Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 01 апреля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/54078/

«ВолгАэро»: динамика становления

рубрика: Экономика
Автор: Марина МОРОЗОВА.

В октябре 2004 года главы двух компаний – российского ОАО «НПО «Сатурн» и французской Snecma Moteurs – объявили об учреждении совместного производственного предприятия «ВолгАэро». Новое предприятие начнет работу уже в июне этого года и призвано принять непосредственное участие в реализации одного из самых масштабных, перспективных проектов «Сатурна» и Snecma Moteurs – программу создания двигателя SaM-146 для нового семейства российских региональных самолетов RRJ. Головной разработчик этих самолетов – ОАО «Сухой», известный во всем мире создатель истребителей марки «Су».


Новый двигатель для новой России «Новый двигатель для новой России» (именно так называют стороны свою разработку) создается на паритетных началах – 50 на 50. SaM-146 предназначен для всей линейки новых российских региональных самолетов RRJ, включающей 60, 70 и 95-местные машины. Программа производства SаM-146 на две трети ориентирована на экспорт. Не случайно впервые в истории российского двигателестроения SaM-146 будет сначала сертифицироваться по западным нормам, и только потом – по российским. Общая выручка от его продажи оценивается в несколько миллиардов долларов. Летные испытания SаM-146 должны начаться уже в октябре 2006 года. Мировое качество начинается с уважения к людям Мировой стандарт – это особое качество, которое начинается в «ВолгАэро» с уважения к персоналу, с непривычного для традиционных россий-ских предприятий обилия прос-тора и света, с особого интерьера и организации помещений, где все подчинено одному: здесь трудятся специалисты, чьи знания, опыт, труд и профессиональный потенциал ценятся очень высоко. Причем это равнозначно как для специалистов, чьи рабочие места оборудованы современной мебелью, компьютерами, необходимым набором оргтехники, так и для операторов станков, для обслуживающего персонала. Созданы прекрасные условия для нормального питания и отдыха во время перерывов. В корпусе за счет современных систем обогрева поддерживается постоянная температура, работает вентиляция фирмы Вольф. Износостойкое напольное покрытие, которое имеет хорошее сцепление с обувью, в корпусе обозначены магистральные проезды и проходы. В одной цветовой гамме выполнены помещения и все оборудование. Современной и удобной будет и спецодежда для станочников. Ярославская компания, которая выполнит заказ, отбиралась по конкурсу. «Особые условия труда – это не дань моде. Все наши действия направлены на то, чтобы добиться наиболее эффективной работы сотрудников предприятия, – говорит Александр Шабельников, директор производства «Волг-Аэро». Два в одном Руководители предприятия говорят, что создание хороших условий для работников, по опыту, окупает все остальные затраты. И хорошая техника – это ведь тоже для людей! Особая тема – станки, оборудование и новый способ организации технологических линий. Уверена: все здесь поразит любого видавшего виды российского технаря. Для начала скажу, что «ВолгАэро» будет изготавливать в год до ста комп-лектов деталей двигателей SaM-146 для нового российского регионального самолета RRJ, а также детали для других авиационных и промышленных двигателей по заказам НПО «Сатурн». По заказам французской «Снекма Моторс» «ВолгАэро» освоит выпуск деталей двигателя СFМ-56 седьмой серии. В традиционных цехах машиностроительных предприятий основу составляют линии и участки, специализирующиеся на определенных технологических операциях, видах обработки либо на выпуске конкретных деталей. То есть почти как у Райкина – один пришивает рукав, другой – пуговицы... Заводчане знают, как много времени при этом теряется на перемещение деталей с одного участка на другой, то есть, говоря техническим языком, очень велико межоперационное время. Эта проблема в «ВолгАэро» решена путем концентрации в одном корпусе производственных и технологических линий. «Принцип совмещения предметно-ориентированных и технологически-ориентированных линий в одном корпусе мы позаимствовали у одной из своих материнских компаний – «Snecma Moteurs», где в течение долгого времени он используется с высокой эффективностью», – рассказывает Анатолий Зеленцов, генеральный директор «Волг-Аэро». В корпусе на 10 тысячах квадратных метров будут размещены три производственных линии – по изготовлению корпусных деталей, по изготовлению деталей, которые являются телами вращения, и по изготовлению мелких деталей. На трех производственных линиях будет установлено более ста единиц оборудования, среди которых двадцать пять – многофункциональные обрабатывающие центры с числовым программным управлением. Кроме того, в «ВолгАэро» будут смонтированы