Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 марта 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/2/59453/

Надёжный компас в море рынка

рубрика: Экономика
Автор: Ирина ХРУПАЛОВА
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ

В море товаров и рекламы можно легко натолкнуться на рифы.
В этом наверняка убеждался каждый из нас. Купленная некачественная вещь в лучшем случае вызывает чувство досады, в худшем – наносит немалый ущерб семейному бюджету, вынуждает человека волноваться, искать выход из положения.


Кто хочет, тот добивается

Но как показывает опрос, не каждый из нас и вспомнит сразу, что есть у него хороший помощник в этом деле – закон «О защите прав потребителей». В нём есть определённые ограничения, но всё-таки, опираясь на него, товар можно обменять или вернуть потраченные на него деньги. «Было бы у человека желание и стремление побороться за себя», – говорят сотрудники отдела по защите прав потребителей управления развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии города Ярославля. Для такого утверждения у них есть все основания. Именно сюда обращаются за помощью ярославцы, столкнувшиеся с подобными проблемами. Помощь эта чисто консультативная, решать за нас наши проблемы здесь никто не будет, но всё-таки профессиональная консультация, моральная поддержка, настрой на победу многого стоят.

– В прошлом году за консультацией к нам обратились 2438 человек, – рассказывает заместитель начальника отдела Ирина Русакова. – Ещё почти 15 тысяч человек позвонили по телефону. Всем им была оказана консультативная помощь и при необходимости оказана помощь в составлении претензий к продавцу или производителю некачественного товара, недобросовестному исполнителю бытовых услуг. И, по неполным данным, наш отдел помог вернуть потребителям

3 миллиона 634 тысячи рублей. И это только мизерная часть от реальной суммы. Основана она на достоверных данных, полученных от самих граждан, сумевших отстоять свои права и сообщивших нам об этом, но делает это далеко не каждый. Наверное, некогда…

В том же, что успехи налицо, сотрудники отдела не сомневаются. Ведь они сразу говорят покупателю о том, есть ли у него шанс на победу. И даже если человеку придётся обратиться в экспертизу, а затем в суд, пойти поначалу на какие-то дополнительные расходы, вернуть потраченное всё равно можно. К тому же в ряде случаев вполне реально рассчитывать и на определённую компенсацию морального вреда.

Вот, например, одно из дел, которым пришлось им заниматься в прошлом году, связано с приобретением автомобиля. Купил человек долгожданную машину, взял под неё кредит в банке, а ездить так и не смог. Очень скоро выявился завод­ской брак. С помощью сотрудников отдела покупателю удалось составить грамотную претензию к магазину, продавшему машину, и возвратить все потраченные на это деньги, включая суммы кредита и страховок. А самой «мелочной» можно назвать претензии по поводу некачественных домашних тапок. Кто-то, может быть, и махнул бы рукой, приобретя тапки, которые развалились в течение месяца. Но с другой стороны, почему мы должны дарить две сотни рублей недобросовестному продавцу за товар, который можно только на свалку выбросить?

– Мы не знаем, как разрешилась эта ситуация, – говорят сотрудники отдела. – Но прин­ципиальность в данном случае – вещь вполне уместная, – считают они.

– Ну, а на что же чаще всего жалуются ярославцы? – интересуюсь у своих собеседниц.

Оказывается, на низкое качество сотовых телефонов, компьютерной техники, холодильников, телевизоров. Много жалоб по поводу обуви, швейных изделий. В только что завершившийся «пик» шубного сезона жалобы на них поступали едва ли не ежедневно.

В большинстве случаев людям хватало телефонной консультации, чтобы им стало ясно, как действовать.

История одной вещи

– Наверное, вся проблема в том, что российский рынок наводнён некачественными изделиями из Китая и Турции, произведёнными на неведомых нам предприятиях? Да и продавцы порой не пойми кого представляют. Сегодня они здесь, а завтра – ищи ветра в поле, – высказываю даже не предположение, а скорее соб­ственное убеждение, свойственное и многим моим знакомым.

– Китай действительно завалил нас товарами – почти вся компьютерная техника и телефоны на прилавках наших магазинов – тамошнее производство. Китай располагает дешёвой рабочей силой – и вот результат. Но качество производимого там товара разное, – говорят сотрудники отдела, основываясь на своём опыте. – А брак, он встречается и в изделиях вполне известных производителей России и ближнего зарубежья. Такой товар можно приобрести даже в фирменных магазинах.

