Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 09 апреля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/54241/

Вот отпуск близится, путевки же все нет

рубрика: Экономика
Автор: Лариса ДРАЧ.

«Новый сезон – новые путешествия» – под таким девизом пройдет XI выставка-ярмарка туристических путевок «Летний отдых-2005», которая открылась вчера в выставочном зале имени Нужина.


Если придерживаться поговорки «готовь сани летом, а телегу зимой», то самое время от пожеланий «а хорошо бы поехать в...» перейти к кон-кретным действиям, то есть отправиться за путевкой. Провернуть эту процедуру именно сейчас, в начале апреля, нужно по одной простой причине – выбор предложений больше, а цены – ниже. Более того, вам совсем не обязательно оплачивать сразу полную стоимость путевки – ряд крупных туристических фирм Ярославля предоставляют в этом сезоне своим клиентам такую услугу, как путевки в кредит. Кредит – без процентов! При заключении договора вы платите лишь 25 процентов стоимости, остальные деньги можете вносить по частям, по мере их поступления в семейный бюджет. Последний срок выплаты – двадцать дней до начала дей-ствия путевки. Кстати, собираясь в путешествие, в первую очередь надо поближе познакомиться с... туроператором, который вас туда намеревается отправить. А то ведь, прельстившись сказочной дешевизной путевки, можно пойти туда, не знаю куда, и отдохнуть соответ-ственно. А между тем отпуск дается человеку всего один раз в год, и провести его надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги. Критерий выбора туристической фирмы очень прост – ее стаж работы на рынке. Вряд ли фирма, зарегистрированная вчера, столь же благонадежна, как компания, которая подвизается на этой ниве с совет-ских времен. Во-вторых, обязательно ознакомьтесь с лицензией фирмы. И в-третьих, тщательно изучите договор, который обязаны с вами заключить при продаже путевки. Весьма показательно, к слову, в демонстрации респектабельности участие заинтересовавшей вас фирмы в традиционных ежегодных международных выставках – столичных MITT, MITF и так далее. Процедура это не из дешевых, а потратиться на свой собственный имидж может себе позволить лишь тот, у кого за плечами немалый опыт. Да что там столичные базары – наглядной иллюстрацией может служить и городская ежегодная выставка-ярмарка «Летний отдых». В нынешней, к примеру, изъявили желание участвовать всего 17 фирм, в то время как зарегистрировано их по Ярославской области около ста. Реально работающих из этой сотни – не больше 60. Словом, выбирай, но осторожно... Основная тенденция предстоящего курортного лета – это подорожание путевок «за границу». Самая демократичная в плане отдыха Турция подорожает в среднем на 15 – 20 процентов. Это связано и с ростом цен на билеты, и с повышением расценок на всевозможные услуги внутри страны. Что вполне логично: если есть спрос, то почему бы не поднять цену? Ярославский турист Турцию полюбил почти что сыновней любовью, путевками начал интересоваться чуть ли не с марта, но выжидает: вдруг станет дешевле? Не станет, граждане. Если вам так дорог берег турецкий, то и платить за него придется соответственно. Вторая тенденция грядущего туристического лета более мажорная – становится популярным отдых в России. Лидером этого сезона обещает стать Крым. Пребывание в санатории «на всем готовом» в первый летний месяц обойдется вам в среднем в 650 рублей в сутки, в июле – августе цена поднимется до 900 рублей. Но есть и абсолютно демократичные базы отдыха, обеспечивающие лишь крышу над головой, – 230 рублей (360 целковых с питанием). Столь же приемлемые цены предполагает и отдых в Абхазии. Высокий уровень комфорта на курортах в Гаграх и Пицунде плюс всевозможные развлечения от рафтинга до конных прогулок обойдутся вам в 500 – 600 рублей. И главное, для поездок на Украину, в Абхазию и Крым вам совершенно не нужен заграничный паспорт, достаточно россий-ского. Многие будущие отпускники об этом обстоятельстве не знают и открещиваются от предложений покупаться в теплом море. А вот Сочи, Анапа, Геленджик стоят традиционно дорого – до полутора тысяч рублей за сутки пребывания. По наблюдениям туроператоров, средний класс ярославцев – публика достаточно консервативная. Как плавали в молодости вниз по матушке по Волге, так и сейчас не представляют себе отдых без того, что «на теплоходе музыка играет». Здесь финансовый спектр предложений столь же широк, как и финансовые возможности покупателей. До Казани на двухпалубном теплоходе можно прокатиться за 6,5 тыс. рублей. Но есть и маршрут люкс – за вояж от Москвы до Питера и обратно в течение 11 дней можно выложить от 24 до 35 тысяч в зависимости от класса каюты. Самое немыслимое предложение, которое удалось мне отыскать в ворохе путевок, – это недельный вояж по малым рекам Вологодчины. Просят за это – вы не поверите! – 64 тыс. рублей. В ответ на изумление разводят руками: «Что вы хотите, экологический туризм нынче дорог». Не только дорог, но и не в моде, если говорить об отдыхающих нашей области. Спроса на экологические туры нет. Зато есть спрос на отдых в Ярославской области, а вот предложить желающим подлечиться, не отрываясь от родных пенатов, практически нечего. Уровень комфорта невысок, а цены – как в Сочи, от тысячи рублей в сутки и выше. Урожайным обещает стать это лето и в плане работы «на прием туристов». Специалисты прогнозируют цифру в 115 тысяч человек (против ста тысяч в прошлом сезоне). Абсолютное большинство приезжих – порядка 90 тысяч – это, конечно, иностранцы. Остальные – россияне, у которых Ярославль ассоциируется исключительно с понятием «Золотое кольцо России». Что приятно, почти все отмечают ухоженность города, некий столичный лоск при провинциальной компактности. Что касается модных тенденций въездного туризма, то это в первую очередь возрастающее внимание к так называемому старому городу – купеческим особнякам, имениям, торговым слободам. Старинные парки в связи с куль-тивируемым на Западе ландшафтным дизайном могли бы также представлять немалый интерес для туристов, но, увы, в этом плане нам похвастаться совсем нечем. Былые восторги по поводу куполов и церковной архитектуры пошли на убыль. Любители этого эстетического направления переориентировались на паломнический туризм, модный в столице, но не получивший пока развития у нас.