еще две технологические линии, которые предназначены для обслуживания трех названных выше производственных линий. Здесь разместится оборудование для вакуумной термической обработки, для дробе-струйной обработки, для нанесения специальных покрытий, для неразрушающих методов контроля. Это современные роботизированные линии, которые очень эффективны и способны с высокой степенью стабильности обеспечивать рабочий процесс. Нанесение специальных покрытий плазменным методом, упрочнение методами поверхностного пластического деформирования нагруженных деталей двигателя, оценка качества деталей капиллярными и рентгеновскими методами – вот задачи обслуживающих линий. На линии химического травления осуществляется химическая подготовка поверхностей под различные виды обработки (например, подготовка под сварку). Многофункциональное оборудование «Мы создаем компанию мирового уровня, – отметил Жан-Жак Буланже, исполнительный директор «ВолгАэро», – поэтому все оборудование будет соответствующего класса». Об уровне оборудования говорит его стоимость, а цена одного станка здесь может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Сборку станков ведут группы специалистов фирм – производителей оборудования – «Ривакс», «Бертье», «Хермле». Работая вместе с ними, проходят обучение и рыбинцы – будущие операторы и наладчики станков. У них есть редкая возможность познакомиться с оборудованием изнутри, узнать такие тонкости, которых не увидишь, когда станок уже собран. Команда из 12 французских и российских шеф-монтажников быстро, дружно и слаженно работает на установке токарно-фрезерного обрабатывающего центра «Ривакс», который привезен в Рыбинск 8 марта. Уже к апрелю центр будет сдан в эксплуатацию. Исполнительный директор «ВолгАэро» Жан-Жак Буланже с особой гордостью рассказывает о новой модели «Ривакс»: «Это уникальный станок, так как он соединяет в себе свойства и возможности сразу двух станков. В производстве мы сможем осуществ-лять токарную и фрезерную обработку деталей без съема их со станка, в одном цикле». Его инструментальный магазин рассчитан на сто инструментов. Электроника и автоматика на этом станке и на других, поступающих на «Волг-Аэро», – одна из наиболее передовых мировых разработок последнего времени. Два токарно-вертикальных станка «Бертье», как и «Ривакс», «приехали» в «ВолгАэро» из Франции – с одного из заводов «Снекмы», где эти станки были модернизированы и приведены в соответствие с международными стандартами. Оборудование «Бертье» позволяет обрабатывать титановые детали со скоростью, в четыре раза превышающей скорость обычной, «стандартной» обработки титана. Практически готовы к работе современные обрабатывающие центры фирмы «Хермле» – трех и пятикоординатные. Как и на «Риваксе», на этом оборудовании можно осуществлять несколько видов обработки (сверление, растачивание, фрезерование), не снимая деталь со станка. Хитрость в том, что у станков есть поворотный стол, который позволяет позиционировать деталь в нужном положении, и нет необходимости снимать ее со сверлильного станка и ставить на расточной, с расточного – на фрезерный. Экономится масса времени и труда. «Революционный подход в современном машиностроении в том и заключается, – считает генеральный директор «Волг-Аэро» Анатолий Зеленцов, – что на одном виде оборудования удалось сконцентрировать разные виды обработки. Опыт, желание учиться и работать в команде «У нашего предприятия есть прекрасное здание, соответствующее всем требованиям международных стандартов, есть самое современное оборудование, но все эти средства будут эффективно использоваться лишь при наличии персонала, имеющего соответствующую подготовку», – подчеркнул Жан-Жак Буланже. При полной загрузке на предприятии будут работать 290 – 300 человек. Более половины – производственный персонал. Устроиться в «ВолгАэро» можно. Начало знакомства – резюме, направленное на предприятие. Наиболее дефицитные специальности две: операторы станков с ЧПУ и инженеры-технологи. По словам Олега Лисина, директора по персоналу, с задачей набора кадров «ВолгАэро» справится: «Большую помощь нам оказывает «Сатурн», «делясь» опытными кадрами. Сейчас, когда компания начинает работать, что называется, с чистого листа, мы набираем опытных специалистов, а затем больший акцент будет сделан на привлечение молодежи с хорошим базовым образованием. В людях особо ценится уважение к собственным обязательствам, сочетание опыта, мастерства и желания учиться, осваивать новое. И еще очень важное качество для потенциального сотрудника «ВолгАэро», – добавил Олег Павлович – умение работать в команде. Мы должны отобрать самых лучших, причем взаимопонимание, взаимоуважение – ценнейшие качества. Каждому из сотрудников компании будут предоставлены условия для профессионального и карьерного роста».