Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 22 ноября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/58227/

У потребительского рынка – социальный вектор

рубрика: Экономика
Автор: Сергей МОЛОКОВ
Фотографии: Анна ЛУКИНА

По насыщенности торговыми площадями Ярославль входит сегодня в первую пятёрку российских городов, уступая только Москве, Санкт-Петербургу и Казани. А какие преимущества даёт такое лидерство простому покупателю? Об этом рассказывает председатель комитета потребительского рынка департамента агропромышленного комплекса Ярославской области Валентина ШИШИНА.

 


Валентина Валерьяновна, действительно, какая нам выгода от обилия магазинов? Чтобы в очередях долго не стоять?

– Не только в этом. Чем больше торговых точек, тем выше насыщенность разнообразными товарами, лучше их качество. Покупатели, вероятно, сами замечают, как с каждым годом растёт торговый бизнес, развивается его инфраструктура. Сегодня практически во всех районах Ярославля работают не только крупные торговые, но и развлекательно-деловые центры с кинотеатрами, боулингами, программами детского отдыха. Люди приезжают сюда семьями, чтобы с пользой провести время и со скидками приобрести товары и продукты.

Положительно, что суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями у нас ежегодно растёт по всей территории области. В Ярославле она превышает минимальный нормативный стандарт в два раза, в городе Рыбинске, а также Брейтовском, Любимском, Мышкинском, Первомайском и Тутаевском районах – в полтора раза. В других муниципальных образованиях этот показатель ниже, значит, здесь имеются перспективы для развития. Когда увеличивается количество магазинов, в торговой среде возрастает конкуренция, от которой покупатели только выигрывают.

Потребители чутко реагируют на положительные изменения, и это особенно заметно по результатам работы в торговой сфере. Так, оборот розничной торговли за три квартала нынешнего года составил по области около 92 миллиардов рублей, товарная масса по сравнению с прошлым годом увеличилась на 10 процентов. Оборот оптовой торговли за этот период достиг 167 миллиардов рублей, рост составил 11,5 процента.

Сейчас, пожалуй, только в деревнях не появляются универсамы и супермаркеты. Кстати, как сейчас организовано торговое обслуживание в сельской местности?

– Положительные изменения происходят и в отдалённых населённых пунктах, куда доставлять товары было трудно во все времена. Но для власти очень важно, чтобы люди и в глубинке были обеспечены товарами первой необходимости. С этой целью в нашей области разработана специальная целевая программа «Поддержка потребительского рынка на селе». В рамках её реализации бюджетам муниципальных районов предоставляются субсидии с целью возмещения части затрат организациям, которые занимаются доставкой товаров в сельской местности. По определённым дням недели, согласно установленным графикам, удобным для населения, индивидуальные предприниматели и торгующие организации осуществляют выездную торговлю. Правительство области возмещает часть затрат по доставке товаров более чем в тысячу отдалённых посёлков и деревень.

Социальная политика правительства в сфере потребительского рынка не ограничивается только этой программой. На протяжении многих лет у нас функционируют десятки социальных магазинов, в которых определённый перечень продуктов питания реализуется с пониженной торговой наценкой. У покупателей с низким уровнем доходов такие торговые точки пользуются большой популярностью.

Прежде на прилавках преобладала импортная продукция: заморские окорочка из США, фрукты из Чили, картофель из Белоруссии. Сейчас «ножки Буша» практически исчезли, их потеснила продукция ярославских птицеводов. Как оценивают эту ситуацию в комитете потребительского рынка?

– Прекрасно, что покупатели сами делают выбор в пользу тех или иных товаров. А для нас крайне важно добиться насыщенности рынка, чтобы всегда присутствовало товарное изобилие. Конечно, завоз фруктов не прекратится, они у нас не растут, как не имеем мы возможностей производить собственный сахар, подсолнечное масло и другие продукты. Но зачем покупать импортные овощи или картошку, если их в изобилии и по более низкой стоимости предлагают ярославские фермеры!

В нынешнем году, когда на рынки стал по­ступать ранний картофель, цены на него уже с середины июля начали снижаться. В период уборки урожая продукт стал ещё дешевле, на осенних ярмарках его можно было купить по
5 – 6 рублей за килограмм. Приобретая продукцию ярославских производителей, покупатели не только оказывают им существенную помощь, стимулируя местное производство, но и экономят на собственных расходах. Не случайно областные показатели по продуктам «потребительской корзины» на протяжении всего года на 3 – 5 процентов ниже среднероссийского уровня.

Это результат анализа цен, которым занимаются ваши сотрудники?

