обеспечения стабильности ее работы требуется взаимозаменяемость сотрудников. Предпочтение отдается людям, освоившим несколько специальностей. – У нас должен быть коллектив, состоящий как из опытных, так и из молодых специалистов, готовых перенимать опыт и учиться новому, – объясняет Анатолий Зеленцов. – Опыт, конечно, очень важен, но обратная его сторона – консерватизм. Человеку, много лет проработавшему, сложно порой избавиться от имеющихся привычек, взглядов на те или иные вещи. Когда мы отбирали людей со стажем, то в первую очередь обращали внимание на тех, кто способен учиться, приобретать новые знания, творчески мыслить. «Волг-Аэро» нужны специалисты, способные преодолевать конфликт между новыми требованиями рынка и стереотипами старого мышления. Корпоративные ценности – Мы следуем ряду корпоративных ценностей, которые в свое время были привиты на Snecma Moteurs и которые сейчас очень важны для организации эффективной работы нашего совместного предприятия, – рассказывает Жан-Жак Буланже. – Основных корпоративных ценностей несколько. Первая, особенно важная лично для меня, – выполнять все свои обязательства и обещания. Это крайне важно, потому что, когда мы начнем поставлять детали двигателя для семейства самолетов RRJ, без этого будет просто невозможно работать. Создание двигателя, работа с заказчиком – длинная цепочка, каждое звено которой должно быть надежным, каждый должен выполнять свои обязательства. Без этого современный успешный бизнес не может существовать. Вторая ценность – направленность на клиента. Потому что клиент – это все. Кто платит в конечном итоге нам зар-плату? Благодаря кому мы получаем прибыль? Клиенту. Мы должны во всем ориентироваться на его потребности. Третий и главный принцип – каждый человек важен для нашей компании. Персонал – это наш главный ресурс, главная ценность. Четвертый принцип – мы должны быть профессионалами во всем. И наконец, последний из корпоративных принципов – стимулирование и поощрение инициативы, инновационного подхода. В нашей компании работает не так много людей, поэтому очень важно, чтобы на каждом уровне каждый человек был инициативен, способен предложить что-то новое, повышающее эффективность нашего труда. Безусловно, ценности компании основываются на общечеловеческих ценностях. Может быть, поэтому совет директоров «ВолгАэро» перечислил в фонд помощи пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии тысячу евро. Из чего складывается зарплата? В «ВолгАэро» внедряются не только особые принципы корпоративной культуры и менеджмента, но и особая политика формирования заработной платы. Зарплата каждого работника состоит из трех частей: первая часть – базовая, которая определяется имеющимся опытом, знаниями, квалификацией. Вторая – мотивационная, которая зависит от того, как человек осваивает новые специальности, английский язык и т. д. Третья – за инновации, предложения, новые идеи. – Иными словами, – поясняет Анатолий Зеленцов, – первая часть заработной платы – наиболее консервативная и долгосрочная, она отражает базовый уровень специалиста. Вторая часть – среднесрочная, оценивающая, что человек приобрел, работая в нашей компании, какую профессию освоил, какими знаниями овладел. Третья – самая кратко-срочная, отвечающая за успехи человека сейчас, сегодня. Этот подход был опробован в других фирмах и компаниях. Нам важно, чтобы человек был универсален как специалист, постоянно совершенствовался, приобретал новые знания и навыки, мог в любой момент заменить своего коллегу, который ушел на больничный или в отпуск. В новом СП много необычного для людей, привыкших к «стандартам» работы на российских промышленных предприятиях. – Первое время люди, пришедшие к нам, – рассказывает Олег Лисин, директор по персоналу «ВолгАэро», – ходят немного «очумевшие». Они, во-первых, не верят, что сюда попали, во-вторых – что это все продлится долго. Потом поне-многу «оттаивают», привыкают. Раскрутить маховик – Создание любого производственного предприятия – дело непростое, – подчеркнул Анатолий Зеленцов, генеральный директор «ВолгАэро». – Я всегда сравниваю этот процесс с раскруткой маховика. Приходится решать массу организационных и технических задач. Решаются эти задачи на самом высоком уровне. Особое внимание в СП будет уделено разработке и построению системы качества, которая охватит все процессы. Обязательно предусмотрено проведение процедуры одобрения этой системы на соответствие международным стандартам. Управление и планирование производ-ства будет основано на широком применении информационных технологий. Все инженерные рабочие места оснащаются персональными компьютерами, объединенными в единую сеть, что позволит в режиме реального времени видеть весь процесс, начиная от разработки технологий, подготовки, оснащения и одобрения производ-ства до планирования и «запуска-выпуска» деталей в серийное производство. Это даст возможность с большей степенью гарантировать выполнение работ в срок и оптимизировать затраты. Реальное производство должно стартовать уже совсем скоро: в первом квартале 2005 года планируется начать выпуск продукции. – Мы уверены в своем успехе, потому что испытываем серьезную поддержку со стороны своих материнских компаний – НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs, – подчеркнул Жан-Жак Буланже. – У нас будет компания мирового уровня!