Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 сентября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/57540/

Ярославская промышленность: беда или надежда?

рубрика: Экономика
Автор: Беседовала Татьяна ЕГОРОВА

Что происходит с промышленностью области? Вопрос этот интересует всех: и тех, кто работал на ярославских предприятиях, и тех, кто на них сейчас работает, и тех, кто просто интересуется экономической жизнью своего региона, понимая, что промышленность – основа всего. Фундаментальные изменения, происшедшие в стране за последние двадцать лет, сделали всем нам знакомые предприятия совершенно другими. Какими и что их ждёт впереди? Об этом мы говорим с исполнительным директором ЗАО «Ярполимермаш – Татнефть», председателем областного Экономического совета Владимиром СИМОНОВЫМ.

 


– Владимир Иванович, я вспоминаю, как однажды вы процитировали одного человека, связанного с космосом. На вопрос, как там, тот ответил: «Условия, несовместимые с жизнью». Вы провели интересную параллель: многие наши предприятия сейчас функционируют тоже в условиях, несовместимых с жизнью. Вы и теперь так считаете?

– К сожалению, такова реальность. Большой ряд наших предприятий находятся в стадии тупого выживания, а не развития. Если судить по цифрам, то где-то есть рост, где-то улучшение. Но это всё лукав­ство статистики. Я приведу другую, тоже официальную, но более наглядную цифру, которая тем не менее не афишируется. Если семь лет назад в промышленности Ярославской области было занято 180 тысяч человек, то на сегодняшний день – 104 тысячи. Что это? Результат резкого роста производительности труда? Нет. Просто за семь лет промышленность области сократилась ни много ни мало на 40 процентов.

Эта цифра не анализируется, а ведь за ней многое просматривается. Конечно, несколько увеличилось количество людей, занятых в собственном бизнесе. Но это не спасение государственных интересов – их совокупный продукт лишь доля процента от того, что даёт промышленность. Бюджет области наполняется прежде всего работающими в промышленности. А условий для нормального её функционирования нет. Нет чёткой законодательной базы, правила игры радикально меняются чуть не каждый день. Главный тормоз – отсутствие стабильности.

Общую картину ярославской промышленности существенно зачистил кризис. Большое количество предприятий расчленились на массу маленьких производств, которые выполняют теперь подсобные работы. Многие близки к процедуре банкротства. Я имею в виду прежде всего строительный бизнес – он изменился на 80 процентов. Остановились или умерли ряд предприятий строительных материалов, а также машиностроения и металлообработки, металлургии – их было много, а сейчас просто не стало. Не смогли конкурировать с более мощными брэндами небольшие предприятия пищевой промышленности.

– Вместе с тем, наверное, у каждого предприятия своя ситуация. Есть общая обстановка и есть своя судьба у любого. Давайте приведём конкретные примеры того, как всё же наши предприятия выживают, а наиболее удачливые из них находят возможности для развития. Нач­ните с вашего родного ЗАО «Ярполимермаш – Татнефть». Что, коротко говоря, с ним произошло за эти два десятилетия?

– Для любого промышленного предприятия совершенно нормально, если за такой срок оно меняется. В противном случае оно просто не способно оставаться в конкурентном поле. Мы в тех условиях, что оказались, всех задач, конечно, не решили, но сделали много. Практически на 70 процентов сменили нашу специализацию, ушли в те сферы, где наиболее эффективно просматриваются инвестиции – это видно в нашем обновлённом бренде. У нас производство средств производства. Работаем на развитие сразу нескольких отраслей в целом. Анализируя заказы, которые мы получаем, хорошо видим, какие отрасли в стране стагнируют, какие имеют динамику, какие тенденции в научно-техническом, инновационном направлениях.

– В Ярославле всегда были предприятия, которые оставались на слуху у многих поколений жителей города. Сейчас то ли они есть, то ли их уже нет, о многих мало что слышно. Что в конце концов произошло, например, с кондитерской фабрикой?

– Она оказалась на пересечении не экономических интересов, а на пересечении интересов неких структурных группировок. Я считаю, что перспективное предприятие с хорошей историей, с хорошим набором продукции и хорошим спросом на неё загублено только из-за «войн» за собственность. Стороны боролись не за качество, не за новый продукт – всё свелось к борьбе за здания и сооружения в центре города, которые представляют интерес для определённых коммерческих структур.

– У всех на виду «Красный маяк». Здание в центре Октябрьской площади, на самом бойком месте, но все знают, что завода там уже нет. Выжил ли он в результате переезда и вообще что с ним?

– С точки зрения бизнеса это достаточно удачный пример выживания в тех условиях, в которых оказалась промышленность, в частности машиностроение. Оборудование для строительных работ, которое завод делает, ни в России, ни в СНГ не выпускается. Его выпускают Европа, Америка, воспроизводит Китай. Чтобы выстоять, промышленная площадка «Красного маяка» была перенесена из центра города на промплощадку завода «Машприбор». В результате были сохранены промышленный и кадровый потенциал, оборудование, удалось перейти на более экономичное использование всех энергоресурсов – всё это после обновления модельных рядов и осознания своей ниши на рынке продаж обеспечило устойчивый сбыт в стране и за рубежом и устойчивое развитие.