– Да, мониторинг цен на основные продукты питания мы проводим регулярно, не реже одного раза в неделю. Наши специалисты участвуют в заседаниях межведомственной рабочей группы по контролю ситуации с ценообразованием на территории области, в неё входят представители сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий, сетевых розничных торговых компаний. Группа была создана в соответствии с постановлением губернатора области «О мероприятиях, направленных на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости на территории Ярославской области в 2011 году».

Мониторинг цен очень важен, он позволяет следить за рыночными колебаниями. В октябре, например, сводный индекс потребительских цен составил по отношению к предыдущему месяцу 100,4 процента, в том числе на продовольственные товары – 100,5; непродоволь­ственные – 100,9. В продовольственной группе товаров продолжилось снижение цен на овощи – на 9,7 процента; сахар – на 7,1; крупы – на 6,6. По другим товарам отмечен рост цен: бананы подорожали на 29,9 процента; апельсины – на 11,9; сельдь – на 12,5; мясо и рыбопродукты, сыры, консервы, яйца, кондитерские изделия, чай и мороженое – на 1 – 4 процента. Стоимость минимального набора продуктов питания на конец октября составила по области 2262,9 рубля и снизилась за месяц на 0,8 процента.

Скажите, намного ли отличаются цены на продукты питания в Ярославской области от цен в соседних регионах?

– Стоимость минимального набора продуктов на конец октября у нас была на 5,3 процента ниже среднего показателя по РФ и на 6,1 процента ниже, чем по Центральному федеральному округу. В октябре сводный индекс потребительских цен по области составил 104,9 процента по отношению к декабрю 2010 года. В сравнении с другими регионами это средний уровень: Вологодская область – 105,6 процента; Тверская – 104,3; Нижегородская – 105,3; Ивановская – 105,7; Костромская – 104,7; Владимирская – 105,1.

Мониторинг, контроль – всё это неплохо, но можно ли на уровне региона как-то влиять на ценообразование, например снижать цены?

– Можно, если активно работать с товаропроизводителями для полного насыщения рынка, продвигать их товары на местные и межрегиональные выставки-ярмарки. Ярославская область имеет богатый опыт в организации торговли сельскохозяйственной продукцией, для этого у нас имеется свыше 40 розничных рынков. Достаточно вспомнить, как нынешним летом ярко и красочно проходила традиционная ярмарка «ЯрАгро-2011» с участием всех муниципальных районов. Выставки-продажи ежегодно проводят садоводы-любители, торговые площади для них предоставляются бесплатно. На снижение цен направлены соглашения, действующие между правительством области и Яроблпотребсоюзом, а также торговым домом «Перекрёсток» – одно помогает обеспечивать товарами и услугами сельское население, другое способствует продвижению продукции местных производителей в городские магазины.

А прогнозированием цен специалисты вашего комитета занимаются?

– Мы пользуемся в основном прогнозами Министерства экономического и социального развития, оценивающего общую обстановку в стране. На сегодня она такова: существенных изменений потребительских цен на хлеб и булочные изделия не предвидится, стабильными останутся цены на яйца, будут продолжать дешеветь куриное мясо, рыба, сахар, рис, гречка, овощи и картофель. В связи с увеличением спроса будут дорожать свинина и говядина, продолжится незначительный рост цен на молоко и молочную продукцию.

Как вы оцениваете сегодня общее состояние местного потребительского рынка? Велика ли его продовольственная зависимость от импорта и ввоза продуктов из других государств и регионов?

– Естественно, такая зависимость существует по многим позициям, потому что сегодня ярославские производители обеспечивают стопроцентный уровень самообеспечения только по картофелю и овощам – благодаря высоким урожаям в нынешнем году, а также яйцу и куриному мясу. Общие ресурсы мяса и мясопродуктов складываются из двух приблизительно равных частей – собственной и привозной говядины и свинины. Формирование ресурсов молока и молочных продуктов на 70 процентов осуществляется за счёт местного производства, но эта доля, к сожалению, снижается. Ситуацию должны изменить новые молочные комплексы, которые вводятся в действие и строятся во многих районах области.

В полном объёме ярославцы обеспечены хлебом и булочными изделиями. Постоянно расширяют ассортимент, внедряют новые технологии и развивают сеть фирменных магазинов хлебозаводы в Ростове, Переславле, Любиме, Данилове. Стараются держать марку наши известные производители муки, консервов, колбасных изделий, продукция которых пользуется большим спросом и в соседних регионах.

Сегодня мы наглядно убеждаемся в динамичности нашего потребительского рынка, качественных изменениях его инфраструктуры. Видим, как работники торговли начинают бороться за каждого покупателя. Людей уже не заманишь яркой упаковкой, как раньше, они стали лучше разбираться в товарах, активно участвуют в работе структур защиты прав потребителей. Очень важно, чтобы и в дальнейшем рынок не стоял на месте, развивался и радовал своим качеством и изобилием.