Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 21 апреля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/54470/

Не допустим скачка цен

рубрика: Экономика
Автор: Владимир НИКОЛАЕВ.

Хлеб – продукт социальный. Ценовая политика на него во многом определяет уровень благосостояния (или неблагосостояния) граждан. Но здесь вступают в противоречие принципы государственного регулирования и механизмы рыночных отношений. Ведь и хлебопашцы, и мукомолы, и хлебопеки «в свободном плавании», все они теперь частные предприятия, акционерные общества, цель которых – получение прибыли.


Но этот интерес натыкается на перспективу социальной напряженности даже при естественном росте цен. Как соблюсти баланс? В нашей области избрали путь общественного объединения. Два года назад была создана ассоциация производителей хлебобулочной, мукомольной и кондитерской продукции «Ярхлебпром», куда вошли 17 крупнейших предприятий отрасли со всей области. Руководителем ее стал директор Ярославского хлебозавода № 2 Антон Векшин. – Антон Станиславович, какие задачи ставились перед ассоциацией? На каких принципах она основана? – При плановой экономике у нас была подобная государ-ственная структура, которая координировала действия предприятий отрасли. Пришел рынок, и экономические связи оказались оборванными. Но скоро у грамотных производст-венников появилось стойкое убеждение, что в одиночку существовать невозможно. Было необходимо возрождение организации, которая бы не только защищала интересы мукомолов и хлебопеков, но и являлась связующим звеном между промышленниками, потребителями и властью. Было предложение создать холдинг на основе объединения акционерного капитала. Однако было принято един-ственно верное решение – объединиться на началах некоммерческого партнерства, основанного на интересах профессиональной деятельности. – Можно уже говорить о результатах работы ассоци-ации? – Конечно. Выработаны единые подходы по ассортименту, рынку реализации, ценовой политике. Правление собирается каждый месяц, специалисты информируют о новых технологиях отрасли, постоянно совершенствуется ассортимент выпускаемой продукции. Составляем «черный список» недобросовестных партнеров, которые, взяв продукцию авансом, не расплачиваются и переходят к другому поставщику. Имея информацию о таких «деятелях», можем защитить свой бизнес от потерь. – Какова сейчас ситуация на рынке хлебопродуктов? – Прошлый год был очень тяжелый. Из-за непродуманной политики на федеральном уровне резко подскочили закупочные цены на зерно, соответственно и на муку. В 2003 году тонна муки стоила 4 тыс. рублей, в 2004-м – 9400 рублей. В то же время тарифы на электроэнергию выросли почти на 40 процентов. Более 90 процентов предприятий отрасли работали в убыток. Встал вопрос: или резко поднять цены, или оказаться на грани банкротства. Первое было недопустимо с социальной стороны, второе – с экономической. И здесь помогли областные власти. Предприятия отрасли получили помощь в погашении кредитной ставки от выделенных субсидий на областном и федеральном уровне. Это позволило предприятиям, особенно в районах, не допустить скачка цен. Благодаря грамотной политике департамента АПК хлебопекарные и мукомольные предприятия смогли приобрести новое оборудование в лизинг, что дало возможность целому ряду заводов провести техническое перевооружение. Ежемесячно на заседание правления мы приглашаем специалистов и руководителей департамента. Имеется возможность довести до власти проблемы, которые существуют в отрасли. Скажу честно, диалог получается, и большинство проблем решается. – Значит, сейчас все в порядке? – Не совсем так. Хотя благодаря мерам господдержки цены на продукцию у нас ниже, чем у соседей, и предприятия работают в целом пусть и с небольшой, но рентабельностью, создалось весьма тяжелое положение у мукомолов. Дело в том, что цены на зерно упали, а работают они на ранее закупленном зерне, которое было на 30 – 40 процентов дороже. По-этому терпят большие убытки. Теперь помощь нужна им. – Если зерно подешевело, почему не дешевеет хлеб? – Постоянный рост цен на энергоносители не позволяет этого сделать, он съедает всю разницу. Хотя по крайней мере можно быть уверенным, что если энергетики умерят свои аппетиты, то в ближайшие пару месяцев цены на хлеб, кондитерские изделия, макароны не будут расти.