А площадка в центре города превратилась в бизнес-центр, который используется на все 100 процентов. Для предприятия это дополнительный финансовый ресурс. Я знаю, что в период осложнений 2008 года, в период денежного дефицита финансовый поток направлялся от бизнеса по аренде на производственный бизнес. За счёт этого и зарплата регулярно выплачивалась, и все налоги, даже оборудование приобреталось в этот сложный период.

– Был ещё завод «Холодмаш», такой же знакомый и многострадальный. Там вообще всё покрыто мраком. Наша газета пыталась прояснить его перспективу. Владельцы не выходят на связь, похоже, они сами не знают, что с ним делать.

– Это пример совершенно другого порядка. Были хорошие амбиции, планы, варианты развития. Как мне кажется, проблемы возникли среди собственников. Они не сумели определить единый путь развития или выхода из создавшейся ситуации. С другой стороны, конкуренция на рынке бытовой техники настолько велика, что без альянса с каким-то известным брендовым производителем практически не было шансов выжить. И в части общего использования всего комплекса «Холодмаша» тоже не были найдены оптимальные пути. В общем, я бы сказал так: приход сюда «ЗИЛа» без солидных инвестиций, видимо, всё-таки неудачный проект. Насколько я знаю, сейчас собственники, заинтересованные лица и администрация области ведут переговоры с обладателями мировых брендов, определённый интерес есть со стороны китай­ских фирм. Но пока не найдена та ниша, на которую завод может претендовать. Нет ответов и на главные вопросы: какой продукт здесь производить, по каким ценам и кто его будет покупать.

– Ярославская промышленность гордилась всегда мощным оборонным комплексом. И для этого были основания. То, что именно такие предприятия оказались в сложном, а некоторые и в бедственном положении, очень обидно. Неужели нет никакого просвета?

– Предприятия высокотехнологичного уровня – те, что работали с оборонными заказами, выпускали специальную технику, имели дело с высокими технологиями – оказались в зоне риска. Это Ростовский оптико-механический завод, Рыбинский завод приборостроения, радиозавод, ряд институтов. Они сейчас получают поддержку от государства в виде оборонных заказов, к сожалению, система взаимоотношений ещё не устоялась и не позволяет им чувствовать себя уверенно и стабильно.

– Но ведь есть ещё наши монстры, самые крупные предприятия, в ряде случаев градообразующие, на которых, как на мощных опорах, всегда стояла промышленность области. Они ведь тоже на глазах скукоживаются, усыхают – вот в чём беда.

– Это те предприятия, на которых всегда делалось то, что мы хорошо умели: авиационные и автомобильные двигатели, шины. За последние годы на рыбинском «Сатурне», «Автодизеле», Ярославском шинном заводе проходят радикальные изменения. К сожалению, уходят в прошлое те лайнеры, для которых делались рыбин­ские моторы – ИЛ-62, ТУ-154 – идёт резкое сокращение их использования на российских и зарубежных просторах. Созданное на «Сатурне» совместное производство позволяет получать новые технологии, но при этом, естественно, сокращаются объёмы производства, количество заказов.

Резко уменьшилась востребованность в старых технологиях на «Автодизеле». Строительство за Волгой нового завода для двигателя «ЯМЗ-530» оставляет ещё много вопросов по сбыту, маркетингу, но при этом понятно одно: с традиционным ярославским двигателем, имеющим экологические стандарты Евро-1 и Евро-2, на рынке сегодня делать нечего. У России есть договорённости по экологии на мировом уровне, есть Киотское соглашение, есть огромное количество обязательств государства о переходе на Евро-3, а потом и на Евро-4 и Евро-5, и без новых технологий при этом не обойтись.

Совмещать внедрение инновационных технологий, внедрять новое оборудование, вкладывать средства в капитальное строительство – значит отягощать финансовое состояние действующих предприятий. Поэтому предприятия, которые всегда были лидерами ярославской промышленности, работают сейчас на пределе низкой рентабельности. Так что процессы обновления там идут, хотя очень трудно.

– Но есть и другой путь обновления промышленного потенциала области – привлечение иностранных компаний. Тем более, что им как-то удаётся преодолевать наши трудности.

– Мы рады, что к нам идут производители продукции высокотехнологичного уровня типа КОМАЦУ. Но мы знаем прекрасно, что для создания здесь производственных мощностей они имели кредитные ресурсы, получают определённые льготы от своего государства и от нашего, а также гарантии стабильности сбыта. На их фоне особенно хорошо виден набор сложностей, с которыми сталкиваются наши предприятия. Почему у нашего бизнеса тарифы по энергетике выше, чем у западных и восточных конкурентов? Почему у нас рост тарифов превышает рамки, заявленные государственными мужами? Почему постоянно растут тарифы на перевозки, тарифы по газу, цены на сырьё? Причём непредсказуемо. Мы не можем конкурировать с мировыми фирмами, если сегодня договариваемся о цене на свой продукт 100 рублей, а завтра вынуждены предлагать его за 200! Его перестают брать, там привыкли к стабильности.

