Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 01 декабря 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/58327/

Время собирать машины

рубрика: Экономика
Автор: Александр СИВЦОВ
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Наш регион располагает значительным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом в сфере машиностроения. Предприятия области имеют серьёзный уровень компетенций в разработке и создании дизельных двигателей, коробок перемены передач и топливной аппаратуры. Однако конкуренция с ведущими производителями автомобильной и тракторной техники обязывает двигаться вперёд. Процесс ускорится после вступления России во Всемирную торговую организацию. Рынок стимулирует создание современных производств, в том числе – с участием иностранного капитала, а также развитие существующих мощностей. Ситуация диктует необходимость увеличения выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости, отвечающей всему спектру запросов отечественных и зарубежных потребителей. Всё это воплощается не на бумаге, а на практике.


Обновление автопрома

На днях в Заволжском районе областного центра завершено строительство производственной площадки «Группы ГАЗ». В новом, «с иголочки» подразделении ОАО «Автодизель» уже начата сборка образцов средних рядных двигателей семейства ЯМЗ-530, обладающих самыми современными экологическими параметрами.

Уверенно расширяет продуктовую линейку ОАО «Тутаевский моторный завод». При содействии областного правительства предприятие прочно закрепилось на конвейерах крупных производителей автотракторной техники, приступает к освоению уникальной для России продукции.

Первый ярославский большегрузный самосвал марки HD 785 «родился» в октябре на новом заводе строительных и дорожных машин японской компании «Комацу» в индустриальном парке «Новосёлки».

Так ярославские машиностроители вместе с их отечественными и зарубежными партнёрами отвечают на вызовы времени. Опираясь на поддержку правительства региона, они развивают новые технологии, используют на полную катушку возможности международной кооперации.

Идёт сцепка звеньев единой антикризисной цепи развития. Имя ей – модернизация отечественного автопрома. Создаётся фундамент ускоренного развития на Ярославской земле родственных кластеров экономики: дизельного двигателестроения и автокомпонентов.

Точки роста

Завод «Комацу» в Ярославле стал первым сборочным заводом этой компании в России, самым крупным из двадцати восьми подобных предприятий в мире. Он вносит значительный вклад в развитие промышленности в нашем регионе и в стране в целом.

Во время своей рабочей поездки по нашей области председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин отметил, что строительство предприятия завершено в рекордно короткие сроки – всего за год и три месяца, но на очень высоком уровне. И это стало возможным в условиях глобального мирового экономического кризиса, который, выходит, оказал не только негативное, но и стимулирующее влияние на динамику ярославской экономики.

Уникальным для деятельности зарубежного предприятия в России опытом явилось, кстати, то, что здесь осуществ­ляют полный цикл сборки строительной техники. Для максимальной адаптации её возможностей на отечественном рынке при заводе в «Новосёлках» функционируют учебный и научный центры, а также демонстрационная площадка, где потребители тестируют качество продукции.

Как утверждают специалисты японской компании с мировым именем, клиенты – это важные деловые партнёры, с ними на долгосрочной основе создаются доверительные взаимоотношения.

Коллектив «Комацу», как большая семья, основывается на традициях взаимоуважения, помощи друг другу и обмена знаниями. В столь позитивный процесс активно включились теперь многие наши земляки. Благодаря предприятию созданы сотни новых рабочих мест. Часть ярославских специалистов прошли стажировку в Японии.

Визит в область премьер-министра России помог в 2008 году развитию ОАО «Автодизель». Старая продукция предприятия, что выпускалась 30 лет, оказалась не востребована в кризисное время. Это привело к стагнации производства и сокращению кадров. Потребовалось искать достойный выход из сложной ситуации, что было сделано путём принятия решения о строительстве на левом берегу Волги в Ярославле площадки для сборки 530-х двигателей. При финансовом содей­ствии, с подачи федеральной власти, такого крупного партнёра, как Внешэкономбанк. Аналогов начинанию в стране не было, пожалуй, со времён открытия завода «КамАЗ».

– Проект рождался непросто. Нам пришлось за него повоевать, – говорит губернатор Сергей Вахруков. – И мы вряд ли смогли бы его реализовать без личного участия председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина.