Вот история про зимние мужские ботинки за четыре тысячи рублей вполне солидного производителя, которые приобрёл один ярославец. Буквально сразу они стали натирать человеку пятку. Он обратился с устной претензией в магазин, где ему ответили, что прежде чем выйти в этих ботинках на улицу, их надо было две недели разнашивать дома по ковру. Обувь не приняли, мотивируя отказ тем, что ботинки уже разношены… Но ходить в них совершенно невозможно. И человек обратился за консультацией в отдел по защите прав потребителей.

– Да, в статье 25-й закона «О защите прав потребителей» говорится, что обменять товар покупатель может в течение 14 дней, не считая дня покупки, если он не подходит ему по размеру, расцветке и так далее… Но мы поможем этому человеку в составлении претензии, только по другой причине, – говорят сотрудники отдела. – Основание – статьи 10 – 12 закона «О защите прав потребителей». Покупателю не предоставлена вся необходимая информация об условиях эксплуатации ботинок. В памятке к ним ни слова не сказано о требуемой предварительной разноске дома по ковру. К тому же, если в них ходить дома, всё равно следы эксплуатации обуви будут заметны. У мужчины есть все шансы вернуть свои деньги за такой товар.

Подобная история оказалась в запасе и у меня. «Клюнув» на рекламу об утюге вертикального глажения, моя знакомая поспешила приобрести его. Стоимость утюжка, который помещается на детской ладошке, оказалась немаленькой – три тысячи рублей. Лишь дома женщина выяснила, что никакой это не утюг, а дорожный отпариватель. И мощности его пара хватает лишь на десять секунд работы, после чего влагу надо заливать снова. К тому же производитель этого изделия неизвестен. «Китай» – значится в паспорте к нему. А Китай, как известно, велик. В гарантийном талоне не значится ни одной мастерской, куда в случае поломки изделия следует обращаться. И когда через день покупательница вернулась к продавцу за всеми этими разъяснениями и выразила желание сдать товар и получить потраченную сумму, продавец так и сделал. Причём без препирательств. На руках у женщины был товарный чек, да и приобретённый товар не был в употреблении.

…Просто всем нам надо быть очень бдительными, приобретая что бы там ни было, – советуют сотрудники отдела. И чтобы не попасть впросак, внимательно изучить всю информацию о товаре, приложенную к нему, или познакомиться с ней загодя хотя бы по Интернету.

Советы не постороннего

Информация о товаре обязательно должна быть на русском языке с указанием юридического адреса производителя. Если это швейные изделия, на них могут быть международные символы – как стирать и гладить, подвержены ли они только химической чистке. Услуга эта сейчас недешёвая, так что, покупая понравившуюся вещь, надо учесть и это.

– Был у нас случай, когда девушка купила швейное изделие белорусского производства – красивую трикотажную блузу. Вся информация об изготовителе к нему была на белорусском языке. Не всё было понятно. После первой стирки изделие потеряло свой вид. Оказалось, стирать его нельзя. Покупательница обратилась к нам, и ей удалось вернуть потраченные деньги, – рассказывает специалист отдела Лариса Кудимова. – На вещи не было никакой информации по уходу за изделием ни на белорусском, ни на русском языках, отсут­ствовали и международные символы по уходу за ней, которые знают все. Если же вы решили приобрести холодильник, стиральную машину, телевизор, компьютер, газонокосилку (по ним, кстати, тоже немало сезонных жалоб), мотоблок, любую другую бытовую или садовую технику или оборудование, то обратите внимание и на то, какой сервисный центр должен их обслуживать. Пройдёт два года, гарантийный срок закончится, продавец снимет с себя обязательства за качество вещи. Куда обращаться, если вещь вышла из строя, как решать вопрос с запчастями – обо всём этом тоже надо думать, выбирая товар, – советует Кудимова.

Вместе с ней и её коллегами пункт за пунктом повторяем мы азбуку такого нужного для каждого из нас закона «О защите прав потребителей». Вообще-то, в каждом магазине он должен быть на виду, чтобы покупатель и продавец могли в любое время обратиться к нему за справкой. Когда-то закон «О защите прав потребителей» факультативно изучали в некоторых школах города и по нему даже проводили своеобразные олимпиады среди ярославских подростков. Всё это куда-то кануло, а жаль.

Знаете ли вы, например, что потребитель имеет право предъявлять претензии к продавцу в течение двух лет, даже если гарантия на товар была рассчитана на год или полгода? А ведь такое право закон нам даёт. Правда, покупатель за пределами сроков гарантии товара самостоятельно доказывает то, что недостатки проявились в нём по вине производителя. После этого он может предъявлять претензии к продавцу или производителю товара о его ремонте или замене, либо потребовать возврата его стоимости, учитывая издержки, связанные с доказательной базой. Возможно, всё это и хлопотно, но, как говорят сотрудники отдела, вполне реально. Главное, не сидеть сложа руки.