– Но ведь есть и свои предприятия, которые живут нормально?!

– Есть. Это хорошо видно по уровню средней зарплаты. Ярославский завод технического углерода выпускает продукт, производство которого на Западе считается вредным, и поэтому он там очень востребован. Средняя зарплата за последнее полугодие на «Техуглероде» составила 38 тысяч рублей. Стабильно работает и имеет стабильный спрос наш нефтеперерабатывающий завод, тот же показатель на ОАО «Славнефть-ЯНОС» – под 30 тысяч. Пивзавод – за 30 тысяч. Хорошо чувствуют себя энергетики: Ярославская сбытовая компания, которая всё время говорит, что у неё не хватает средств на модернизацию, имеет среднюю зарплату за 30 тысяч, по ТГК-2 – 36 тысяч рублей.

Однако надо учесть, что на этих и других высокоэффективных предприятиях с рентабельностью 10 процентов и выше работают только порядка 10 процентов занятого населения области. Все остальные находятся в трудных, сложных или близких к сложным условиях.

– Вы возглавляете област­ной Экономический совет. Какова его роль в сложившихся условиях? Он действует как наблюдатель? Как аналитик? Просто как клуб директоров?

– Как то, другое и третье вместе. Хотя есть ещё четвёртое, пятое и т. д. Это некоммерческое партнёрство, организация без какой-либо экономической деятельности. Да, отчасти это и клуб руководителей малого, среднего и большого бизнеса. Мы встречаемся, обсуждаем происходящее, анализируем. Важное направление деятельности Экономического совета – выработка позиции по отношению к экономической политике государства и областных структур. Мы достаточно резко относимся к монопольному праву на тарифную политику. Не всем из нас понятно настойчивое стремление государства в ВТО. Мы требуем более стабильной ценовой политики на сырьё и материалы. Доказываем необходимость поддержки предприятий, которые занимаются модернизацией. Настойчиво просим губернатора и федеральные органы создать, наконец, законодательную базу промышленной политики, чтобы иметь правила, по которым можно было бы жить.

– И как относятся к вашим просьбам? Есть какие-то подвижки или они оседают где-то до лучших времён?

– Я должен признать определённую активность областного руководства в этом направлении за последние полтора года. Есть утверждённые правительством области важные документы: концепция развития промышленной политики, законы о поддержке инвестиций, инвестиционной деятельности и техперевооружения. Выработаны определённые принципы. К сожалению, их финансовая составляющая пока невелика. Но само отношение к этим вопросам воспринято экономическим сообществом с определённым оптимизмом.

– А на положение простого, рядового работника ярос­лавской промышленности у Экономического совета есть возможность повлиять? Я имею в виду – непосред­ственно?

– Параллельно с Экономическим советом существуют и другие, близкие по сути организации: торгово-промышленная палата, местное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей, их много, но по общему согласию именно Экономическому совету доверено представлять работодателей при подписании трёхсторонних соглашений с администрацией и профсоюзами. Соглашений, от которых прямо зависит очень многое в положении каждого работающего человека.

По блиц-опросу, проведённому недавно коллегами, из всех болячек в сфере экономики самая болезненная сейчас кадровая. Некому работать! За двадцать лет потеряна школа подготовки кадров. Дефицит высокопрофессиональных кадров очень велик. Статистика не всегда это отражает, но я лично абсолютно убеждён, что эффективность наших предприятий была бы гораздо выше, если бы рынок рабочих рук был больше.

Совместно с администрацией области мы сейчас ещё и ещё раз осмысливаем возможные подходы к изменению этой ситуации. Готовятся изменения в законодательной базе как на государственном, так и на областном уровне.

– А пока, к сожалению, кадры нередко набираются на один заказ. Ярославский судостроительный возит рабочих из Волгограда, потому что сегодня у завода заказ есть, а будет ли завтра – неизвестно.

– Похожая ситуация на «Автодизеле». Нет стабильности, а значит целые отрасли живут по временной схеме. За год-два все правила в стране меняются радикально.

– Чего ждёт Экономический совет от руководства области в этих условиях? Если иметь в виду не частности, а в целом?

– С одной стороны, у правительства области есть глубокое понимание того, что базовая составляющая жизни общества – промышленность. Но часто на первый план выдвигают социальные вопросы, а мы отодвигаемся на второй. Между тем что, если не промышленность, её уверенная работа, её развитие, может создать основу для решения тех же социальных вопросов? В мире нет такого государства, которое в первую очередь не заботилось бы о своей экономике. Китай, экономя на всём, создал предпосылки для мощного экономического рывка, а сейчас и для экспансии во всём мире. Когда в стране нет условий для экономического развития, оно находится у опасной черты.