Уникальное для нашей страны предприятие с мировым уровнем технологий имеет теперь возможность выпускать от 50 до 80 тысяч современных дизельных двигателей в год. По экологическому стандарту «Евро-4». Не за горами то время, когда дело дойдёт до производства моторов по ещё более высоким меркам «Евро-5».

В идеале через каждые 144 секунды здесь должен сходить с конвейера надёжный, недорогой и потому конкурентоспособный силовой агрегат, соответствующий лучшим мировым аналогам. Права на его конструкцию принадлежат «Автодизелю», который сразу занял достойное место в ряду законодателей машиностроительной моды.

Специалистов, средний возраст которых около 35 лет, в новом подразделении уже более 200 человек. Заработная плата составляет около 28 тысяч рублей. Три четверти персонала имеют высшее образование. Технологи, кон­структоры и испытатели стажировались у австрийских партнёров. Со временем штат пополнят ещё 300 работников, в том числе – выпускники профильных ярославских вузов. Кроме того, 700 человек займутся изготовлением шлейфа комплектующих деталей для семейства 530-х моторов.

– Запуск уникального производства – важный этап развития «Группы ГАЗ» и всего российского моторостроения. ЯМЗ-530 позволил привлечь в российскую промышленность лучшие мировые технологии, не имеющие аналогов в России и обеспечивающие высокое качество изготовления силовых агрегатов мирового уровня, – считает президент «Группы ГАЗ» Бу Андерсон, выразивший на церемонии завершения строительства признательность за поддержку идеи губернатору и правительству Ярославской области.

Перемены к лучшему заметны не только в столице региона. Благодаря комплексному инвестиционному плану развития Тутаева ожило градообразующее предприятие – ОАО «Тутаевский моторный завод». Здесь увеличили отгрузку продукции, перевооружают производство, успешно осваивают выпуск новых изделий – коробок перемены передач с различными крутящими моментами, уникальных роботизированных КПП, не имеющих российских аналогов, а также дизелей повышенной мощности.

Такая возможность появилась потому, что областная исполнительная власть нашла эффективный способ оздоровить экономику местного флагмана, выкупив обременительные для него площади. Именно на них активно формируется сейчас индустриальный парк «Мастер». Первым резидентом на этой площадке, целиком предназначенной для среднего и малого бизнеса, стала химическая компания «Сааргуми групп», которая также работает в сфере автокомпонентов.

На перспективный технопарк уже обратили внимание зарубежные производители. Для всех будут созданы равные условия, заверил Сергей Вахруков. Недавно губернатор детально проанализировал на совещании в Тутаеве с участием представителей местной власти и руководства ОАО «ТМЗ» весь ход работ согласно комплексному инвестиционному плану развития моногорода.

Взгляд на перспективу

По случаю 95-летия ОАО «Автодизель» со ссылкой на появление новой площадки за Волгой директор дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Игорь Кульган дал развитию событий следующую профессиональную оценку:

– Создание нового подразделения означает не только появление под маркой ЯМЗ продукта для самой перспективной на современном мировом рынке ниши моторов, не только и не столько новый этап перевооружения производственных мощностей одного из старейших машиностроительных предприятий России. Ярославский моторный завод, подтверждая своё историческое лидерство в отечественном дизелестроении, становится флагманом возрождающейся автомобильной отрасли.

Резонанс вводов в строй подобных объектов распространяется далеко за пределы нашего края. Одновременно внутри области возникают интересные перспективы тесного сотрудничества между род­ственными фирмами. К примеру, теми же «Автодизелем» и «Комацу». Тем более что расчётная годовая мощность японского завода в Ярославле – 3000 единиц 20-тонных и 40-тонных самосвалов, а также 7000 погрузчиков.

Не исключено, что вскоре появится возможность локализовать на предприятиях региона большое количество комплектующих для сборки подобной техники, увеличить объёмы загрузки всего ярославского машиностроительного комплекса.

Условия, которые создаются на Ярославской земле для работы прежних и новых предприятий машиностроительной отрасли, предназначены для поддержки российских научно-исследовательских и опытно-кон­структорских разработок, выпуска надёжной, конкурентоспособной продукции, где весьма велика сегодня доля свежих инновационных решений.

Правительство региона стремится направить отрасль по такому магистральному пути. Вырабатывая сбалансированную техническую политику, подкреплённую соглашениями о стратегическом партнёрстве. Чтобы обеспечить в «сухом остатке» возрождение, обновление и успешное развитие ярославского автопрома.